Читайте также
Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, произошедших когда-то с евреями. Но если знать внутренний смысл слов Торы, картина получается совершенно иная - проявляется сетка сил, управляющих нашим миром. Сегодня - глава "Трума" - "Пожертвование".
Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы (МАК) беседует его ученик, известный сценарист и кинорежиссер, Семен Винокур.
- Новая глава называется "Трума".
- Вообще "трума" - это жертвоприношение. Но слово "трума" можно еще прочитать как "тром хей", то есть, "тром а-Шем". А это значит - возвышение Творца. В любом случае, каббала не имеет в виду принесение в жертву своей овечки.
- Давайте по порядку. Глава рассказывает, из чего и как строится Скиния Завета.
- Она строится по образу и подобию высшего, управляющего нами мира - системы, которая вне рамок наших ощущений.
- Есть такой пласт, управляющий нами?
- Это не пласт, эта система пронизывает все. Ее части связаны между собой бесконечным количеством взаимоотношений - все замкнуто на все. У нас ни в разуме, ни в чувствах нет возможности воспринять такую систему.
Мы даже не догадываемся о ее существовании - для этого мы должны были бы быть аналогичным образом созданы внутри. А поскольку внутри нас нет подобной модели, мы можем воспринимать лишь ее отдельные части и суммировать их. Но это - всего лишь сумма, это не все вместе.
- То есть, я не могу всю ее ощутить?
- Только если будешь уподобляться ей. Тогда в мере подобия этой системе ты начнешь ее раскрывать. А иначе она находится в другом измерении. Она проходит сквозь тебя, но ты ее не ощущаешь.
- Почему эта глава так подробно, до последних мелочей рассказывает, как надо при строительстве Святилища изготовить все эти балки, покрытие, завесу и пр.?
- Тора не призывает тебя все это строить из камня и дерева - из материалов нашего мира. Создай в себе!
Что такое "камень"? Что такое "дерево"? Обнаружь в себе эти свойства и создай в себе из них условия как бы "по размерам и чертежам" высшего мира - той системы, о которой мы только что говорили. Если ты в себе создашь такие условия, ты постигнешь эту систему, и она будет тогда называться святилищем.
Вообще же Святилище - это большая палатка, в которой собираются люди, чтобы объединиться и в этом объединении раскрыть между собой высшую силу.
- Давайте прочитаем начало главы:
/1/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: /2/ "СКАЖИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ, ПУСТЬ ВОЗЬМУТ ПРИНОШЕНИЕ ДЛЯ МЕНЯ. ОТ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, СЕРДЦЕ КОТОРОГО ПОЖЕЛАЕТ ТОГО… /3/ И ВОТ ПРИНОШЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВЫ БУДЕТЕ ПРИНИМАТЬ ОТ НИХ: ЗОЛОТО, И СЕРЕБРО, И МЕДЬ, /4/ И ГОЛУБУЮ ШЕРСТЬ, И БАГРЯНИЦУ…
До этого были жесткие указания. И вдруг - "сердце которого пожелает того".
- А как же?! Только по желанию.
Есть четкие запретительные заповеди, которые должен соблюдать каждый, потому что иначе он не находится даже в минимально необходимом соответствии с системой управления. Тогда он просто не называется "человеком".
А есть система более высокая, которая как бы разрабатывает в себе команды управления и управляет нами.
- Это они - "сердце которых пожелает"?
- Да. Это - особые люди, которые называются "леви" или "коаним".
- Речь идет о служителях Храма, Бейт а-Микдаш?
- Служитель - это человек, который исправил свои свойства, уподобив их свойствам Творца. Только это и является служением. Творцу не нужно никакого служения от нас. Он - Абсолют. Ни поклонения, ни восхищения нашего Ему не нужно. Это нужно нам, чтобы подняться над собой.
- Читаем дальше:
/8/ И ПОСТРОЯТ МНЕ СВЯТИЛИЩЕ, И Я БУДУ ОБИТАТЬ СРЕДИ НИХ. /9/ СДЕЛАЙ ВСЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМ ОБРАЗОМ ШАТРА И ТЕМИ ОБРАЗАМИ ПРЕДМЕТОВ В НЕМ, КОТОРЫЕ Я ПОКАЗЫВАЮ ТЕБЕ...
Так что подразумевает Тора под словом "святилище"?
- Это исправленное желание человека, которое до исправления было самым эгоистическим.
- Это закрытая зона для всех, кто не дошел до этого состояния?
- Святилище? В каждом человеке есть такое самое глубокое желание - его эгоистическое ядро. И именно в нем строится Святая Святых.
То есть, Святая Святых - там, где и огромный эгоизм, и свойство отдачи и любви.
- Можно сказать, что Святая Святых - это маленькая белая точка в середине самого черного средоточия черноты?
- Да. И она освящает эту темноту.
- И там обитает Творец?
- Да. А вокруг разные другие "строения" - и двор, и сама палатка, и брусья, и так далее.
Есть чертежи, которые в таком овеществленном виде дают нам представление о том, как ориентированы эти строения в высших мирах. Определенные свойства высших миров в нашем мире образуют соответствующие им направления - юг, запад, север, восток.
Тот, кто умеет читать эти чертежи, способен язык чертежа переводить на язык своих свойств. Глядя на чертеж, он представляет, как ему комбинировать свои силы, свойства, намерения, чтобы достичь состояния, называемого "явлением Творца". Иначе говоря, чтобы подготовить "место" для раскрытия Творца.
- Зачем такая точность: "И пусть сделают ковчег из акации - два с половиной локтя длиной…" и т. д. Почему именно акация?! Что такое золото, которым покрывают его снаружи и внутри?
- Есть 10 основных сфирот - свойств. В каждой из них - свои 10, в каждой из которых - тоже 10, и т. д. Все делится на свойства и комбинации связей между ними. Все это находит отражение в материальном мире в виде огромного многообразия неживой природы, растений, животных и людей.
Каждая часть должна содержать свое основное свойство и должна быть подобна Творцу. Скажем, Коэн должен быть именно коэном, и только женатым, и еще таким-то и таким-то.
Животные должны быть кошерными. То есть, конкретные виды животных - с раздвоенными копытами и определенной системой пищеварения, и такие-то, и такие-то.
Растения - та же акация или, скажем, ливанский кедр. Почему не какое-то местное дерево? Срубил, и все. Но - нет! Именно кедр, который привозят из Ливана. И так далее - золото, серебро, медь…
И еще - ты не просто выбираешь свойство, ты его должен изменить, придав ему определенный вид. Скажем, - жадный, злой или, наоборот, радушный, щедрый. То есть, все свойства должны быть собраны так, чтобы каждое из них было в определенном виде и в определенном сочетании с другими. Так строится это "место" для раскрытия Творца.
- Дальше написано:
/18/ И СДЕЛАЙ ДВУХ КРУВОВ ИЗ ЗОЛОТА, НА ДВУХ КОНЦАХ КРЫШКИ... /20/ И БУДУТ КРУВЫ С ПРОСТЕРТЫМИ ВПЕРЕД, ПРИПОДНЯТЫМИ КРЫЛЬЯМИ. КРЫЛЬЯ ИХ ДОЛЖНЫ ПРИКРЫВАТЬ КРЫШКУ…
- Крув - от слов "каров", "леиткарев" - близко, приближаться. Крувы - наивысший вид желаний, устремленных к Творцу.
- Потом такая фраза:
/22/ И Я БУДУ ЯВЛЯТЬСЯ ТЕБЕ ТАМ, И БУДУ ГОВОРИТЬ С ТОБОЙ ИЗ ПРОСТРАНСТВА НАД КРЫШКОЙ, МЕЖДУ ДВУМЯ КРУВАМИ, КОТОРЫЕ НА КОВЧЕГЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА СОЮЗА, ТАК Я БУДУ ПЕРЕДАВАТЬ ЧЕРЕЗ ТЕБЯ ВСЕ ПОВЕЛЕНИЯ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ.
- Во-первых, все строится в желании. Кроме желания, вообще ничего нет. И в этом желании - первоначально эгоистическом - мы постепенно создаем исправленные области.
Самая верхняя область - это крувы.
- Они крыльями как бы закрывают часть Ковчега?
- Да. Ковчег - это такой ящик, или шкаф, который называется "Арон Кодеш". В нем хранятся Скрижали Завета. А сверху - два крува, которые прикрывают его крыльями…
И между ними раздается голос Творца.
- Красиво!
- Да, поэтично. Но наши представления о том, что все это строится в материи нашего мира, совершенно не соответствуют тому, о чем пишет Тора. Все это надо выстроить внутри себя, из своих желаний. Каббала говорит только о желаниях.
Никакой другой материи в мире нет. А "материя, данная нам в ощущениях" - по определению Энгельса, - не существует на самом деле.
Между прочим, очень интересно сформулировано! И трактовать эту формулировку можно, как угодно. То есть, материя дана нам в ощущениях. А вне наших ощущений - материи нет.
Ниже "места" (желания) между крувами - желание менее исправленное, как бы более овеществленное. Это сам ящик, "Арон Кодеш". Арон - это вместилище. Кодеш - святость.
Святостью называются свойства отдачи и любви. То есть, Арон Кодеш - это вместилище этих свойств.
- Далее - подробнейшие указания - из чего сделать этот ящик, как сделать кольца, как продевать в них палки, чем его накрывать, как изготовить менору и многое другое.
Почему менора делается из золота?
- Золото символизирует эгоизм. Менора представляет собой великую идею: самый низкий эгоистический материал - золото, - уподобившись свойствам Творца, превращается в самое возвышенное свойство и начинает излучать свет.
В принципе, все эти указания объясняют только, какие наши желания, в какой последовательности, в каких комбинациях мы должны привести к подобию Творцу. Это - вся Тора.
Весь шатер со всеми его атрибутами подобен полностью исправленному миру. То есть, весь процесс изготовления Скинии рассказывает нам об исправлении, которого мы должны достичь.
- Мы как бы раскрываем нашу душу?
- Мы раскрываем ее эгоистическую суть, а потом над ней поднимаем этот "шатер", то есть, строим над ней альтруистическое намерение.
Вся эта глава точно объясняет, из чего и как мы должны себя собрать. Ведь мы собираем душу. А она должна стать подобной Творцу. Поэтому она и называется "Адам" - от слова "домэ", подобный.
Вот это - наша работа. А как ее выполнить, - объясняет каббала.
Подготовила Светлана Волчек