Каббала объясняет, что духовная работа не предусматривает никаких физических действий. То есть все происходит только в желаниях и в мыслях человека. Ведь создана и управляется Творцом одна единственная вещь – желание! Ничего другого нет.
И наша задача – выйти за ограниченные пределы земных ощущений и начать ощущать истинную реальность.
Сегодня глава «Ръэ» – «Смотри».
Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы, беседует известный сценарист и кинорежиссер Семен Винокур.
– Начинается глава так:
СМОТРИ, Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ СЕГОДНЯ БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПРОКЛЯТИЕ. БЛАГОСЛОВЕНИЕ – ЕСЛИ ПОСЛУШАЕТЕ ЗАПОВЕДЕЙ БОГА… А ПРОКЛЯТИЕ – ЕСЛИ НЕ ПОСЛУШАЕТЕ… И СОЙДЕТЕ С ПУТИ, КОТОРЫЙ Я УКАЗЫВАЮ ВАМ СЕГОДНЯ, И ПОЙДЕТЕ ЗА БОГАМИ ЧУЖИМИ, КОТОРЫХ ВЫ НЕ ЗНАЛИ.
– То есть, если сойдете с пути сближения с Творцом – единственной управляющей силой природы, – то собьетесь с дороги, идя «за богами чужими», то есть за другими силами природы, созданными Им же.
Что значит проклятие? Не надо думать, что боженька тебя проклянет, – просто ты сам приведешь к искажению всей системы управления и сам почувствуешь последствия этого.
– А почему «Смотри», а не «Слушай»?
– Потому что ты должен это постичь! А зрение – это самое убедительное из известных нам ощущений. Недаром в суде верят тому свидетелю, который сам видел, а не только слышал.
– А почему Он говорит «предлагаю», а не «приказываю»?
– Человеку дается свобода выбора. Но это не свобода в нашем обычном понимании: что хочу, то и ворочу. Перед тобой на выбор: Истина – и море других, пустопорожних занятий. Ты можешь двигаться к Истине, а можешь заниматься любой из предоставленных тебе других возможностей. Но в итоге тебе все равно придется из всех путей выбрать единственно правильный.
– И ВОТ, КОГДА ПРИВЕДЕТ ТЕБЯ БОГ… В СТРАНУ, В КОТОРУЮ ТЫ ВСТУПАЕШЬ, ЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ ЕЮ, ТО ДАШЬ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ГОРЕ ГРИЗИМ, А ПРОКЛЯТИЕ НА ГОРЕ ЭЙВАЛЬ…
– Почему на горах дается благословение и проклятие?
– Гора – от слова «ирурим», сомнения. Человек всегда пребывает в сомнениях. Но с помощью одних сомнений он духовно поднимается, а другие приводят его к падению.
– Это две горы?
– В принципе, это одна «гора». На том же месте, где спотыкаешься и падаешь, ты потом поднимаешься – от проклятия приходишь к благословению. Так и исправляешь желания: спотыкаешься – исправляешь, снова спотыкаешься – и снова исправляешь.
– Дальше так:
ИБО ВЫ ПЕРЕХОДИТЕ ИОРДАН, ЧТОБЫ ПРИЙТИ И ОВЛАДЕТЬ СТРАНОЙ, КОТОРУЮ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ВАМ ДАЕТ, И ОВЛАДЕЕТЕ ВЫ ЕЮ, И ПОСЕЛИТЕСЬ В НЕЙ.
– Это мы уже объясняли. Вы уже входите на следующий уровень развития – в состояние, которое называется «Эрец Исраэль». «Эрец» – это «рацон», «желание», а «Исра-Эль» – «прямо к Высшему». То есть раскрываются еще большие эгоистические желания, новые проблемы противостояния между добром и злом. И вам предстоит эти проблемы в себе решать.
– УНИЧТОЖЬТЕ ВСЕ МЕСТА, ГДЕ НАРОДЫ, КОТОРЫЕ ВЫ ИЗГОНЯЕТЕ, СЛУЖИЛИ БОГАМ СВОИМ...
– Что говорит каббала? Нет будущего мира и этого мира, как вы их себе представляете. Уничтожьте все свои ложные теории.
– И продолжает Тора:
НО ТОЛЬКО К МЕСТУ, КОТОРОЕ ИЗБЕРЕТ БОГ… ЧТОБЫ ВОДВОРИТЬ ТАМ ИМЯ СВОЕ, К ЭТОМУ ОБИТАЛИЩУ ЕГО ОБРАЩАЙТЕСЬ И ТУДА ПРИХОДИТЕ.
Речь о Храме?
– О храме в сердце! То есть вместо своих надуманных теорий постройте здание, которое называется «Храм». И надо понять, что подразумевается под «Храмом» и под «жертвоприношениями» в Храме.
Тора не говорит о здании в камне и о приношениях в жертву животных в материальном виде. Это здание строится в сердцах людей, которые предпочитают любовь ненависти. Из этих сердец, как из кирпичиков, возводится это «строение», в котором все их желания объединяются, – и тогда оно становится «обиталищем» Творца.
Мы не можем напрямую изменить наш мир! Все, что в нем происходит, – лишь следствия духовных изменений. Только влияя на корень явлений – их причины в духовном мире, – мы можем менять следствия. Поэтому, когда мы пытаемся улучшить наш мир, у нас ничего не получается!
Два первых храма были предварительными и должны были быть разрушены. Сегодня наша задача – построить в наших сердцах Третий Храм. И тогда «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов».
– Дальше такая фраза:
НО СКОЛЬКО УГОДНО ДУШЕ ТВОЕЙ МОЖЕШЬ РЕЗАТЬ И ЕСТЬ МЯСО… ТОЛЬКО КРОВИ НЕ ЕШЬТЕ, НА ЗЕМЛЮ ВЫЛИВАЙ ЕЕ, КАК ВОДУ.
Почему Тора такое внимание уделяет запрещению есть кровь? В одной только этой главе об этом сказано несколько раз.
– Потому что кровь символизирует самый большой свет – свет «хохма» на самом его высоком уровне. А этот свет мы получать не сможем до самого конца исправления нашего эгоизма.
– Дальше – о десятине:
НЕЛЬЗЯ ТЕБЕ ЕСТЬ ВО ВРАТАХ ТВОИХ ДЕСЯТИНЫ ХЛЕБА ТВОЕГО, И ВИНА ТВОЕГО, И ОЛИВКОВОГО МАСЛА ТВОЕГО, И ПЕРВЕНЦЕВ КРУПНОГО И МЕЛКОГО СКОТА ТВОЕГО…
И дальше еще:
ОТДЕЛЯЙ ДЕСЯТИНУ ОТ ВСЕХ ПЛОДОВ ПОСЕВА ТВОЕГО, ВЫРАСТАЮЩЕГО НА ПОЛЕ ИЗ ГОДА В ГОД.
– Наша душа состоит из десяти частей, и десятую часть, «малхут» – самую эгоистическую, – мы использовать правильно не можем, поэтому мы ее просто «отдаем», то есть не работаем с ней! Это – та самая часть нашего эгоизма, которая не подлежит исправлению человеком и будет исправлена в самом конце высшей силой.
Поэтому и в нашем мире десятую часть всего, что человек получает, – символ десятой части нашего эгоизма – надо отдавать на общие нужды. Десятина нужна для организации школ, нужных народу учреждений, больниц, социальных служб и пр.
– Следующая цитата:
КОГДА ИСТРЕБИТ БОГ… НАРОДЫ, К КОТОРЫМ ТЫ ИДЕШЬ, ЧТОБЫ ИЗГНАТЬ ИХ ОТ СЕБЯ, И ТЫ ИЗГОНИШЬ ИХ, И ПОСЕЛИШЬСЯ В СТРАНЕ ИХ, ОСТЕРЕГАЙСЯ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАЛ ТЫ В ЛОВУШКУ, СЛЕДУЯ ИМ… И ЧТОБЫ НЕ ОБРАЩАЛСЯ ТЫ К БОГАМ ИХ, ГОВОРЯ: "КАК СЛУЖАТ НАРОДЫ ЭТИ БОГАМ СВОИМ, ТАК БУДУ ДЕЛАТЬ И Я".
– «Народы» эти – это свойства и желания человека. Когда ты поднимешься на духовный уровень «Земля Израиля», ты обнаружишь в себе страшные свойства, называемые «народами мира». То есть перед тобой раскроется и «благословение» – новый уровень постижения, – и «проклятие» – огромные пласты эгоизма, который надо исправить.
– А почему «Бог истребит», а не я?
– Я ничего не могу! Наоборот, я готов «служить их богам» – пиво, футбол, «травка».
– Почему сказано «к которым ты идешь»? Я иду в Эрэц Исраэль, а не к ним!
– Но когда ты входишь в страну Израиля – в намерение любви ко всем, – ты наталкиваешься в себе именно на такие злые свойства. И видишь, что на самом деле тебе плевать на всех, ты хочешь развлекаться и думать только о себе.
– Вдруг глава переходит к кашруту:
НЕ ЕШЬ НИКАКОЙ МЕРЗОСТИ. ВОТ ЖИВОТНЫЕ, КОТОРЫХ МОЖЕТЕ ВЫ ЕСТЬ: БЫК, ОВЦА И КОЗА, ГОРНАЯ КОЗА, ОЛЕНЬ...
Дальше перечислены другие кошерные и некошерные животные, рыбы, птицы и разные виды пищи, перечислены признаки их кошерности.
– Вообще все законы кашрута, предписанные Торой, внешне выглядят только как законы для человека нашего мира о том, как пить, как есть, что можно употреблять в пищу и что нельзя, как сделать пищу кошерной – то есть пригодной к употреблению – и т. д.
На самом деле, как обычно, Тора прежде всего имеет в виду духовный уровень. Наша еда на земном уровне символизирует наполнение высшим светом нашей души. И все законы кашрута говорят не о животных, не о мясе, не о человеке, который будет это есть, а о том, как можно принять в себя высший свет, какие из желаний и как можно для этого использовать.
Кошерные животные на земном уровне – это годные к употреблению в пищу, а не кошерных есть нельзя. На духовном уровне разделение пищи на кошерную и не кошерную символизирует разделение желаний на те, которые можно исправить, и те, которые мы исправить не можем.
Интересно отметить, что в Торе поименно перечислены все кошерные животные. И несмотря на то, что Тора написана три тысячи лет назад и с тех пор открыто много новых земель, – новых животных с признаками кошерности среди них нет.
– Удивительно! Но появлялись же новые виды?
– Да, но они не кошерные.
– Поражают подробности всех этих указаний!
– Потому что в нашем мире есть следствия этих духовных процессов.
– Великий каббалист Рамбам, когда писал свою “поваренную” книгу, учитывал все это?
– А как же! Никто из великих мудрецов не писал ничего «из головы». Только из постижения системы высшего управления! Так написан «Шульхан арух» и другие книги каббалистов.
– Дальше коронная фраза:
НЕ ВАРИ КОЗЛЕНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ ЕГО.
– Тора говорит о разделении между мясом и молоком потому, что мясо олицетворяет т. н. «левую линию» – желание получать, – а молоко «правую линию» – желание отдавать. А поскольку эти желания противоположны, между двумя этими линиями должно быть разделение.
– К КОНЦУ СЕМИ ЛЕТ УСТАНОВИ ОТПУЩЕНИЕ… ПУСТЬ КАЖДЫЙ ЗАИМОДАВЕЦ ПРОСТИТ ДОЛГ БЛИЖНЕМУ СВОЕМУ...
– У нашего народа было принято на третий, седьмой и пятидесятый год «отпускать долги». Это символы определенных ступеней духовного развития, на которых все предыдущие неисправности, даже самые тяжелые, исправляются.
Тора не говорит ни о земных годах, ни о других земных мерах измерений. Если написано «семь лет», это может произойти и за два земных года. Сказано, что Адам жил восемьсот лет, но и в те времена люди столько не жили – имеются в виду духовные ступени.
– То есть может быть, что человек в восемьдесят лет не достиг духовного совершеннолетия?
– Если он просто жил на земле восемьдесят лет? Возможно, в духовной жизни он не прожил и дня.
– Дальше что-то странное:
ЧУЖЕЗЕМЦА МОЖЕШЬ ТЫ ПРИТЕСНЯТЬ, НО ДОЛГ БРАТА ТВОЕГО ПРОСТИ ЕМУ.
А в другом месте написано «не притесняйте чужеземца».
– Опять-таки, это не земной закон. В другом месте говорилось о другой духовной ступени. А здесь речь о ступени, о состоянии, которое называется «страна Израиля». А это ступень, на которой эгоизм исправляется и все становятся, как братья. И «чужеземец» – это тот, кто еще не готов к этому, а такому не место в «стране Израиля».
– Ясно.
И ЗАХОЧЕТСЯ ТЕБЕ СДЕЛАТЬ ЗЛО НИЩЕМУ БРАТУ ТВОЕМУ, И НЕ ДАШЬ ЕМУ… И БУДЕТ НА ТЕБЕ ГРЕХ. ДАЙ ЖЕ ЕМУ, И ДА НЕ БУДЕТ ДОСАДНО ТЕБЕ, КОГДА ДАШЬ ЕМУ…
– Эгоизм может довести до такого состояния, когда человек чувствует: «Это же брат мой, но дать ему не могу!» А надо, чтобы он давал ближнему не только из-за страха согрешить, но и так, чтоб «не было досадно, когда дашь ему». То есть дай от всего сердца, бескорыстно, без надежды на награду, даже в будущем мире.
Те, кому ты даешь, – всегда «нищие», и от каждого человека зависит «богатство» всех остальных: никто не может заменить тебя, потому что только через тебя может пройти к ним особая порция высшего света.
– А в нашей жизни кто думает о том, чтобы давать людям?
– Все хотят только брать! Кого интересует, кто в каком состоянии? Даже если дают мелочь нищему, то только для того, чтобы иметь от этого какую-то выгоду, хотя бы психологическую.
– Поэтому сегодня такая пропасть между богатыми и бедными?
– Они ведь не могут давать! Им нужен еще один ноль в банке! А когда ноль добавится, он на секунду почувствует радость…
– И тут же побежит за следующим нулем.
– А что из-за этих его нулей люди голодают, – его не волнует.
– Но Вы никогда никого не вините!
– Творца надо винить. Он сказал: «Я создал зло». Но добавил: «И дал Тору для его исправления». Если мы научимся пользоваться светом Торы, мы все зло обратим в добро. И тогда выйдем из рамок этого маленького эгоистического мирка в другое измерение и станем подобными Творцу – вечными и совершенными.
– В конце главы о трех главных праздниках:
ТРИ РАЗА В ГОДУ ПУСТЬ ПРЕДСТАНЕТ КАЖДЫЙ МУЖЧИНА У ТЕБЯ ПРЕД БОГОМ… В ПРАЗДНИК ОПРЕСНОКОВ, И В ПРАЗДНИК ШАВУОТ, И В ПРАЗДНИК СУКОТ. И… КАЖДЫЙ ПУСТЬ ПРИНЕСЕТ, СКОЛЬКО ОН МОЖЕТ, ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, КОТОРОЕ ОН ДАЛ ТЕБЕ.
– Эти три праздника исправления эгоизма олицетворяют: Песах – выход из эгоизма, Шавуот – получение света для его исправления, а Суккот – уже подъем до высокого духовного уровня.
А Полное исправление олицетворяет Пурим – такой «маленький, детский» праздник.
– О нем не написано, кстати…
– Тора не могла это описать, потому что такого состояния еще не было, оно еще впереди…
В начале главы нам предложен выбор: благословение или проклятие. Можно сказать, что в каждый момент нашего развития перед нами два пути – «благословение и проклятие». А сейчас, когда для народа Израиля пришла пора возвращения из последнего изгнания, требования ужесточаются. И нам пора услышать в названии главы не просто «Смотри», а «Смотри!» – и точно сориентироваться, где благословение и где проклятие.
Потому что всем своим историческим опытом, всей историей своих взлетов и падений наш народ уже подготовлен к тому, чтобы подняться на следующий уровень существования, выйти за пределы ограничений материального мира и постепенно привести остальные народы к наилучшему состоянию. Каждый из нас уникален, и через каждого, как через трубочку, будет проходить свет на все остальные души. В итоге все достигнут совершенства.
Д-р Михаэль Лайтман, основатель и глава Международной академии каббалы (МАК). Ежедневно дает уроки каббалы, транслирующиеся на 66 канале.
Facebook
Подготовила Светлана Волчек
"Пусть не будет тебе досадно"
Каббала объясняет, что духовная работа не предусматривает никаких физических действий. То есть все происходит только в желаниях и в мыслях человека.
18.08.2017
Источник:Открытый телеканал
Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.
Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.
Статьи можно также обсудить в Фейсбуке
Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.
Статьи можно также обсудить в Фейсбуке