Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Салат

А
А

Знакомьтесь: Фараон

"Снова Песах. Любимый праздник. Снова воспоминания о выходе из рабства. И вновь и вновь мысли о том, – а свободны ли мы сегодня?

10.04.2017
Zahav.ru Открытый телеканал

Читайте также

"Снова Песах. Любимый праздник. Снова воспоминания о выходе из рабства. И вновь и вновь мысли о том, – а свободны ли мы сегодня? 

Слава Б-гу, никто не держит меня взаперти. Я могу пойти и поехать, куда хочу. Но в самом ли деле я могу делать то, что хочу я? А не то, что почему-то делать "надо". И кому оно надо? Наконец, что такое эта вожделенная свобода? Ведь она насущно необходима нам. Как воздух, чтобы дышать. 

О глубинной сути этого праздника я побеседовал с моим учителем, всемирно известным ученым-каббалистом, доктором Михаэлем Лайтманом" 

 Сценарист, кинорежиссер Семен Винокур 

- Наступает Песах, и мы снова вспоминаем рассказ об исходе из Египта. И возникает вопрос - а закончилось ли наше рабство тогда, в нашей древней истории?

У меня ощущение, что мы и сегодня живем в рабстве. Хотя физическое рабство почти исчезло, его место заняли другие "цепи" - работа, стремление сделать карьеру, заработать много денег, занять какое-то положение в обществе и т. д. Когда мы согласились с тем, что наша жизнь стала бесконечным марафоном? 

- Ты прав, "египтяне", "сыны Израиля", "Фараон" и другие персонажи Торы и Пасхальной Агады все еще живы сегодня, только в другом обличье.

- Раньше, чем мы начнем более подробный разговор об этом, я хотел бы задать еще один вопрос. В чем причина того, что рассказ о выходе наших предков из Египта удостоился особого отношения человечества? 

- Секрет в том, что сам рассказ не об этом. Тора не рассказывает нам интересные истории, а иносказательно описывает то, что происходит внутри человека. Древний Египет, пирамиды и фараоны - все это не имеет отношения к тому, ради чего написана Тора. Если мы хотим раскрыть секреты, скрытые в этом рассказе, нам надо проникнуть в его внутренний смысл. 

- Что вы имеете в виду?

- В Торе описан порядок состояний (недаром пасхальная трапеза на иврите называется "седер", что в переводе означает "порядок"), которые человек проходит, чтобы достичь следующего уровня развития.

На этом пути каждый человек переживает все этапы развития - потоп, вавилонское столпотворение, переход из Вавилона в Ханаан, Египет и т. д. 

В Книге Зоар написано: "Тора не повествует об обычных земных деяниях. Все сказанное в ней - высшие ценности и тайны." 

- Вы говорите, что рассказ об исходе из Египта описывает переживаемые нами внутренние состояния. Означает ли это, что мы тоже удостоимся освобождения? Сегодня это кажется несбыточной мечтой.

- У всех нас есть возможность достичь этого. 

- Звучит заманчиво. Но как раскрыть эти тайны, спрятанные в Торе? 

- Это как раз то, что мы празднуем в пасхальную ночь - начало раскрытия "порядка", согласно которому должно происходить наше внутреннее развитие, ведущее нас к желанной свободе.

- Каков мой первый шаг на этом пути?

- Прежде всего, надо определить, где ты находишься сейчас.

- А где я нахожусь сейчас?

- В Египте.

- Звучит неожиданно. Ясно только, что речь не о географическом понятии. 

- Дело в том, что развитие - как развитие отдельного человека на протяжении его жизни, так и развитие человечества на протяжении истории - это рост его желаний. В сущности, развитие желания - это двигатель, заставляющий нас все больше желать и суетиться. Великие мудрецы поняли это давно. Написано: "Человек покидает этот мир, не получив и половины того, чего желал". 

- То есть, развитие желаний - это негативное явление? 

- Вовсе нет. Рост желаний - это движущая сила человеческого прогресса. Это причина развития в мире науки, медицины, технологий и т. д. Но, развиваясь из поколения в поколение, мы не чувствуем радости и удовлетворения. Сегодня мы живем намного лучше, чем раньше, но при этом не чувствуем себя счастливыми и по-настоящему свободными. Так чего мы добились всем этим развитием? 

- В самом деле, любое из наших достижений - телефон, квартира, машина - через какое-то время перестает нас радовать. И как из этого выйти? 

- Мы не сможем выйти из этого бесконечного процесса, пока не поймем, что это за состояние. Это состояние сынов Израиля, когда они начинают ощущать себя рабами в Египте. И называется это состояние "изгнанием". 

- Вы хотите сказать, что "Египет" - это внутреннее состояние, не имеющее отношения к внешнему благополучию? 

- Безусловно. "Египет" - это ощущение рабства, зависимости, отсутствия свободы. Это ощущение не связано с внешним благополучием. У человека может быть все, - а он не чувствует себя счастливым. 

Тора описывает процесс, происходящий во внутреннем мире человека. Но не каждого человека - ведь только в "сынах Израиля", находящихся в Египте, рождается ощущение рабства. "Египтяне" этого не чувствовали.

- Странно - у нас сегодня, можно сказать, изобилие. Все есть, и все доступно - любые покупки, развлечения, путешествия и прочее. Вместе с тем, есть ощущение неудовлетворенности.

- Ты считаешь, что находишься в рабстве? 

- Конечно. Мы "рабы" ипотеки, начальника, налоговой инспекции и даже своих детей и жен. 

- На самом деле, рабство, в котором ты находишься, гораздо глубже. 

- О чем Вы говорите?

- Рабство, о котором я говорю, не связано с внешними факторами, которые на тебя давят - банк, начальник, семья, соседи. Речь идет о внутреннем рабстве, связанном с твоим отношением к жизни и окружающим. Когда ты поймешь, какие силы движут тобой изнутри, только тогда ты узнаешь, кто на самом деле тебя поработил. 

Скажи, когда твои дети делают успехи, - ты рад? 

- Я радуюсь еще больше, чем они. 

- А когда видишь, что сосед купил новую машину, ты испытываешь радость? 

- Ну, понятно, что мы относимся к чужому человеку иначе, чем к близкому.

- Правильно. Но это отношение к людям ограничивает нас, оно не позволяет нам наслаждаться тем, что не близко нам. Если бы мы относились к чужим так же, как к своим детям, мы получали бы удовольствие и от своих успехов, и от успехов других.

Внутри нас есть природный механизм, который держит нас в постоянном напряжении и все время сравнивает наше состояние с состоянием ближних. Каждый из нас старается быть или хотя бы казаться выше, лучше, успешнее остальных. А если сравнение оказывается не в нашу пользу, это вызывает в нас негативные чувства.

Тот же механизм непрерывно проверяет, какое влияние оказывает на нас происходящее вокруг. Мы способны оценивать все только с одной точки зрения - хорошо это для нас или плохо. И это очень ограничивает наше восприятие. 

- Я понимаю, что у человека узкий, ограничивающий его взгляд на мир. Но как это связано с ощущением рабства?

- Нами движет очень мощная сила. Эта сила управляет всеми нашими чувствами и действиями. Чтобы возвыситься, мы стараемся унизить других, управлять ими, отнимать у них, использовать их ради своей выгоды. Иногда это проявляется внешне. Но даже если и не проявляется, это кроется в наших мыслях и чувствах. Это в природе человека. Мы в рабстве у этой силы с рождения, но не ощущаем этого. Называется эта сила "желание получать наслаждение", или эгоизм. Это и есть тот внутренний фактор, который порабощает человека. 

- В чем конкретно это выражается? 

- Рабство выражается в двух основных формах. Первая заставляет нас жить в постоянной гонке за наслаждениями: эгоизм все время побуждает нас желать все большего и большего. А когда мы достигаем желаемого, наслаждение быстро исчезает, и мы устремляемся за новым желанием. Вторая форма — зависть к другим и неудовлетворенность тем, что есть у нас. 

Этот эгоизм и есть тот "Фараон", который нами управляет - царь "Египта", особая сила, вынуждающая нас эгоистически относиться к другим. Человек уверен, что он сам думает, чувствует, желает. Он и не подозревает, что глубоко внутри него - чужая эгоистическая сила, "Фараон", который заставляет человека как-то желать, думать, чувствовать и действовать. Этот "Фараон" сидит в каждом из нас.

- Что нужно делать, чтобы выйти из рабства на свободу?

- Во-первых, осознать, что твоя природа - эгоистическая, что она властвует, управляя тобой на каждом шагу, порабощая тебя и не давая наслаждаться жизнью. И наконец, надо захотеть избавиться от нее. 

- У каждого из нас есть естественное стремление освободиться от пут, хотя я не уверен, что мы понимаем, что это за путы и что это за свобода, которую мы ищем. 

И все же, есть ли у нас надежда раз и навсегда выйти на долгожданную свободу?

- В рассказе об исходе из Египта скрыта методика освобождения, которую раскрывали для нас многие поколения каббалистов. Сегодня и нам предстоит ее раскрыть. Когда мы расшифруем скрытый смысл этого рассказа об Исходе, мы раскроем путь из рабства на свободу. 

Facebook 

Подготовила Светлана Волчек

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке