Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Салат

А
А

"Все реки текут в море, но море не переполняется"

Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, произошедших когда-то с евреями.

24.03.2017
Zahav.ru Открытый телеканал

Читайте также

Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, произошедших когда-то с евреями. Но если знать внутренний смысл слов Торы, картина получается совершенно иная - проявляется сетка сил, управляющих нашим миром. Сегодня две главы - "Ваякель" и "Пкудей".

Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы (МАК) беседует его ученик, известный сценарист и кинорежиссер, Семен Винокур.

- "Ваякель" в переводе на русский язык означает "И собрал". В этой главе Моше передает народу указания Творца:

/1/ И СОЗВАЛ МОШЕ ВСЕ ОБЩЕСТВО СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, И СКАЗАЛ ИМ: "ВОТ ЧТО ПОВЕЛЕЛ БОГ СДЕЛАТЬ: /2/ ШЕСТЬ ДНЕЙ МОЖЕТ СОВЕРШАТЬСЯ РАБОТА, А ДЕНЬ СЕДЬМОЙ ДА БУДЕТ СВЯТ ДЛЯ ВАС..."

Каков смысл слова "собрал" в этом отрывке?

- Прежде всего, речь в Торе идет не о семи днях недели и не о людях в нашем материальном мире. Тора всегда говорит о внутреннем, духовном мире человека, - хотя все, что в нем происходит, так или иначе отражается и в нашем мире тоже.

Основой нашей духовной природы является желание наслаждаться, и то, о чем здесь говорится, - идет сборка эгоистических желаний человека или общества. В каждом из нас есть эти разрозненные желания - далекие друг от друга, часто антагонистические, части нашей разбитой души.

И все, что нам предстоит сделать, - это собрать их, как пазл, в одну единую душу. Иначе говоря, нам надо собраться над всеми нашими различиями в одно целое.

Сборка эта происходит под воздействием высшего света, который называется "ор макиф" (окружающий свет). То есть, вокруг нас находится это свойство единства и любви Творца. Если мы пытаемся быть Ему подобными, Он воздействует на нас в мере нашего усилия и помогает нам собраться.

Когда мы начинаем собираться, мы обнаруживаем, что наши желания, - или свойства, - создают нечто цельное, какую-то структуру. Это - блок, часть души, состоящая из т. н. "сфирот" - свойств, которые называются: хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход и есод.

- Шесть дней, о которых говорится в нашем отрывке, - это и есть эти шесть сфирот?

- Именно об этом идет речь. И на этом - после шести "дней" - наша работа заканчивается, а на седьмой день свет производит основную работу. Седьмое действие - ударное: к шести сфирот добавляется последняя, седьмая сфира, малхут, суббота, которая склеивает собранные нами шесть сфирот и добавляет еще три верхние сфиры - свойства света.

То есть, ты собираешь эти шесть частей, а потом даешь свету спаять их. Он их склеивает, и получается законченный блок души.

Поэтому суббота - самый святой день. Даже по названию он выделяется среди остальных дней недели. На иврите дни недели называются просто: день первый, день второй, третий и так до шестого, а седьмой день называется особенно - шаббат.

Сказано: "День отдыха чтобы был у вас". Но это не значит просто сложить руки, сидеть и ничего не делать.

- А что мы делаем в шаббат?

- В течение шести дней мы совершали сборку. В шаббат надо остановиться и дать возможность свету склеить собранные нами части. Свет заканчивает нашу работу, а мы, глядя на его действия, начинаем постигать его свойства. Эти свойства входят в нас, и мы, наконец, ощущаем постепенное объединение всех этих частей в одно целое.

Получается, что мы поднялись на следующий уровень уподобления свойствам света. Так что это не просто отдых.

- А почему нельзя работать в шаббат?

- Если мы продолжаем сборку в шаббат, мы как бы пытаемся работать вместо света, вызывая этим нарушение всей системы исправления. Лучше ничего не делать всю неделю, чем продолжать ту же работу в шаббат.

Итак, получается законченный духовный объект: мы собираем шесть сфирот, за ними малхут, суббота, свет добавляет еще три высшие сфиры - кетэр хохма, бина. Выходит: кетэр хохма, бина, затем шесть сфирот - хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод, - и, наконец, последняя сфира, малхут. Получается полная система - десять сфирот. Любая часть души состоит из этих десяти частей.

Закончилась неделя - начинается следующая. Еще один блок, и еще один - и так неделя за неделей. За определенное количество таких операций мы собираем всю общую душу. И в этом, практически, и заключается весь процесс нашего исправления!

Причем, речь идет не о днях, а о действиях. Мы можем все эти шесть действий сделать в течение, скажем, пятнадцати минут, а можем за два месяца.

- А что представляет собой соблюдение субботы в материальном виде?

- Соблюдение субботы в материальном виде - это отражение в нашем мире духовных действий, которые каббала призывает делать. И призывает потому, что именно они и есть самое главное.

В течение шести "дней" мы собираем части своего эгоизма - своих отношений с другими людьми. А в седьмой - понимаем, что на самом деле не в состоянии их объединить. В этот день свет заканчивает нашу работу, а мы постигаем его свойства. Эти свойства входят в нас, в систему наших связей с другими людьми.

- Самим лучше и не пытаться сделать всю работу?

- Сами мы не можем ее сделать. Нет у нас такой силы. Ведь всем нам присуща только эгоистическая природа.

И мы видим, что ни кибуцы, ни советская власть в России и в других местах не смогли объединить людей. Все эти попытки обречены на неудачу. Это возможно только, если действовать по этой схеме: шесть дней мы собираем части нашей души, а в седьмой настолько желаем их соединения, что их склеивает именно та самая сила, которая их когда-то разрушила!

- Давайте немного поговорим о главе "Пкудей" - "Указания". В ней Моше отчитывается перед народом о построении Шатра Завета.

Я заглянул в Книгу Зоар - каббалистический комментарий на Тору. Эта глава в ней начинается так:

"Вот исчисления Скинии, Скинии свидетельства". Сказано: "Все реки текут в море, но море не переполняется". "Все реки" - это реки и источники святости, сфирот Зеир Анпина, которые наполнились и вышли, чтобы светить и наполнять великое море, т. е., малхут. И после того, как великое море наполнилось со стороны этих рек, оно выводит воды и дает напиться всем зверям полевым. Сказано: "Поят они всех зверей полевых"...

Книга Зоар сразу вводит нас в язык каббалы.

- Конечно. Этот язык лучше всего объясняет, о чем говорит Тора.

- Что за "реки текут"?

- Реки - это света, которые протекают через духовный мир Ацилут и постепенно исправляют нас - части малхут, - приводя нас к объединению.

- Это мы - звери полевые, которые питаются этим светом?

- Да. И поэтому развиваемся. Но пока на "животном" уровне. Мы уже говорили в предыдущих главах, что есть четыре уровня желаний - неживой, растительный, животный и человеческий.

Мы бегаем, прыгаем, что-то делаем на этом шарике. И все это пока еще развитие "животного" желания - эгоистического, неосознанного. Нас развивает высшая сила по своей программе.

А если мы, не зная этой программы, пытаемся, - как некоторые диктаторские режимы - отклониться от естественного эгоистического развития, - мы видим, к чему это приводит. В результате все эти режимы вынуждены возвращаться к естественному развитию, - то есть, к тому, которым ведет нас природа.

Итак, до какого-то момента эти "реки" ведут нас эгоистическим путем. Но в итоге они же вынуждают каждого из нас осознать порочность этого пути.

- Какое указание звучит от малхут мира Ацилут?

- Ацилут - это мир полного объединения всех эгоистических сил. Поэтому его требование к нам: "Уподобьтесь свету! Поднимитесь над эгоизмом и объединяйтесь!" А мы пока не хотим этого.

Сегодня нам предоставлена свобода выбора. Свобода ограниченная, потому что программа все равно должна быть выполнена. Свобода - только в том, чтобы принять эту программу и выполнять ее добровольно.

- И это вся свобода?

- Да. Ведь человек - создание! А раз он создан Природой, или Творцом, - что одно и то же, - он не может быть абсолютно свободным. Он находится под воздействием этой силы, как все в природе.

На нас свыше нисходят две силы, эгоистическая и альтруистическая, отрицательная и положительная (отрицательная со стороны эгоизма, положительная - снаружи, от света). И между ними идет борьба.

До этого момента человек был марионеткой высшего управления. Момент свободного выбора человеком пути исправления своего эгоизма является началом Человека в нем.

- А при чем здесь Шатер Завета?

- Шатер Завета, который мы должны построить, - это и есть наше исправленное желание. Вся Тора - это программа построения Человека - сосуда, который будет в итоге наполнен высшим светом. Как наше тело наполнено материальной жизненной силой, так и этот духовный сосуд, душа, наполняется силой света, духовной жизнью. И когда этот сосуд будет создан, - тело может умирать, а душа останется.

- Мы закончили главу "Пкудей", которая завершает вторую из пяти книг Торы. Закончено построение Шатра Завета, с которым народ Израиля будет двигаться в страну Израиля. У нас впереди еще долгий путь в духовную Эрец Исраэль. Оставайтесь с нами!

- Наша задача - полное объединение всех частей души в одну единую душу. Тогда мы и постигнем свет, который ее наполнит - то есть, Творца, созидающую силу всего Мироздания. В этом - наша работа и наша цель.

Подготовила Светлана Волчек

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке