Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+17
Иерусалим
+22+14

Салат

А
А

Юрий Шевчук об "истории слова"

Юрий Шевчук приезжает в Израиль с новой программой "Акустика". О камерности и менйстриме в его музыке он рассказывает в интервью в преддверии гастролей.

14.04.2017
Источник:salat.zahav.ru
Zahav.ru пресс-служба

Юрий Шевчук приезжает в Израиль с новой программой "Акустика". О камерности и менйстриме в его музыке он рассказывает в интервью в преддверии гастролей. 

- Юрий Юлианович! Добрый день! Программа, которую вы привозите в Израиль в июне, называется "Акустика". Само слово - уж больно лакомое, мягко звучащее и привлекающее. Акустика - что это значит в вашем случае?

- Камерность, прежде всего. Мы на сей раз выступим не всей группой: буду я и два - три музыканта. Театральный свет. Будут старые и новые песни "ДДТ", но именно в акустической аранжировке - как вы подметили - более нежной, тихой, пастельной, акварельной. У каждого свои ассоциации со словом "акустика" - но мне важно подчеркнуть именно некую интимность, тишину - хотя речь идет о музыке и о песнях. 

- Вызвана ли эта камерность, "тихая" по своим качествам (а не по громкости) музыка небольшими масштабами нашей страны? Недавно состоялся ваш концерт в комплексе "Олимпийский" в Москве, где собрались десятки тысяч зрителей, и вдруг такой резкий поворот: камерность, небольшие залы, все сидят близко к сцене… Таких угловатых, может даже залихватских, синусоид требует ваш характер?

- Я люблю перемены, но программа, которую мы привезем в Израиль, уже была опробована. У нас, как у театра, не знаю уж, хорошего или плохого, несколько музыкальных программ - разный репертуар, если использовать сценические термины. Сейчас мы действительно выступаем в больших залах, ездим по России, играем на стадионах большую программу "История звука", а эту камерность, практически "сольник", как принято говорить, мы уже сыграли в городах США, объездили с ней Европу, и были приглашены в Израиль. Надеюсь, что и в Израиле ее хорошо примут: именно потому, что сейчас, при грохоте и напрягах нашего времени, людям хочется спокойного, задушевного разговора о жизни. Хотя, сразу предупреждаю, у нас, и в этом королевстве, не все спокойно...

Юрий Шевчук. Фото: предоставлено пресс-службой группы ДДТ (� Андрей Федечко)

 

- Разве может быть в роке все спокойно? Иначе это была бы другая музыка. И в другую эпоху...

- Да, мы и втроем реветь умеем, но уклон, конечно, в сторону камерности, душевности, читаем стихи. В этой программе больше слова, больше рифмы… 

- Частью вашей публики на концертах в Израиле будут те, кто уехал очень давно, не только в 1990-е, но намного раньше. У них, по всей видимости, сохранилось представление о том, что такое русский рок, еще с 1970- 80 годов. Что такое русский рок сегодня? Дайте это определение тем, кто эмигрировал из России тридцать лет назад.

- Скорее это не русский, а российский рок, потому что в рок-н-ролле нашем отечественном представлены все национальности, от татар и евреев до корейцев, достаточно вспомнить Цоя. Но объединяет всех и вся, конечно, русский язык. Как-то одна барышня, кстати, сейчас израильтянка, сказала: "Моя Родина - русский язык". Очень точное определение, все связано с этим и крутится вокруг этого. Мы играем множество совершенно разных песен и композиций, часть стали историей, но историей не саунда, с которой мы гремим на стадионах, а историей нашего слова. Вот я и нашел для вас точное определение "Акустики" - это "история слова". 

- Я как раз хотела вам задать этот вопрос, поскольку ваш недавний "громкий" и грандиозный концерт назывался "История звука"... А история слова, как вы сейчас сказали, стала частью истории российского рока. Как вы себя ощущаете в таком качестве - в качестве части истории, в качестве человека, написавшего ее главу?

- Как я себя ощущаю? Абсолютно спокойно... Главное не терять чувство юмора и иронии, точнее самоиронии. Ни с какой историей я себя не ассоциирую, но мы с ДДТ провели на сцене более тридцати лет и у нас много есть что сказать, о чем рассказать. Песни же выбираются наиболее аутентичные сегодняшнему мироощущению, соответствующие той или иной эпохе или какому-то мгновению, которое мы пережили. Иногда это трагедия, а иногда комедия. Было то весело, то очень болезненно. И так далее - все об этом. Тут многое намешано, мы многому учились у старших наших коллег - Высоцкого, Окуджавы, Галича… Следовали и авторской песне и ритм-н-блюзу и Джиму Моррисону, Джону Леннону. Такая вот музыкальная каша. Возможно, мы немного эклектичны, но в меру. (Известно письмо, которое Моррисон написал Леннону, где он все посылает к черту. Хорошо, что Шевчук и ДДТ этому не вняли - М.Х.)

- На мой взгляд, каша - это всегда самое вкусное, но не на взгляд мейнстрима. Российский рок-н-ролл - это всегда оппозиция или это мейнстрим? Вы в оппозиции? У вас даже концерт назывался "Иначе".

- Российский рок-н-ролл взорвался в 1980-х, сейчас, на мой взгляд, рок в России во многом стал мейнстримом, как и джазовая музыка.

- Несмотря на оппозиционные тексты и на ассоциации с бунтарями, инакомыслящими?

- Со всеми бунтарями сразу, так же, как и во всем мире. Рок-музыка не от бунтарей зависит, а от эпохи, от времени. Все меняется очень быстро, и делать из рок-н-ролла монумент, апологет бунтарству я бы не стал. Рок - это не мифология, он меняется так же, как и наша жизнь. Сейчас, в молодежном рок-н-ролле больше музыки, чем слова. Больше звука, больше поисков, больше формальных достижений относительно того, что было в 1980-х. Хотя тогда существовали, не побоюсь этого сказать, пляски истинного духа. Но все меняется в этом мире, и у меня нет никакой ностальгии. Может быть, завтра начнется другая музыкальная эра, которая будет связана с новыми технологиями, но по сути ничего не меняется. Суть остается прежней. Мы же плачем, видя живопись эпохи Возрождения, мы ведь так же переживаем жизнь и смерть. Все происходит, как и происходило, человек продолжается, но я не хочу пускаться сейчас в философские дебри.

- Скорее это не философские дебри, а дебри эмоций. Действительно, все описано, все сказано, но эмоции остаются эмоциями, люди по-прежнему люди: они любят, страдают, болеют, радуются... У людей остаются свои предпочтения и привычки. Какие ваши привычки не изменились? У вас скоро юбилей. На иврите желают так: "до 120!". Вы добрались до половины, что осталось неизменного?

- Неизменными остались жизненные предпочтения: писать, репетировать, играть концерты. Это самое главное. Жить, смотреть мир, удивляться миру, говорить не только на языке чувств, а еще включать разум. Это важно. Ведь язык сейчас меняется, становится примитивнее, эмоциональнее , многие филологи уже писали об этом - новояз чувственный… Некоторые певцы поют уже как животные на брачных танцах. Все чаще русский мат подменяет многосложный литературный язык.

- Да, мат заменил массу чувств. И, похоже, многим это удобно. Комфортнее себя чувствовать без филологических излишеств.

- Такое "понижение" языка связано с нашим временем; с его утилитарностью, блогосферой, которая все терпит, с новыми, армагеддонистыми угрозами, с пропагандой. Язык, к сожалению, упрощается, и мы пытаемся о нем напоминать молодежи в меру наших слабых сил. Я же не Бродский, не великий поэт, но во мне живет любовь к слову, осталась у меня эта привычка ценить язык. Подчеркну еще раз: я не ностальгирую, слушаю современность, со мной играют молодые ребята, они играют фактически на всем, они играют лучше меня, потому что молодежь сейчас очень музыкальна, гораздо сильнее, чем мы были в 1980-90-х, и с ними интересно, потому что они любую твою мысль, идею способны воплотить в звук. А я слежу за словами.

- Получается, что в новом российском роке меньше слов, больше музыки? Эмоции выражаются прежде всего через музыку, а не через стихи?

- Да, пожалуй, именно так. И это парадоксально. С другой стороны, в России сейчас появилось много поэтических клубов, много ребят, которые любят стихи. Но если в 1980-90-х слово абсолютно верно дружило с музыкой, что собственно и стало причиной появления российского рок-н-ролла, то сейчас много молодежи, которая просто пишет стихи. Без музыки. Не так, как работали Борис Гребенщиков, Макс Науменко, Александр Башлачев и все остальные. И при этом сейчас много хороших молодых поэтов - почти как в начале Серебряного века. Почитайте Веру Полозкову, Александра Кабанова… 

- Получается, идет возрождение поэзии, музыки, но не вместе, а параллельно, судя по вашим словам?

- Да. Может, я не объективен, но так я это вижу.

- Интервью идет с вами, так что в данный момент вы абсолютно объективны.

- Был рок-н-ролл, в котором все вместе варилось, как в Платоновской Академии, где все объединяла философия, а сейчас начинается эдакое милое расчленение, движение в разные стороны: поэзия, музыка, большой увлекательный мир, Интернет, новые технологии, визуальный креатив. Сейчас происходит все одновременно и врозь. Это интересно. Появилась масса нишевых субкультур.

- Основным методом обучения у Платона была диалектика, диалог. Одним из основных вопросов было можно ли научить добродетели. Так что, кстати, о добродетели, а вообще-то о популярности и актуальности - в какой степени они равны, в какой степени они пересекаются?

- Очень к месту вопрос - спасибо! Популярность сейчас в связи с развитием фейсбука, инстаграмма, социальных сетей уже разъедает саму себя, она часто ничего не стоит. Можно показывать в YouTube поющий утюг и он будет популярен. А актуальность - это немного другое, актуальность - вещь глубокая, важная, связанная и с сегодняшним днем и с вечностью, и она, на мой взгляд, именно сейчас должна звучать и проговариваться с любовью. Не жесткая рок-н-ролльная инфернальность, а любовь. Когда наши родители нас ругают, мы понимаем, что они нас любят, и прислушиваемся к ним гораздо чаще, чем если нас критикует совершенно чужой и равнодушный человек. В России это тонкие вещи и думаю, в Израиле это тоже важно. Очень важно не переходить морально-нравственные границы, не унижать человека, а объяснять (иногда жестко), что определенные его действия непереносимы. И я в этом смысле изменился. Уважаю силу, но не разгул насилия.

- То есть простыми словами, говоря - любить людей...

- Любить, сопереживать, напоминать о человечности. Зла сейчас очень много, народ мрачен, не верит ни в какое светлое будущее. Нужно напоминать о человечности, нужно. 

Юрий Шевчук. Фото: предоставлено пресс-службой группы ДДТ (� Андрей Федечко)

Читайте также

 

- Когда вы говорите, что нужно чаще напоминать о человечности, если это перевести на совсем простые слова, то это и значит "любить людей".

- Да. И это очень сложно. Все простые вещи - они затерты, обглоданы временем, но остались сложны, в них зарыта тайна. Чем дольше живешь, тем больше видишь смысла в простых вещах, а не в многосложных, тяжеловесных ментальных конструкциях. 

- В недавних материалах о ваших концертах промелькнула такая фраза, я ее просто процитирую: "Маленький рок-музыкант на фоне большой страны". Фраза красивая, но она написана, мне кажется, ради красивости, как на самом деле?

- Я не знаю. Может быть, это из текста моего: "Я так мал, а вокруг все огромное". Я себя большим человеком не считаю, у меня рост всего лишь 180! 

Интервью взяла Маша Хинич 

Официальный сайт группы ДДТ 

 

Юрий Шевчук. "Акустика" в Израиле - с 11 по 17 июня 

11 июня 2017, воскресенье, Тель-Авив, театр "Гешер" - зал "Нога", 20:00

13 июня 2017, вторник, Реховот, зал "Викс" - институт имени Вайцмана, 20:00

16 июня 2017, пятница, Беэр-Шева, Центр сценических искусств - большой зал, 20:00

17 июня 2017, суббота, Хайфа, "Аудиториум", 20:00 

По вопросам приобретения билетов обращайтесь в кассу "Biletru.co.il" или по телефону: *4997 

Организатор гастролей компания Rest International 

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке