Читайте также
В Лос-Анджелесе был объявлен список претендентов на призы Академии киноискусства США. О фаворитах и интригах предстоящей церемонии размышляет Екатерина Барабаш.
Сначала о грустном. Из девяти фильмов, представленных в главной номинации – "лучший фильм", – три картины, то есть ровно треть, оказались там вне всякой связи с кино. Прошлогодний скандал, связанный с отсутствием в номинациях темнокожих кинематографистов, вынырнул в этом году выбором трех фильмов только за то, что их сняли режиссеры-афроамериканцы с актерами-афроамериканцами. И не надо называть это политкорректность – это не она. Это – глупость и синдром чеховского Беликова. "Как бы чего не вышло".
Что делает в главной номинации главной кинопремии мира фильм Барри Дженкинса "Лунный свет" – понятно. Драмы о фатальном одиночестве в большой благополучной стране, особенно если ты чернокожий гей, да еще снятые внятно и честно, без лукавого слезовыжимания, будут в центре внимания всегда. Цвет кожи в данном случае важен только для самого фильма – именно он образует сюжет, на который нанизаны и хорошие актерские работы, и высокого уровня режиссура. Что касается двух других афроамериканских лент – "Скрытые фигуры" Теодора Мелфи и "Ограды" Дензела Вашингтона, то их присутствие в нескольких номинациях лишь еще больше выпячивает выдуманную проблему. Обе ленты очень слабенькие, от "Скрытых фигур" веет нафталином 70-х, когда снять фильм об умных темнокожих само по себе было поступком, а "Ограды" по своей стилистике отсылает к телеспектаклям второй половины 60-х.
Трусливое подыгрывание бузотерам, критикующим киноакадемию за невнимание к афроамериканцам, в результате откликнулось оскорбительной по отношению к тем же афроамериканцам игрой в поддавки. Очевидно, следующим шагом станет выделение "черного" кино в отдельную номинацию на радость бузотерам, которым нет дела до кино.
Фавориты и интриги
Фаворит нынешнего "Оскара" – безусловно, "Ла-ла ленд". Получив 13 номинаций (в одной из которых – "лучшая оригинальная песня" – заявлены аж два претендента от этого фильма), картина молодого американского режиссера французского происхождения Дамьена Шазеля (многие так, на французские манер, и произносят его имя) стала третьим рекордсменом "Оскара" по количеству номинаций. Ранее такое же количество номинаций получали ленты "Все о Еве" и "Титаник".
Успех "Ла-ла ленда", уже обласканного призами, в том числе и "Золотым глобусом", многие видят в легком дыхании этой картины, которая с одной стороны, отсылает нас в золотой век любимого и ненавистного Голливуда, расшаркиваясь перед ним, признаваясь ему в любви и ненависти одновременно, любовно смакуя все приметы этой добровольной киносегрегации. Но этого было бы слишком мало для такого оглушительного успеха, поэтому – с другой стороны – заметим, что Шазель также отдает дань европейской классике жанра, нимало не стесняясь поглядываний в сторону "Шербурских зонтиков". Не будем сбрасывать со счетов и такую важную, хоть и не проговоренную нигде вещь, как исключительной силы и одновременно – целомудрия – эротика. В фильме, где верхом откровенности стало лежание героев рядышком в кровати одетыми, оказалось море любовного настроения, мегатонны настоящей, полноценной эротики, какая не снилась всем эротическим фильмам вместе взятым. Следствие этой изысканно поданной чувственности – какая-то совсем уж щемящая нежность, не оставляющая на протяжении всего фильма. И главное: знакомое каждому современному жителю мегаполиса фатальное чувство невозможности соединения душ на фоне стремительного роста амбиций и желаний. Так что "Ла-ла лэнд" одномерен лишь на первый взгляд, надо только за простенькой ширмой разглядеть скрытые смыслы.
Мы немного отвлеклись от грустного – вернемся к нему. Еще из невеселых подарков нынешнего "Оскара": Андрей Кончаловский остался с "Раем", но без "Оскара". Представить себе, что могло бы быть наоборот, мог разве что российский оскаровский комитет, отличающийся завидной ежегодной нелепостью своих решений. Вот и в этом году – только ему одному невдомек было, что если два года подряд необычайно сильные фильмы получали "Оскара" за фильмы на одну и ту же тему – Холокоста, то на третий год тот же номер не пройдет, тем более учитывая сомнительный художественный уровень фильма.
Еще из невеселого и удивительного. Странно, что на этот раз академики обошли молчанием новую картину Мартина Скорсезе "Молчание" (простите за невольный каламбур). Правда, на звание лучшего оператора претендует Родриго Прието, оператор этого фильма, за бесспорно выдающуюся работу. Но непопадание фильма в главные номинации удивительно – "Молчание" как раз из тех фильмов, что должны нравиться академикам. Это кино сильнейшего гуманистического наполнения, масштабное, расковыривающее вечные болячки человеческого духа, с замечательными актерскими работами и традиционно цепкой скорсезевской режиссурой. Интересно, что Эндрю Гарфилд, сыгравший у Скорсезе главную роль, номинирован на "Оскара" за роль в другом фильме – "По соображениям совести" Мэла Гибсона. Кстати, одна из приятных неожиданностей нынешнего "Оскара" – возвращение в оскаровскую орбиту пребывавшего в забвении последние десять лет за свои пьяные антисемитские выпады Мэла Гибсона. Конкуренцию Гарфилду составят Райан Гослинг из "Ла-ла ленда", Кейси Аффлек из жесткой мелодрамы "Манчестер у моря", Вигго Мортенсон из "Капитана Фантастик" и Дензел Вашингтон из своего же фильма "Ограды", в котором он как актер проявил себя гораздо лучше, чем режиссер. У кого из перечисленных красавцев больше шансов – сказать трудно, они практически равны в своей актерской и мужской привлекательности, но все-таки младший брат Бена Аффлека выделяется на общем фоне своим умением играть на психологических нюансах.
Отдельная интрига – будущий "Оскар" за лучшую женскую роль. В том, что в номинацию попадет француженка Изабель Юппер, никто и не сомневался. Но вряд ли ее поклонникам надо утешаться опытом "Золотого глобуса", отданного французской актрисе. Не будем забывать, что "Глобус" – все-таки премия иностранных журналистов, их не слишком волнует национальная принадлежность своих героев. А "Оскаров" все-таки любят давать, за редким исключением, своим. Правда, в свое время "Оскары" доставались французским актрисам – Симоне Синьоре, Марион Котийяр, а Катрин Денев ограничилась номинацией. Самая вероятная претендентка на "Оскара" в этом номинации – Эмма Стоун из "Ла-ла ленда", сыгравшая гремучую смесь амбиций и преданности, нежности и жестокости. Из весомых конкуренток Стоун – пожалуй, только Натали Портман, сыгравшая Жаклин Кеннеди в картине "Джеки". Есть, конечно, и Мерил Стрип, но когда в номинации "Оскара" не окажется Мерил Стрип, это будет означать, что-либо самой Мерил, либо "Оскара" больше не существует.
Из тех, с кем хотел сразиться, да не сразился "Рай" Кончаловского, следует выделить "Тони Эрдманна" немки Марен Аде – картину, незаслуженно обойденную в Каннах, но вобравшую в себя лучшее, что есть в современном европейском кино. Тут и проблема отцов и детей, и удачная смесь задорного мейнстрима с нескучным авторским кино, и выдающиеся актерские работы, и смелость, и смущение. Конкуренцию ему мог бы составить "Коммивояжер" Асгара Фархади, но не настолько выдающийся это фильм, чтобы вручать за него второго "Оскара" (шесть лет назад режиссер уже получил "Оскара" за "Развод Надера и Симин").
Екатерина Барабаш