Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, которые произошли когда-то с древним народом. Но если знать внутренний смысл слов вечной Книги, то за ними проявляется сетка сил, управляющих нашим миром. На этой неделе мы читаем две главы: "Беар" ("У горы") и "Бехукотай" ("По моим законам"). Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы (МАК) беседует его ученик, известный сценарист, кинорежиссер и блогер Семен Винокур.
- В главе "У горы" прописаны законы, которые кажутся непонятными, сложными, я бы даже сказал, архаичными. Где этот седьмой год швиты для земли, и где современная действительность?! Но наверняка, все они имеют более глубокий смысл.
- Здесь даются основные законы правильного существования человеческого общества в гармонии с окружающим миром. Понять нам это действительно сложно, потому что законы Торы - это то, что человек постепенно в себе раскрывает. Это - внутренняя наша духовная психология.
Из чего мы состоим? Из желания. Желания наполнить себя знанием, впечатлением, умением - в общем, чем-то, что принесет чувство удовлетворения, удовольствия, радости. Естественно, желания все время растут, расширяются и приобретают совершенно новые, как бы, образы.
И мы исследуем эти желания - неосознанно или уже осознанно - и пытаемся понять, для чего они, что они нам дают? Надо их реализовывать или нет? Должен ли я им слепо следовать, или какие-то из своих желаний я должен сдерживать? Как научиться ими управлять?
А затем мы приходим к пониманию того, что желания можно развить до такой степени, что мы начнем через них ощущать не только наш мир в правильном, в зрелом виде, но и сможем подняться к тем силам, которые им управляют. Однако, для этого нам надо встать уже на уровень желаний, которые захотят ощутить, познать управляющие силы.
- В человеке развиваются желания, которым уже тесно в нашем мире, не интересно? Хочется большего?
- Да, и тут проблема. Потому что управляющие силы имеют совершенно иную природу, чем тот материал, которым они управляют.
Материал, которым они управляют - наши желания - это желания получать удовольствия, наполняться, и постоянно все себе, себе, себе. Созданы эти желания таким образом, что ими легко управлять: показал что-то сладкое - человек бежит за удовольствием, показал что-то угрожающее - убегает. И все! Только плюс и минус.
- Вы сейчас не о собаке Павлова начали говорить?
- Нет, это - мы сами.
- Это мы и есть?
- Да, всегда плюс и минус, только в разных комбинациях между собой. А силы, которые нами управляют, имеют противоположную нам природу, не эгоистическую. Они тоже очень просты сами по себе, но направлены не на благо себе, а только на благо Управляющего. А Управляющий - или Творец - хочет привести нас к своему подобию, чтобы наполнить наши новые желания, которые выше этого мира.
Но как только у меня появляется желание приподняться на уровень управления этим миром, я натыкаюсь на какую-то закрытую зону. Я не понимаю, как он управляем, не понимаю идеи, которая лежит в его основе, не понимаю плана претворения этой идеи. Ничего не могу понять! Потому что эта зона - абсолютно противоположна моей эгоистической природе.
И здесь мне надо сделать особое усилие, произвести над собой некую инверсию, чтобы я начал ощущать то, что мне изначально не свойственно. Это возможно, но только если я смогу вынудить управляющие мною силы сделать меня таким, чтобы я понимал их управление. Я хочу познать их природу. Я хочу подчиняться им осознанно и только в той мере, в которой я понимаю, чего от меня хотят, если я солидарен с этими силами.
- Когда начинается этот бунт в человеке против обычного течения жизни?
- Когда в нем возникает вопрос о смысле жизни. И возникнув, уже не дает покоя.
- А как он возникает?
- О! Это просто! - В результате нашего развития. Эгоизм сам приводит нас к состоянию, когда этот вопрос затмевает все другое. По правде сказать, он возникает как следствие всевозможных жизненных ударов и неприятностей, и личных, и общечеловеческих. Потому что человек - это желание наслаждаться, а на него вдруг начинают сыпаться проблемы, как из рога изобилия, со всех сторон. Какое уж тут наслаждение! Вдруг все мои желания плохо кончаются. Все, что прежде приносило удовлетворение - образование, карьера, богатство, семья, слава - теперь ненадежно, разваливается, ничего не гарантирует. Вот я и спрашиваю, в конце концов, а зачем мне все это?
Хотя у отдельных людей вопрос о смысле жизни возникал и в хорошие времена, когда казалось само собой разумеющимся, что надо двигаться вперед, развивать науки, осваивать технологии. А сегодня, когда даже наука не оправдала наших надежд, и мы существуем в постоянном напряжении и тревоге, вопрос, а стоит ли наша жизнь таких усилий, возникает уже в массовом порядке.
И поэтому мы видим, как человечество опустошается, слабеет, запутывается, не знает, к чему стремиться, не строит никаких особых планов. У людей опускаются руки, и уже нет надежды на светлое будущее. Не хотят жениться, рожать детей, получать образование. Дайте мне какое-нибудь пособие, и будь здоров! Телеящик, сигарета - и спать.
- Но как у человека возникает сама идея выйти за рамки нашего мира?
- Она возникает, потому что наши желания имеют свое диалектическое развитие. Мы обязаны дойти до состояния полного разочарования, чтобы возникла в нас эта мысль: жизнь должна иметь смысл! Мир природы вокруг нас прекрасен и гармоничен, не может быть, чтобы человечество было тупиковой ветвью ее развития!
Подсознательно, подспудно я начинаю ощущать, как формируется во мне желание познать загадку жизни. Возможно ли, чтобы творение было таким ничтожным?! Но природа ничего не создает зря! Должен быть какой-то прорыв!
- Это понятно, но вот мне интересно, как вы, ученый, биокибернетик, человек точных знаний, вдруг пришли к это потребности познать смысл жизни? Как вы пришли к каббале?
- А потому что каббала - это как раз наука о желаниях. И получается, что если мы не будем правильно развивать наши желания, то у нас не будет инструмента для познания мира.
Сегодня все отрасли науки упираются в вопрос о познании мира, в котором мы находимся. Где, вообще, пределы нашего познания? Видим ли мы его правильно? То есть оказывается, что мы исследовали все, кроме инструмента познания, коим является человек. И теперь вынужденно пришли к необходимости познания себя.
Человек должен быть объектом познания, а не окружающий его мир. И здесь нам необходима именно наука каббала.
- И где в этом процессе место Торы?
- А Тора и рассказывает нам о самопознания человека. Все ее повествование - это не более чем настройка. Вот как мы настраиваем какой-то инструмент? Так же и себя мы должны настроить, привести к гармонии наши чувства и разум, чтобы начать воспринимать на струнах своей души истинную Вселенную, в которой мы существуем.
Ты должен быть настроен в унисон со всем творением. И тогда в тебе раскроется настоящее видение. И ты поймешь, что этой Вселенной, и вообще пространства как такового не существует, оно все в тебе. И движения нет, и время равно нулю.
- Покой?
- Абсолютный покой, если говорить относительно нашего мира. А все, что происходит, происходит этажом выше - на следующем уровне. Ты познаешь не происходящее вокруг тебя, а единственно существующую силу, которая находится против тебя. И ты эту силу должен начать ощущать. Ты должен быть на нее настроен, устремляться к ней, как к единственно существующей, чтобы раскрыть ее. Потому что все, что ты представляешь себе в этом мире - это только следствие воздействия на тебя этой силы.
Все твои состояния, называемые "миры", и твое собственное существование - все постепенно превращается в одну единственную точку, которая ощущает эту одну единственную силу. Это цель нашего развития.
То есть в нас существует точка, которая желает осознать, ощутить, понять, воспринять эту управляющую нами силу. А Тора, из точки начального желания развивает его во всевозможных направлениях, создает такую сферу, внутри которой я начинаю эту силу ощущать. Вся эта сфера представляет собой мое восприятие этой управляющей силы. Кроме моей точки, исконной, изначально заложенной во мне, и этой сферы - включения в меня этой силы - ничего больше нет. Вот таким образом достигается слияние человека с Творцом.
Еще раз: Тора существует, чтобы создать во мне эту сферу, ощущение этой силы, сознательно привести меня к этому, дать мне возможности устремления, ускорения, собственных движений к Творцу. Вся Тора говорит об одном человеке. О том, что происходит внутри каждого из нас, о том, как развиваются наши желания.
- В этой главе, когда Моше поднимается на гору Синай, говорится об этом? О том, как человек находится внутри себя напротив этой управляющей им силы?
- Да, вот об этом контакте.
- Глава начинается так:
/1/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ НА ГОРЕ СИНАЙ, ТАК: /2/ "ГОВОРИ С СЫНАМИ ИЗРАИЛЯ И СКАЖИ ИМ: КОГДА ПРИДЕТЕ В СТРАНУ, КОТОРУЮ Я ДАЮ ВАМ…"
С кем говорит управляющая сила? С кем контактирует? Кто это, Моше?
- "Моше" - это высшая точка желания, находящаяся внутри эгоизма, которая рождается внутри эгоизма и затем вырывается из него настолько, что может вытянуть, вытащить (от "лимшох"- на иврите) за собой "народ", то есть те желания, которые могут за ним устремиться. Это и есть точка во мне, которую я хочу "закоротить" на Творца.
Мы сказали, что ничего не существует, кроме меня и управляющей силы. А "народ" - это все мои желания, которые я должен развивать определенным образом, исходя из моего стремления соединиться с Творцом. Согласно указаниям Творца, которые я получаю через "Моше", я должен преобразовать остальные свои желания, все свои действия, разум и силы в такую систему, которая будет подобна Творцу. Поэтому "Моше" контактирует, с одной стороны, с Творцом, а с другой стороны, с "народом" - то есть со всеми моими свойствами, которые я должен привести в соответствующий порядок, чтобы настроить себя на Творца.
Тора говорит только в единственном лице, она обращается к одному человеку и все, о чем в ней повествуется, находится внутри человека. Весь мир находится внутри человека. Творец находится внутри человека. Моше находится внутри человека, и народ находится внутри человека. Потому что, что бы я ни чувствовал, я чувствую это в себе! Только в себе, включая управляющую силу!
- Но, с одной стороны, вы говорите четко и однозначно: "Творец - во мне". А с другой стороны, я слышал от вас еще и другую фразу: "Творец находится в связи между нами". Здесь есть какая-то дилемма?
- Нет дилеммы! Потому что... Как я могу понять свои свойства? Как я могу увидеть себя?
- Ну, наверное только в зеркале?
- О! Зеркало мне необходимо! Что-то или кто-то вне меня должен "отражать" мои свойства. Какой я? Хороший, плохой, сильный, слабый? Я могу "измерить" себя только относительно кого-то. Поэтому, чтобы изменять себя и постоянно себя контролировать, мне нужен эталон вне меня. И оказывается, чтобы правильно настроить себя на связь с Творцом, мне необходимо все - вся неживая, вся растительная, вся животная природа и все человечество! Если я сквозь них настрою себя на свойство отдачи и любви, тогда я точно раскрою Творца, согласно закону подобия свойств.
- Эта задача вообще выполнима?
- Она выполняется очень просто. Ты должен убедить все свои внутренние свойства на неживом, растительном, животном и человеческом уровнях, которые представляются тебе в окружающей действительности неживой, растительной, животной и человеческой природой, в том, что стать подобным Творцу - это самая лучшая возможность существования. Это существование во взаимной отдаче и любви.
- Еще одна глава, которая читается на этой неделе, называется "По моим законам". Смысл ее как бы прост: если будете соблюдать мои законы, говорит Творец, вам будет хорошо; если не будете - будет плохо.
- Ну, не все время будет плохо! Будет плохо, а потом еще хуже, и еще хуже.
- Да, поступенчато. Я насчитал пять уровней. На пятом - просто полный обвал.
- Естественно! Тебе объясняют, что весь мир взаимосвязан. Это - единая, строго детерминированная система. В ней действую определенные законы. Ты находишься в этой системе. А дальше - соблюдаешь их или не соблюдаешь.
Но что интересно, сама эта система принимает во внимание тот объект, на который она воздействует, и работает в соответствии с уровнем человека, его предназначением, его судьбой, условиями, в которых он находится. И все это - относительно цели, которую должны достичь все, то есть раскрыть высший мир.
- У каждого есть свое место в этом пазле? Как это все устроено?
- Все очень просто на самом деле. Потому что есть начало и есть конец, как в Торе, от первого до последнего слова. И от начала к концу все просчитано на каждом этапе относительно всех. Мы существуем в одном объеме, в одной системе, все вместе: те, кто это ощущает, и те, кто не ощущает; те, кто уже достиг каких-то ступеней постижения, и те, кто еще только начинает; а также и те, кому это вообще пока не нужно.
- Но очень как-то сурово в этой главе все звучит, как будто Творец нас запугивает…
- Нет тут никакого запугивания! Это абсолютно четко прописанная глава, точная инструкция: сделаешь так-то, получишь то-то.
Я помню, как однажды при мне один крупный ученый попросил посмотреть спецификацию подводной лодки. Посмотрел и сказал: "При такой спецификации у вас будет гармошка вместо лодки". И все так испугались, переглянулись и потихонечку от него отошли. А потом точно так и случилось.
Так что, дело не в запугивании. Существуют объективные законы. Выполняешь - получаешь желаемое.
- Глава начинается так:
/3/ ЕСЛИ ПО УСТАНОВЛЕНИЯМ МОИМ БУДЕТЕ ВЫ ПОСТУПАТЬ, И ЗАПОВЕДИ МОИ СОБЛЮДАТЬ, И ИСПОЛНЯТЬ ИХ,
- Заповеди Творца - это законы природы. Нашей природы, которые мы видим и частично понимаем и знаем. И законы более высшей, скрытой от нас природы, которые все построены на свойстве отдачи и любви.
.../4/ ТО ДАМ Я ВАМ ДОЖДИ ВОВРЕМЯ, И ЗЕМЛЯ ДАСТ УРОЖАЙ СВОЙ, И ДЕРЕВЬЯ ПОЛЕВЫЕ ДАДУТ ПЛОД СВОЙ. /5/ И СХОДИТЬСЯ БУДЕТ У ВАС МОЛОТЬБА СО СБОРОМ ВИНОГРАДА, А СБОР ВИНОГРАДА СХОДИТЬСЯ БУДЕТ С СЕВОМ, И БУДЕТЕ ЕСТЬ ХЛЕБ СВОЙ ДОСЫТА, И БУДЕТЕ ЖИТЬ СПОКОЙНО В СТРАНЕ ВАШЕЙ.
- То есть все будет нормально. Имеется в виду - во всех смыслах жизни. Если ты будешь выполнять законы Творца, то будешь вознагражден или на духовном уровне, или на материальном уровне, или на обоих. Система устроена так, что если ты в нее вписываешься и выполняешь свое предназначение, занимаешь свою нишу в природе, то тогда вся система работает гармонично, и эта гармония наполняет тебя.
- А что значит: "и будете жить спокойно в стране вашей"?
- Страна ("эрец") - от слова "рацон" ("желание"). То есть если ты будешь выполнять все условия, тогда все твои желания будут наполняться.
- Дальше я хочу попросить вас прокомментировать грозные предупреждения Творца сразу на последнем, так сказать, уровне:
/27/ А ЕСЛИ И ПОСЛЕ ЭТОГО НЕ ПОСЛУШАЕТЕ МЕНЯ… то
/32/ И ОПУСТОШУ Я СТРАНУ ВАШУ, И ИЗУМЯТСЯ ЕЙ ВРАГИ ВАШИ, КОТОРЫЕ ПОСЕЛЯТСЯ В НЕЙ. /33/ А ВАС РАССЕЮ Я МЕЖДУ НАРОДАМИ И ОБНАЖУ МЕЧ ВСЛЕД ВАМ, И БУДЕТ СТРАНА ВАША ПУСТА, И ГОРОДА ВАШИ БУДУТ РУИНАМИ.
Это пророчество?
- Это закон. Ничего другого здесь нет ! То есть если ты вызываешь отрицательные какие-то явления своим поведением, то естественно, для того чтобы тебя скорректировать и исправить, ты получишь от высшей силы отрицательную обратную связь, которая выведет тебя на на правильную прямую.
Вот это мы и имеем, кстати говоря, от народов мира - антисемитизм в качестве обратной связи. И никто никуда не убежит и не скроется! Потому что все мы находимся внутри природы, внутри сил, которые командуют нами. И поэтому я не могу в Новую Зеландию сбежать или куда-то там еще. Сказано, что Творец отыщет тебя на краю Земли и буквально приведет обратно в Эрец Исраэль. Все равно ты, еврей, будешь здесь, в Израиле, выполнять свое предназначение!
- И далее:
/36/ А ЧТО ДО ОСТАВШИХСЯ ИЗ ВАС, ТО ВСЕЛЮ В СЕРДЦЕ ИХ РОБОСТЬ В СТРАНАХ ВРАГОВ ИХ, И БУДЕТ ПРЕСЛЕДОВАТЬ ИХ ШЕЛЕСТ КОЛЕБЛЮЩЕГОСЯ ЛИСТА, И ПОБЕГУТ, КАК В БЕГСТВЕ ОТ МЕЧА, И ПАДУТ, ХОТЯ НИКТО НЕ БУДЕТ ГНАТЬСЯ. /37/ И СПОТКНУТСЯ ДРУГ О ДРУГА, КАК ОТ МЕЧА, ХОТЯ НЕ ПРЕСЛЕДУЕТ НИКТО...
- Ни у кого, ни у одного народа в мире, нет такой неуверенности в жизни, такой боязни, как у евреев, особенно когда они находятся между другими народами. У них существует очень четкое такое состояние ущербности, страха, приниженности, зависимости, я бы даже сказал, ощущения вины. Хотя, казалось бы, все на нас нападают, почему мы должны чувствовать себя виноватыми?! А это потому, что подсознательно мы всегда чувствуем, что именно от нас зависит исправление мира, а мы не выполняем своего предназначения.
- И вы это ощущали?
- Конечно! Во всех внутри сидит одно и то же. И это не зависит от статуса, положения в обществе или места рождения.
- Сегодня это уже в любой стране.
- Не имеет никакого значения! Никак не спасешься и нигде не спасешься. Нигде!
… И ПАДУТ, ХОТЯ НИКТО НЕ БУДЕТ ГНАТЬСЯ. /37/ И СПОТКНУТСЯ ДРУГ О ДРУГА, КАК ОТ МЕЧА, ХОТЯ НЕ ПРЕСЛЕДУЕТ НИКТО...
- Абсолютно внутреннее состояние. Ты будешь ощущать свое состояние трепещущим, страшным, ущербным, зависящим, даже без всякого основания. На тебя возложена миссия быть светом для народов, "стать как один человек с одним сердцем" - точка, закон природы! Если мы его выполняем, то и выход будет правильным - добрым для нас, долгожданным для всего мира, желанным для Творца. Если нет - читай главу "По моим законам". Мы ответственны за все происходящее в мире.
- И все-таки, Творец нас не оставит:
/44/ НО ПРИ ВСЕМ ЭТОМ, КОГДА БУДУТ ОНИ В СТРАНЕ ВРАГОВ СВОИХ, НЕ СТАНУТ ОНИ МНЕ ОТВРАТИТЕЛЬНЫ, И НЕ ВОЗГНУШАЮСЬ ИМИ ДО ТОГО, ЧТОБЫ ИСТРЕБИТЬ ИХ, ЧТОБЫ НАРУШИТЬ СОЮЗ МОЙ С НИМИ; ИБО Я - БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ИХ.
- Да, потому что эта идея и эта миссия исправления мира не может перейти к кому бы то ни было. Говорится о неизменной части общего желания, созданного Творцом. Эта, самая маленькая часть, которая называется "народом Израиля" - самая прозрачная и самая близкая к свойству отдачи - должна привести мир к единству и абсолютной любви.
Д-р Михаэль Лайтман, основатель и глава Международной академии каббалы (МАК). Ежедневно дает уроки каббалы, транслирующиеся на 66 канале.
Facebook
Подготовила Марина Бухарова
Система жизнеобеспечения мира или Избранность, от которой не отречься
Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, которые произошли когда-то с древним народом.
19.05.2017
Источник:Открытый телеканал
Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.
Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.
Статьи можно также обсудить в Фейсбуке
Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.
Статьи можно также обсудить в Фейсбуке