Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, которые произошли когда-то с древним народом. Но если знать внутренний смысл слов вечной Книги, то за ними проявляется сетка сил, управляющих нашим миром. Сегодня – глава "Насо" ("Исчисли").
Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы (МАК) беседует его ученик, известный сценарист, кинорежиссер и блогер Семен Винокур.
– В этой главе Торы продолжается подготовка сынов Израиля к переходу от горы Синай к земле Израиля. Возникает ощущение, что вот сейчас последний рывок, и мы достигнем, наконец, нашей цели, войдем в Землю Обетованную. Невольно приходит на ум ассоциация со спортом: берешь какую-то высоту и поднимаешься на пьедестал.
– Если бы! В духовном подъеме все эти состояния – выход из Египта, скитание по пустыне, стояние у горы Синай – ты проходишь в своих ощущениях множество раз, но каждый раз на все более глубоком уровне осознания.
- Начнем вот с этой цитаты:
/1/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ В ПУСТЫНЕ СИНАЙ, В ШАТРЕ ОТКРОВЕНИЯ, В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВТОРОГО МЕСЯЦА, ВО ВТОРОЙ ГОД ПОСЛЕ ИСХОДА ИХ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ТАК: /2/ "ПРОИЗВЕДИТЕ ИСЧИСЛЕНИЕ ВСЕГО ОБЩЕСТВА СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ПО СЕМЕЙСТВАМ ИХ, ПО ОТЧИМ ДОМАМ ИХ, КОЛИЧЕСТВОМ ИМЕН, ВСЕХ МУЖЧИН ПОГОЛОВНО…”
Что значит: "И говорил Бог, обращаясь к Моше"?
– Привычно читая Тору, мы видим в этой сцене, как Моше, вождь еврейского народа, вырвавшегося из египетского рабства, слышит указания Всевышнего относительно дальнейших действий. Если же мы говорим о “скрытом” смысле повествования, то в Торе как бы в зашифрованном виде рассказывается о формировании, даже можно сказать, “созревании” человека, идущего по духовному пути.
Это уникальное, очень подробное, детальное руководство (на иврите “Тора” происходит от слова “ораа” -”инструкция”) учит нас, как необходимо работать с нашими желаниями и свойствами, чтобы из закоренелых эгоистов мы превратились в мудрых, светлых, открытых миру людей, стремящихся жить ради других.
И тогда уже вся сцена представляется по-другому. Тогда свойство “Моше” во мне, устремленное к отдаче и любви, входит в контакт с Творцом, высшей силой любви, и получает от нее указания, как человек должен на данном этапе работать со всеми другими своими свойствами внутри себя.
– Да, мы уже начинаем привыкать, что различными именами в Торе называются свойства внутри человека. Вот в этой главе происходит перепись Израиля, перечисляются вожди колен, их сыновья, указывается численность каждого рода и сказано:
/49/ ПО СЛОВУ БОГА, ДАННОМУ МОШЕ, НАЗНАЧАЛИ ИХ, КАЖДОГО ДЛЯ ЕГО РАБОТЫ И НОШЕНИЯ; И ИСЧИСЛЕНЫ БЫЛИ ВСЕ, КАК БОГ УКАЗАЛ МОШЕ.
Что имеется в виду?
– Производится ревизия всех свойств, которые находятся в каждом из нас. Мне сейчас необходимо все эти свойства просканировать, упорядочить, уточнить, какими из них я владею больше, какими меньше? Как они во мне компонуются в единый образ? И, наконец, что я с ними должен делать?
– А зачем мне это нужно?
– Внутри тебя происходит подготовка к действию. Как в армии, допустим. Перед походом солдатам надо привести себя в порядок, построиться, проверить вооружение, связь и так далее.
– Да, это понятная метафора: человек принимает решение действовать – здесь это движение к Эрец Исраэль ( “Земля Израиля”) – и выясняет, полностью ли он готов.
– Впереди – великая цель. Слово “эрец” (земля) на иврите происходит от слова “рацон” (желание). А “Исраэль”, как мы помним, это “яшар Эль” – “прямо к Творцу”. То есть человек направляет все свои желания к Творцу, свойству отдачи и любви. И сейчас перед ним стоит задача, отделить свои эгоистические свойства, которые еще не исправлены, от тех, которые уже работают ради отдачи.
– Подобная “ревизия” в пути производится уже не в первый раз?
– Конечно, это происходит на каждой ступени, как только делается шаг к подъему на уровень, который называется “Эрец Исраэль”, то есть к полной взаимной отдаче и любви. Всякий раз я анализирую и выясняю, какие еще свойства во мне необходимо исправить.
Это как если бы кому-то поручили выбраковать какие-то детали на производстве. В первый раз он делал это без очков, второй раз – в хороших очках, а затем – в хороших очках и при ярком освещении. То есть каждый раз резолюция увеличивается. Чем дальше мы продвигаемся к свойству отдачи, тем пристальнее всматриваемся в свои внутренние свойства.
/5/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: /6/ "ГОВОРИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ: МУЖЧИНА ИЛИ ЖЕНЩИНА, ЕСЛИ СОВЕРШИТ КАКОЙ-ЛИБО ИЗ ГРЕХОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ИЗМЕНИВ БОГУ, И ПРОВИНИТСЯ ТОТ ЧЕЛОВЕК, /7/ ТО ПУСТЬ ИСПОВЕДАЮТСЯ В ГРЕХЕ СВОЕМ, КОТОРЫЙ ОНИ СОВЕРШИЛИ, И ВОЗВРАТИТ КАЖДЫЙ ЗА ПРЕДМЕТ ВИНЫ СВОЕЙ СПОЛНА…”
– Что значит "изменить Богу"?
– Изменить Богу – это значит любить себя вместо Него. Ведь у Творца нет образа – это свойство отдачи и любви, которое должно исходить от каждого из нас и заполнять все пространство между нами.
Если я кого-то люблю, то все мои мысли и намерения направлены на то, чтобы ему было хорошо – это называется "любовью к ближнему". Любовь к Творцу – это любовь к свойству отдачи и любви, то есть к такому состоянию, когда я живу не ради себя. А если я отворачиваюсь от этого свойства, значит, однозначно, я люблю только себя. Это и есть измена.
В природе нет середины: или плюс, или минус – или туда, или обратно. Никаких промежуточных вариантов. Поэтому если ты не завязан на это свойство, значит, ты четко, детерминировано завязан на себя. Ведь в действительности, когда я люблю кого-то, то на самом деле я люблю состояние, которое ощущаю в себе, находясь рядом с этим человеком. Так же, как я люблю состояние, которое вызывает во мне определенная еда или музыка. Это наполняет меня. А здесь речь идет о любви к духовному состоянию!
– В этой главе также говорится о том, что коэны должны благословлять сынов Израиля по определенной формуле и сказано:
“.../27/ ТАК ПУСТЬ ПРОИЗНОСЯТ ИМЯ МОЕ НАД СЫНАМИ ИЗРАИЛЯ, И Я БЛАГОСЛОВЛЮ ИХ".
– Произнесение имени – это раскрытие сути четырехбуквенного имени Творца.
– Почему запрещено произносить это имя вслух?
– Произнести вслух Его имя – это значит раскрыть Творца. Но поскольку раскрытие происходит всегда только внутри человека, он просто не в состоянии передать свои ощущения никому другому.
В каббале слово "нельзя" означает "невозможно". Ты не можешь выявить Творца настолько, чтобы произнести Его имя. Можно только вобрать Его в себя, абсорбировать, принять такую форму, когда Он полностью отпечатывается во всем твоем желании, оставляет оттиск от своего воздействия.
Но пока человек не находится в постижении свойств Творца, нельзя произносить Его имен. Даже такое общепринятое слово как "Эль" (Творец) произносится "Кель", чтобы подчеркнуть уважение к Создателю. Ведь и в нашем мире мы не зовем своего отца по имени, а обращаясь к нему, говорим "папа". Это – знак уважения к особенному для нас человеку. Этим мы выделяем его из миллиардов людей. То же самое и в духовном.
– В завершение главы читаем:
/89/ И КОГДА ВХОДИЛ МОШЕ В ШАТЕР ОТКРОВЕНИЯ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ С НИМ, СЛЫШАЛ ОН ГОЛОС, БЕСЕДУЮЩИЙ С НИМ С КРЫШКИ, КОТОРАЯ НА КОВЧЕГЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА, ИЗ пространства МЕЖДУ ДВУМЯ КРУВАМИ, И ГОВОРИЛ Бог ЕМУ.
– Речь идет о состоянии духовного контакта точки Моше в человеке с Творцом. Голос – это уровень постижения Творца творением. Он раскрывается между двумя крувами – изображением птиц по краям крышки Ковчега, символизирующих свойство милосердия и свойство суда. Это значит, что человек соединяет в себе свойства отдачи и получения, которые работают сообща на одну и ту же цель. Таким образом ощущение Творца, его раскрытие возникает между эгоизмом и альтруизмом. И только точка Моше в нас, находящаяся в контакте с Творцом, слышит Его голос.
– Какой путь прошел Моше, прежде чем раскрылся ему Творец! И если говорить о герое Торы из материального, физического мира, и если говорить о свойстве “Моше” внутри нас. Он буквально тащил к свойству отдачи и любви весь наш эгоизм.
– Именно благодаря страданиям, через которые прошел человек, он может сейчас по-настоящему оценить ту связь, любовь и взаимность, которые возникают у него с Творцом. А иначе переоценка ценностей в человеке просто невозможна, в том смысле, что у него не появятся соответствующие ощущения. Это все равно, что попросить ребенка: "Поцелуй меня!" Он подойдет и автоматически ткнется вам в щеку, не испытывая при этом никаких чувств.
Чувства возникают, только если ничего не забывается из прошлого. В той мере, в которой прошлое возникает в человеке, он может предположить, что ожидает его в ближайшем будущем, потому что прошлое и будущее должны быть уравновешены и связаны вместе в одном ощущении Творца.
– Вот сейчас вы описали, контакт Моше и Творца, и я ловлю себя на мысли, что опять представляю это – видимо, сказывается профессия – в виде сцены, как нечто происходящее вне человека, снаружи.
– Нет-нет и нет! Речь в Торе все время идет о внутренней, духовной работе человека. Шатер откровения олицетворяет собой более внешние свойства, которые человек должен исправить в себе. Но постепенно выявляя в себе точку Моше, мы начинаем все больше углубляться в свои внутренние свойства, которые символизируют Ковчег Завета (“Арон Кодеш”), хранящийся в нем свиток Торы, крышка над Ковчегом Завета,
Все это – знаки наших внутренних исправлений, которые мы должны постепенно произвести и прийти к состоянию контакта с Творцом, когда в нас проявляется Его раскрытие в виде понимания, осознания, постижения.
Вообще, Тора - это свет, нисходящий свыше на каждого из нас, исправляющий личный эгоизм человека, связывающий его через альтруистические исправленные состояния со всеми другими, пока все мы не обратимся в одно неразрывно связанное целое.
Д-р Михаэль Лайтман, основатель и глава Международной академии каббалы (МАК). Ежедневно дает уроки каббалы, транслирующиеся на 66 канале.
Facebook
Подготовила Марина Бухарова
Исчисление сынов Израиля
Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, которые произошли когда-то с древним народом.
02.06.2017
Источник:Открытый телеканал
Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.
Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.
Статьи можно также обсудить в Фейсбуке
Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.
Статьи можно также обсудить в Фейсбуке