Еда в Израиле стоит дорого. Особенно в общепите, где цена порции подобралась к 50 шекелям. Конечно, стоимость обеда в столовой где-нибудь в промышленной зоне на периферии и в тель-авивском квартале офисов и компаний хай-тэк, будет отличаться. Но и в том и в другом случае это будет накладно - с учетом разницы в зарплатах. Почему так происходит, известно, весь вопрос, как выйти из сложившейся ситуации. У правительства конструктивных идей на этот счет негусто, а с их реализацией дело обстоит еще хуже, поэтому образовавшуюся пустоту пытаются заполнить бизнесмены. Первым был Ави Кац, открывший сеть кафе Cofix с блюдами по 5 шекелей, затем появились несколько подражателей, а полтора года назад был сделан следующий шаг - предприниматель Нир Амар с несколькими компаньонами запустил "пилотный проект" сети Eight.
Название ("восемь" на английском) отражает главное отличие сети от всех прочих, ровно столько стоит там основное блюдо - булочка с мясом. Чтобы продумать логистику, Амару потребовалось полгода. "Чтобы сделать дешево, но качественно, надо было решить множество вопросов, - говорит он, - кто будет поставщиками продуктов, каким будет размер булочки, сколько положить мяса, какой взять соус, какие гарниры, какие блюда включить в меню, по какому графику должны работать закусочные…"
В итоге решили, что надо делать упор на бизнес-ланчи. Стоимость продуктов в гамбургере, который продают за 8 шекелей, составляет 3.40 (про другие расходы речь пока не идет). А вот стоимость продуктов для порции чипсов - всего шекель. Соответственно, если предложить покупателю бизнес-ланч, в котором будут и гамбургеры, и чипсы, можно получить прибыль. Налагать ограничения не стали - кто хочет купить один гамбургер, может его купить. Но подавляющее большинство, 95%, предпочитают брать бизнес-ланч за 26 шекелей, включающий две булочки с мясом, чипсы или салат и газированный напиток.
Меню во всех закусочных Eight нарисовано на стене. Гамбургер, корнбиф, шницель, антрекот, асадо, гусятина, яичница или грибы (для вегетарианцев) в булке - 8 шекелей. Дополнительно: обжаренный лук - шекель, авокадо - шекель, грибы - три, яйцо - четыре. Чипсы и пюре - 8 шекелей, салаты (три вида) - 8 шекелей, газировка - 4 шекеля, пиво - 8 шекелей, мороженное - 4 шекеля. Все. Каждый день, наверное, не походишь, но несколько раз в неделю можно. Вся еда готовится прямо на глазах у посетителей и тут же подается к столу. Да, все закусочные сети - кошерные.
Люди приходят самые разные, от школьников и до пенсионеров, много мужчин, занятых, судя по виду, физическим трудом, есть клерки. "Видите бабушку с двумя внуками, - говорит Нир, - Она заплатила 26 шекелей, взяла 2 гамбургера, поделила порцию чипсов пополам - и двое детей наелись. Людям это нравится, у нас постоянно очередь". Это правда - даже когда в соседних кафе остается один-два человека, в Eight толпится народ.
Сеть начиналась в Хайфе, в студенческом городке Техниона, - вначале казалось, что концепт лучше всего подходит студентам. И следующие отделения тоже открывалось в университетах и колледжах - в Афуле, Хадере, Беэр-Шеве, Кирьят-Моцкин. Так продолжалось год. Потом настал черед первого отделения на городской улице, в Холоне, которое открылось меньше трех месяцев назад. А в течение нескольких месяцев число таких филиалов достигнет десяти - закусочные появятся в Бат-Ям, Ришон Ле-Ционе, Реховоте, Герцлии, Нетании, Иерусалиме, Бейт-Шемеше, Кирьят-Ата, Димоне и Эйлат. Все эти отделения будут работать по системе франчайзинга - новые хозяева вложат деньги, а Eight предоставит им свое имя и технологии.
Нир Амар достаточно молод, сейчас ему 39 лет, но из них 20 лет он работает в сфере общественного питания. Создал четыре сети, открыл не менее 100 закусочных по всему Израилю. Иными словами, опыта ему не занимать. И этот опыт подсказал ему, что недостаточно создать место, где дешево и вкусно кормят. Для успеха нужен еще один компонент - нарядная обертка. Вот почему дизайн помещений Eight и форму для персонала разрабатывал серьезный дизайнер, а на роль "лица фирмы" был приглашен единственный израильский шеф, у которого в Амстердаме есть ресторан, отмеченный 2 мишленовскими звездами - Мошик Рот. Он прославился благодаря реалити-шоу на Втором телевизионном канале. Сегодня этот человек, которого в Израиле узнают на улицах, разрабатывает меню для Eight и рассказывает о сети израильтянам.
Органичное сочетание всех компонентов - цены, качества и грамотного пи-ара должно обеспечить Eight долгую жизнь. Для нас это означает, что можно будет еще долго обедать за половину обычной цены. А там, глядишь, подтянутся и новые бизнесмены, которые захотят изменить правила игры на рынке неприлично дорогой уличной еды.