Читайте также
Вечный огонь
Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, произошедших когда-то с евреями. Но если знать внутренний смысл слов Торы, картина получается совершенно иная - проявляется сетка сил, управляющих нашим миром. Сегодня глава "Цав" - "Передай повеление".
Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы (МАК) беседует его ученик, известный сценарист и кинорежиссер, Семен Винокур.
- В главе "Цав" - "Передай повеление" - Моше по велению Творца приказывает Аарону прийти, одевает его в специальные одежды и показывает, как коэн должен себя вести.
- Прежде всего, Тора не рассказывает нам о каких-то людях, а в аллегорической форме описывает то, что происходит во внутреннем мире человека.
"Коэном" в совокупности всех желаний человека называется самая эгоистическая их часть, которая, исправляясь, достигает самой большой высоты, потому что изначально была самой низкой. Что касается нашей истории, в народе есть поверье, что у коэнов самый плохой характер, что они самые жесткие и черствые люди.
- Коэнами становились самые эгоистичные члены общества?
- Да. И чтобы исправить свой огромный эгоизм, - а законы для коэнов были самые строгие, - коэну надо было буквально вывернуть себя наизнанку. Зато, исправив его, он поднимался на самую высокую ступень с самой низкой и становился духовным учителем и предводителем народа.
Каббалисты всегда были самыми упорными людьми. Упорство помогало им в работе над собой. Окружающим эта работа не видна. В быту каббалисты - обычные люди. Вся их работа - скрытая.
Каббалист работает, чтобы стать подобными Творцу. Т. е., ему надо научиться думать не о себе, а о других, любить не себя, а других, заботиться не о себе, а о других.
- Ему необходимо упорство, чтобы не изменить раз принятому решению?
- Оно может меняться, как путешествие по Синаю.
- То есть?
- За 40 лет странствий по пустыне евреи прошли расстояние, которое можно пройти за неделю. Значит, они петляли по Синаю. Но ведь все это время они шли и в итоге пришли в Эрец Исраэль.
- Я начинаю понимать: изменение направления - это не изменение предыдущего решения?
- Не изменение, а уточнение его. Так самонаводящаяся ракета все время корректирует направление своего полета. Но цель она не меняет.
Вот и у каббалиста цель все время одна - слияние со свойством Творца абсолютной любви при полном объединении всех разбитых душ.
- Книга Зоар слова Торы "Повели Аарону" объясняет так:
"Повели Аарону" - это указание, как увенчаться духом святости, поднимая его все выше и выше. И как отделиться от духа нечистоты...
- То есть, речь - о чисто духовном наставлении. Этим все сказано.
- Дальше в Зоар написано:
"Огонь постоянный зажжен будет на жертвеннике, не угаснет". Это Тора, которая называется огнем... она должна светить "постоянно на жертвеннике", над малхут.
- "Горят" девять высших сфирот - частей души. А десятая, самая эгоистичная, малхут, должна постоянно их подпитывать. Это, - как светильник: налито масло, а в нем фитиль. И фитиль горит не потому, что масло горит - само масло гореть не будет. Горит лишь то масло, которое пропитывает фитиль. Фитиль сам тоже не горит. Только если есть соединение между маслом и фитилем, масло в фитиле сгорает.
Так и наша душа. Ее девять сфирот - это фитиль, альтруистическое намерение. А малхут - это материал, который горит не сам по себе, а только в соединении с девятью сфирот. Малхут питает первые девять сфирот, что приводит к тому, что в них постоянно есть свет.
- Дальше Книга Зоар объясняет:
"...тот, кто совершает нарушение, гасит огонь заповеди, называемой "свеча". Так он гасит "свечу тела своего" - то есть душу, о которой сказано: "Душа человека - это свеча Творца".
- Совершивший прегрешение может погасить свечу. Но окружающий свет все равно приведет к тому, что эта свеча - соединение между свойствами Творца и свойствами человека - появится вновь. И свойства человека будут постепенно исправляться, становясь все более подобными свойствам Творца.
Мы находим этот неугасающий огонь во многих сюжетах. Например, в рассказе о Маккавеях говорится о единственном кувшинчике масла, которое горело восемь дней, хотя масла в нем было всего на один день. Это олицетворение вечного огня - постоянного стремления к цели.
Нам необходимо поддерживать этот огонь - необходим контакт между нашим эгоистическим желанием и Творцом, чтобы между ними постоянно горел свет. Наше желание служит материалом для огня. Самого света, без нас - нет. Нет Творца, нет света.
- Что это значит?
- Свет появляется тогда, когда мы устремляемся к подобию Творцу, к Его уровню. Тогда и загорается эта свеча. Творец потому и называется "Борэ" ("бо у рэ") - приди и узри, обнаружь. Где Творец был до этого? Не было Его!
- Как понимать - Его не было?
- Его нет без наших усилий познать Его. Мы Его создаем! Так и сказано в Зоаре: "Вы делаете Меня". Мы делаем Его из тех свойств, которые создала и приготовила для нас высшая сила, совершенно не раскрываемая нами, - т. н. “Ацмуто”. А тот образ, который мы способны постичь, который называется “Творец”, - Его мы раскрываем в себе сами, мы Его создаем. Иначе постичь Его мы не можем, только в наших внутренних сенсорах.
- А что такое "заповедь"?
- Мы уже говорили о том, что в основе всего Мироздания есть лишь две силы - получающая и отдающая. Природой высшего мира является желание любить и отдавать. А человеческой природе присуще только желание получать наслаждение. Наша задача - исправить нашу природу, приобретя к своему исконному желанию получать дополнительную силу - силу высшей природы, Творца.
Когда я нахожусь в низшем, эгоистическом состоянии, - это называется "прегрешение". А когда в высшем, исправленном, - это называется "заповедь", тогда и "загорается свеча".
Так вот: человек все время болтается: прегрешение - исправление, прегрешение - исправление. Сказано: "Нет праведника, который не совершил бы прегрешения". Только исправив прегрешение, можно стать праведником, исправленным.
- Но никто в мире не намерен заняться своим исправлением.
- Ты прав. Даже те, кто видит, что эгоизм, питающий в нас зависть, соперничество, ненависть, ведет нас к катастрофе, рассуждают: "А что делать? Это наша природа".
Мы ни о чем не можем договориться. Одни половину пищи выбрасывают, другие в это же время голодают. И все относятся к этому спокойно.
- Никто никому не сочувствует?
- Какое сочувствие? Между людьми и странами - только вражда, соперничество и ненависть.
- К чему это может привести?
- Когда антагонизм и раздоры достигнут состояния, при котором всем нам будет от этого плохо, когда мы сочтем это состояние невыносимым, когда каждый почувствует прямую угрозу существованию - не человечества: на человечество всем наплевать, а себя лично, - тогда люди начнут искать выход. И тогда они его найдут.
Потому что методика превращения взаимной ненависти и неприязни в согласие, дружбу и равенство существует. Но! Какие страдания мы должны пройти до этого?!
Нам стоит, используя свой разум и предвидя надвигающиеся беды, воспользоваться этим знанием и постараться избежать их.
- Должен сказать, я не испытываю оптимизма по этому поводу.
- Я тебя понимаю. Человек не готов сдвинуться с места, пока собственный горький опыт не заставит его двигаться. Животные убегают за три дня до тайфуна, а человек смотрит на приближающуюся волну, даже когда она уже захлестывает берег, - и снимает телефоном это зрелище.
То же самое происходит сегодня в мире: есть масса признаков того, что что-то приближается - пусть не через три дня, а даже через несколько лет, но люди по-прежнему надеются, что "сфотографируют" этот "тайфун" с безопасного расстояния.
Так что серьезных причин для оптимизма нет. Однако если мне дано видение того, как человечество может избежать больших страданий, разве я не обязан кричать об этом? На пике самых сильных страданий люди будут вынуждены объединиться, но лучше согласиться на это раньше.
- Как будет происходить это исправление?
- Если коротко, - наше исправление состоит из двух этапов - осознание зла и реализация добра.
- А в каком состоянии мы сегодня?
- Сейчас мы в состоянии перед осознанием зла. Главное для человечества на данном историческом этапе - осознать, что наш единственный враг - наш собственный эгоизм. А там уже мы перейдем и ко второму этапу.
Подготовила Светлана Волчек