Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+26+19
Иерусалим
+23+15

Салат

А
А

Вы делаете Меня

Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, произошедших когда-то с евреями. Но если знать внутренний смысл слов Торы, картина получается совершенно иная.

07.04.2017
Zahav.ru Открытый телеканал

Читайте также

Вечный огонь

Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, произошедших когда-то с евреями. Но если знать внутренний смысл слов Торы, картина получается совершенно иная - проявляется сетка сил, управляющих нашим миром. Сегодня глава "Цав" - "Передай повеление".

Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы (МАК) беседует его ученик, известный сценарист и кинорежиссер, Семен Винокур.

- В главе "Цав" - "Передай повеление" - Моше по велению Творца приказывает Аарону прийти, одевает его в специальные одежды и показывает, как коэн должен себя вести.

- Прежде всего, Тора не рассказывает нам о каких-то людях, а в аллегорической форме описывает то, что происходит во внутреннем мире человека.

"Коэном" в совокупности всех желаний человека называется самая эгоистическая их часть, которая, исправляясь, достигает самой большой высоты, потому что изначально была самой низкой. Что касается нашей истории, в народе есть поверье, что у коэнов самый плохой характер, что они самые жесткие и черствые люди.

- Коэнами становились самые эгоистичные члены общества?

- Да. И чтобы исправить свой огромный эгоизм, - а законы для коэнов были самые строгие, - коэну надо было буквально вывернуть себя наизнанку. Зато, исправив его, он поднимался на самую высокую ступень с самой низкой и становился духовным учителем и предводителем народа.

Каббалисты всегда были самыми упорными людьми. Упорство помогало им в работе над собой. Окружающим эта работа не видна. В быту каббалисты - обычные люди. Вся их работа - скрытая.

Каббалист работает, чтобы стать подобными Творцу. Т. е., ему надо научиться думать не о себе, а о других, любить не себя, а других, заботиться не о себе, а о других.

- Ему необходимо упорство, чтобы не изменить раз принятому решению?

- Оно может меняться, как путешествие по Синаю.

- То есть?

- За 40 лет странствий по пустыне евреи прошли расстояние, которое можно пройти за неделю. Значит, они петляли по Синаю. Но ведь все это время они шли и в итоге пришли в Эрец Исраэль.

- Я начинаю понимать: изменение направления - это не изменение предыдущего решения?

- Не изменение, а уточнение его. Так самонаводящаяся ракета все время корректирует направление своего полета. Но цель она не меняет.

Вот и у каббалиста цель все время одна - слияние со свойством Творца абсолютной любви при полном объединении всех разбитых душ.

- Книга Зоар слова Торы "Повели Аарону" объясняет так:

"Повели Аарону" - это указание, как увенчаться духом святости, поднимая его все выше и выше. И как отделиться от духа нечистоты...

- То есть, речь - о чисто духовном наставлении. Этим все сказано.

- Дальше в Зоар написано:

"Огонь постоянный зажжен будет на жертвеннике, не угаснет". Это Тора, которая называется огнем... она должна светить "постоянно на жертвеннике", над малхут.

- "Горят" девять высших сфирот - частей души. А десятая, самая эгоистичная, малхут, должна постоянно их подпитывать. Это, - как светильник: налито масло, а в нем фитиль. И фитиль горит не потому, что масло горит - само масло гореть не будет. Горит лишь то масло, которое пропитывает фитиль. Фитиль сам тоже не горит. Только если есть соединение между маслом и фитилем, масло в фитиле сгорает.

Так и наша душа. Ее девять сфирот - это фитиль, альтруистическое намерение. А малхут - это материал, который горит не сам по себе, а только в соединении с девятью сфирот. Малхут питает первые девять сфирот, что приводит к тому, что в них постоянно есть свет.

- Дальше Книга Зоар объясняет:

"...тот, кто совершает нарушение, гасит огонь заповеди, называемой "свеча". Так он гасит "свечу тела своего" - то есть душу, о которой сказано: "Душа человека - это свеча Творца".

- Совершивший прегрешение может погасить свечу. Но окружающий свет все равно приведет к тому, что эта свеча - соединение между свойствами Творца и свойствами человека - появится вновь. И свойства человека будут постепенно исправляться, становясь все более подобными свойствам Творца.

Мы находим этот неугасающий огонь во многих сюжетах. Например, в рассказе о Маккавеях говорится о единственном кувшинчике масла, которое горело восемь дней, хотя масла в нем было всего на один день. Это олицетворение вечного огня - постоянного стремления к цели.

Нам необходимо поддерживать этот огонь - необходим контакт между нашим эгоистическим желанием и Творцом, чтобы между ними постоянно горел свет. Наше желание служит материалом для огня. Самого света, без нас - нет. Нет Творца, нет света.

- Что это значит?

- Свет появляется тогда, когда мы устремляемся к подобию Творцу, к Его уровню. Тогда и загорается эта свеча. Творец потому и называется "Борэ" ("бо у рэ") - приди и узри, обнаружь. Где Творец был до этого? Не было Его!

- Как понимать - Его не было?

- Его нет без наших усилий познать Его. Мы Его создаем! Так и сказано в Зоаре: "Вы делаете Меня". Мы делаем Его из тех свойств, которые создала и приготовила для нас высшая сила, совершенно не раскрываемая нами, - т. н. “Ацмуто”. А тот образ, который мы способны постичь, который называется “Творец”, - Его мы раскрываем в себе сами, мы Его создаем. Иначе постичь Его мы не можем, только в наших внутренних сенсорах.

- А что такое "заповедь"?

- Мы уже говорили о том, что в основе всего Мироздания есть лишь две силы - получающая и отдающая. Природой высшего мира является желание любить и отдавать. А человеческой природе присуще только желание получать наслаждение. Наша задача - исправить нашу природу, приобретя к своему исконному желанию получать дополнительную силу - силу высшей природы, Творца.

Когда я нахожусь в низшем, эгоистическом состоянии, - это называется "прегрешение". А когда в высшем, исправленном, - это называется "заповедь", тогда и "загорается свеча".

Так вот: человек все время болтается: прегрешение - исправление, прегрешение - исправление. Сказано: "Нет праведника, который не совершил бы прегрешения". Только исправив прегрешение, можно стать праведником, исправленным.

- Но никто в мире не намерен заняться своим исправлением.

- Ты прав. Даже те, кто видит, что эгоизм, питающий в нас зависть, соперничество, ненависть, ведет нас к катастрофе, рассуждают: "А что делать? Это наша природа".

Мы ни о чем не можем договориться. Одни половину пищи выбрасывают, другие в это же время голодают. И все относятся к этому спокойно.

- Никто никому не сочувствует?

- Какое сочувствие? Между людьми и странами - только вражда, соперничество и ненависть.

- К чему это может привести?

- Когда антагонизм и раздоры достигнут состояния, при котором всем нам будет от этого плохо, когда мы сочтем это состояние невыносимым, когда каждый почувствует прямую угрозу существованию - не человечества: на человечество всем наплевать, а себя лично, - тогда люди начнут искать выход. И тогда они его найдут.

Потому что методика превращения взаимной ненависти и неприязни в согласие, дружбу и равенство существует. Но! Какие страдания мы должны пройти до этого?!

Нам стоит, используя свой разум и предвидя надвигающиеся беды, воспользоваться этим знанием и постараться избежать их.

- Должен сказать, я не испытываю оптимизма по этому поводу.

- Я тебя понимаю. Человек не готов сдвинуться с места, пока собственный горький опыт не заставит его двигаться. Животные убегают за три дня до тайфуна, а человек смотрит на приближающуюся волну, даже когда она уже захлестывает берег, - и снимает телефоном это зрелище.

То же самое происходит сегодня в мире: есть масса признаков того, что что-то приближается - пусть не через три дня, а даже через несколько лет, но люди по-прежнему надеются, что "сфотографируют" этот "тайфун" с безопасного расстояния.

Так что серьезных причин для оптимизма нет. Однако если мне дано видение того, как человечество может избежать больших страданий, разве я не обязан кричать об этом? На пике самых сильных страданий люди будут вынуждены объединиться, но лучше согласиться на это раньше.

- Как будет происходить это исправление?

- Если коротко, - наше исправление состоит из двух этапов - осознание зла и реализация добра.

- А в каком состоянии мы сегодня?

- Сейчас мы в состоянии перед осознанием зла. Главное для человечества на данном историческом этапе - осознать, что наш единственный враг - наш собственный эгоизм. А там уже мы перейдем и ко второму этапу.

Подготовила Светлана Волчек

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке