Читайте также
Тора говорит только о духовном мире, причем, аллегорическим языком. Ведь в духовном мире - мире сил, желаний и свойств - нет слов, нет букв, нет материи. Как передать нам духовную информацию?
Тора использует язык, опирающийся на четкие связи между "корнями" явлений - причинами, находящимися в духовном мире - и их "ветвями" - следствиями, находящимися в мире материальном. Используя слова нашего мира, Тора подразумевает связанные с ними корни, явления, происходящие в духовном. Сегодня 2 главы: "Тазриа" и "Мецора".
Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы беседует его ученик, известный сценарист и кинорежиссер, Семен Винокур.
- Глава "Тазриа" - "Зачнет" - начинается так:
/1/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: /2/ "...ЕСЛИ ЖЕНЩИНА ЗАЧНЕТ И РОДИТ СЫНА..."
- Тора говорит только о пути человека к своей душе. Душа - это исправленное желание человека, которое изначально, от рождения его, было эгоистическим.
- Как в человеке нашего мира рождается душа?
- В людях нашего мира души нет. Мы подобны животным. А если хотим, чтобы у нас было что-то человеческое, то развиваем душу.
- Что для этого надо делать?
- На материальном уровне обеспечивать себя всем необходимым, а остальное направлять на развитие своего духовного гена. Он есть у каждого. Это "решимо" - запись информационных данных. Как его развивать, - об этом и пишет Тора.
Очищенные от эгоизма желания сольются в одну нашу единую душу, наполненную светом Творца.
Но не надо презирать свою природу или пытаться уничтожить какие-то качества - не создано ничего лишнего.
- Продолжим:
/1/ ...ЕСЛИ ЖЕНЩИНА ЗАЧНЕТ И РОДИТ СЫНА, ТО НЕЧИСТА ОНА БУДЕТ СЕМЬ ДНЕЙ...
- Желание получать наслаждение называется "женщина". Рождение сына - это рождение следующей духовной ступени.
- А почему нечиста будет семь дней?
- Человек, который "родил сына", отдалился от предыдущего состояния на "семь дней". Это не семь дней в нашем понимании, а семь сфирот, свойств.
- Если опуститься на грешную землю, - когда женщина рожает, сначала отходят воды, а после рождения ребенка выходит послед. Что это за отходы?
- Вокруг нас много отходов - волосы, слюна, слезы и многое другое, что никак не используется и загрязняет окружающую среду. В духовном мире есть только желания, и они используются все, не на нижних ступенях, так на последующих.
- А может этот мир стать экологически чистым?
- Наш?! Он не может быть лучше, чем мы сами. Развиваясь, мы становимся эгоистичнее, и отходов становится больше. Посмотри, что делается вокруг! Но! Как только мы начнем лучше относиться друг к другу, перестанем использовать все и вся для своей выгоды, природа начнет сама очищаться.
- Вы верите в самоочищение природы?
- Я не верю, я знаю Мы будем ее беречь, меньше загрязнять и использовать только в необходимой мере. А наши новые отношения повлияют на все ее уровни так, что она начнет восстанавливаться.
- Это понять трудно.
- Почему? Весь мир - единая интегральная система. Все мы включены друг в друга, и вся природа включена в нас. Поэтому мы влияем и друг на друга, и на всю природу нашими желаниями, мыслями и поступками. Когда мы их исправим, мы проведем через себя высший свет на все уровни природы, и все они вместе с нами поднимутся до уровня совершенства.
А пока экологи устраивают конференции и тратят на экологию миллиарды долларов.
Не поможет! Чем ниже опускаемся мы, тем хуже экология. Мы уже отравили землю, воду и воздух. Если и дальше так пойдет, скоро будем ходить в противогазах.
Как бы мы ни старались улучшить нашу жизнь, все созданное нами обратится во зло. Но пережить это надо, - чтобы оценить величие альтруизма и любви.
- Вернемся к Торе. Она вдруг оставляет тему рождения и начинает говорить о язвах:
/2/ "ЧЕЛОВЕК, НА КОЖЕ ТЕЛА КОТОРОГО ПОЯВИТСЯ ОПУХОЛЬ ИЛИ ЛИШАЙ ИЛИ ПЯТНО, И ОБРАЗУЕТСЯ НА ИХ МЕСТЕ ЯЗВА,... ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРИВЕДЕН К ААРОНУ-КОЭНУ...
Почему говорится о коэне, а не о враче?
- Коэн - лучший врач! Ведь это самая высокая ступень. Человеку уровня коэна светит свет хохма, и он видит изъяны в своих желаниях. Все болезни - от нарушения равновесия в каких-то системах.
Стремление к равновесию - общий закон природы. А во всей природе только наши отношения не в равновесии, что вызывает дисбаланс всей остальной природы. Так что суть проблемы всегда одна - эгоизм. И решение ее тоже одно - определить, что именно неисправно, а затем попросить и получить свыше силу для исправления.
Это и есть настоящая медицина!
- Так современную медицину можно отменить?
- А медицинская система уже и так заботится не о людях, а о себе.
- Дальше говорится о волосах.
- Волосы - "сэарот" на иврите, от слова "соэр", бурный. Как уже было сказано, Тора говорит о желаниях. Самые бурные из них находят свое материальное отражение в нашем мире в виде волос на теле человека. Ведь наш мир подобен духовному и является его материальным отражением.
Большая часть 6-томного труда Бааль Сулама "Учение о Десяти Сфирот" посвящена желаниям, символом которых являются волосы. Не просто так мужчины более активны, а женщины более статичны.
Каббалист объясняет, почему волосяной покров у мужчин такой, у женщин такой, а у животных такой, рассказывает о проблемах с волосами, об облысении, о том, что сбривать волосы на любых местах тела - это метод исправления в связи с болезнью, а вообще мужчины не должны стричь бороду, и так далее.
Так что связанные с этим обычаи имеют свою духовную основу. Разные религии взяли из Торы обычай не брить бороду.
- Пойдем дальше. Если коэн после проверки признает у человека лишай, то
/5/ ...ПУСТЬ ОМОЕТ ЧЕЛОВЕК ЭТОТ ОДЕЖДЫ СВОИ, И БУДЕТ ЧИСТ.
Что это значит?
- Есть пять уровней желаний, соответственно которым устроен и наш мир. Это: тело, одеяния - они ближе всего к телу, - затем дом, двор и весь окружающий мир.
Весь наш мир ведь - тоже наши желания. На самом деле все, что мы видим вокруг, не существует - так мы ощущаем, так воспринимаем действительность. Мы разделяем мир на себя и "других". Наш мир - это иллюзия, специально данная нам, чтобы мы увидели свои желания как бы находящимися снаружи. А иначе мы не могли бы себя изучать.
Благодаря этому мы учимся любить. Любовь - это слияние, объединение. Все люди и другие объекты, которые будто бы снаружи, постепенно как бы оказываются в тебе. В итоге исчезает эта мнимая картина мира, и ты начинаешь ощущать истинную реальность.
И если повреждение кожи - не проказа, то эти желания можно "вылечить", исправить. Надо "омыть одежды" - исправить желания на уровне "одежды" светом хасадим.
- Другое дело, если коэн решил, что это проказа.
- Проказа символизирует эгоизм, который невозможно исправить. Он заражает все вокруг. Его надо изолировать до поры, когда у человека появятся силы для его исправления.
Так нас заражают медиа, вбрасывая нам всякие затравки. Мы их заглатываем, как наживку, а потом заражаем друг друга. Это реклама и много других ненужных и вредных вещей. Эта система, как проказа, заражает мир.
- Это излечимо?
- Излечимо все! Все придет к полному исправлению и полной гармонии. Желательно только, чтобы мягким путем. Надо, чтоб все люди, особенно элиты, осознали, что есть единственно верный путь.
Иначе они принесут огромные страдания всем и самим себе. То, что происходит с массами, в итоге произойдет и с верхами. Ведь все мы - в одной замкнутой системе.
- И вот мы дошли до проказы на голове.
- Поражение головы - это серьезно. Голова - это мысли, желания, альтруистические намерения и действия, место решения проблем.
Если у человека нет альтруистических намерений, он подобен животным, у которых голова и туловище на одном уровне. А у человека голова должна быть выше тела.
- Для чего нужно тело?
- Любое наше постижение начинается с тела, с нуля.
- И оно должно болеть, страдать, умирать?
- Пока мы не исправим все эгоистические желания. Тогда тело больше не умирает, мы приходим к вечному состоянию, а тело исчезает из наших ощущений.
Мы будем жить в желаниях.
- Это трудно представить.
- Почему? Я могу представить, что наслаждаюсь кофе, и без того, чтобы оно было налито в чашку и я вливал его себе в рот. Дело же не в напитке!
Можно воткнуть электрод в мозг и вызвать эти ощущения. А где человек на самом деле?
Вот и сейчас мы не знаем, где мы. Мне кажется, что я двигаю руками и говорю с тобой, - а так ли это на самом деле? Мы не ощущаем ни руками, ни языком, ни носом, ушами и глазами. Все мы ощущаем внутри мозга, даже еще глубже - внутри своего желания.
- А что видят глаза?
- Глаза ничего не видят, видит мозг. Материя, "данная нам в ощущении", не существует! И наша задача - избавиться от этой иллюзии. Тогда этот мир перейдет в следующее измерение.
- Поговорим о главе "Мецора" - "Прокаженный". Оказывается, не только тело человека может быть поражено проказой:
/34/ "КОГДА ПРИДЕТЕ В СТРАНУ КНААН, КОТОРУЮ Я ДАЮ ВАМ ВО ВЛАДЕНИЕ, И Я НАВЕДУ ЯЗВУ ПРОКАЗЫ НА ДОМА В СТРАНЕ ВЛАДЕНИЯ ВАШЕГО..."
Проказа может быть на доме?
- Но это же все - желания, силы. Если думать, что Тора пишет о нашем мире, получатся какие-то несуразные глупости. Например, надо взять ливанский кедр или березу и какой-то червленый моток веревки!
Все пять уровней желаний, мы уже говорили, - как в сказке про репку: душа в теле, потом одеяния, затем дом, двор, а двор, например, в пустыне. Все это - те же пять сфирот, из которых состоит все.
Мы говорили об исправлении "тела", потом "одежды". Тора идет по порядку, и теперь речь об исправлении желания уровня "дом". Указано еще, что дом - в стране Кнаан.
- А это что значит?
- Страна, земля, "эрец" - это "рацон", желание. Кнаан - это желание, которое надо исправить. А после исправления оно становится "Эрец Исраэль". Исраэль - "яшар-Эль" - означает "прямо к Творцу".
- А где мы живем сегодня - в стране Кнаан или в Эрец Исраэль?
- Кнаан.
- Кнаан?!
- Конечно. Нам надо превратить ее в Эрец Исраэль.
Желания на уровне "земли" каббала делит в порядке убывания святости на "Землю Израиля", "Иорданию", "Ливан", "Сирию", "Вавилон" и "весь остальной мир".
А наивысший эгоизм - "Египет". Мумии делали! Обожествляли и пытались увековечить тело человека!
- В центре святости Израиль?
- Иерусалим. Но сейчас Иерусалим - "нечистое" место.
- А должен быть самым чистым?
- Да. Тогда всем будет хорошо.
- В конце главы читаем:
/31/ ОТДАЛЯЙТЕ ЖЕ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ОТ НЕЧИСТОТЫ, ДАБЫ НЕ УМЕРЛИ ОНИ...
- Надо соблюдать законы, прописанные в Торе, чтобы отдалиться от своих "нечистых" желаний, соразмеряя их с главным правилом Торы - "Возлюби ближнего, как себя". Это уравновесит наши отношения между собой и с окружающей природой, объединит, обезопасит и приведет к ощущению вечности, совершенства и гармонии.
Д-р Михаэль Лайтман, основатель и глава Международной академии каббалы (МАК). Ежедневно дает уроки каббалы, транслирующиеся на 66 канале.
Facebook
Подготовила Светлана Волчек