Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, которые произошли когда-то с древним народом. Но если знать внутренний смысл слов вечной Книги, то за ними проявляется сетка сил, управляющих нашим миром. Сегодня глава “Шофтим” – “Судьи”.
Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы (МАК), беседует его ученик – известный сценарист, кинорежиссер и блогер Семен Винокур.
– Мы все ближе к Земле Израиля. И по тексту Торы, и в наших ощущениях, и во внутреннем напряжении: что же нас там ждет? Величайший пророк Моше готовит народ к правильному существованию в Земле обетованной. Это – на внешнем плане. А по сути, как мы отмечали уже не раз, Тора ведет в Землю Израиля каждого из нас. Начнем вот с этой цитаты:
/18/ СУДЕЙ И НАДСМОТРЩИКОВ ПОСТАВЬ СЕБЕ ВО ВСЕХ ВРАТАХ ТВОИХ, КОТОРЫЕ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ,
– Вся Тора говорит о том, как подняться над своей эгоистической природой, обрести любовь к творениям, и через них – к Творцу. Это непросто. В своих желаниях, решениях, действиях и даже мыслях мы должны поставить “судей и надсмотрщиков”, то есть осознавать каждый шаг, отслеживать каждую мысль. Создать в себе, как в государстве, контрольно-аналитический аппарат, которому подчиняется исполнительная система.
– А “врата”– это где?
– А “врата” – это наши внутренние фильтры, через которые мы действуем. Они позволяют или запрещают производить контакт с внешним миром и даже с самим собой. Хотя, с собой – это уже несколько иная система, которая устроена по-другому. Поэтому фильтры, преимущественно, относятся к взаимодействию с внешним миром. Если человек действительно хочет развиваться, ему без этого не обойтись.
/19/ НЕ КРИВИ СУДОМ, НЕ ЛИЦЕПРИЯТСТВУЙ И НЕ БЕРИ МЗДЫ, ИБО МЗДА ОСЛЕПЛЯЕТ ГЛАЗА МУДРЫХ И ИЗВРАЩАЕТ СЛОВА ПРАВЕДНИКОВ.
– Дело в том, что когда человек судит себя, он всегда подсознательно отклоняется от истины, оправдывая и жалея себя, и обвиняя других. Хотя, на самом деле, мы видим, как каждый судит по себе.
– Но возможно ли не жалеть и не оправдывать себя?
– Возможно, если мы создадим условия, о которых говорит нам наука каббала и Тора. “Надсмотрщики” и “судьи” – наши свойства, а также наше внешнее окружение нужны нам именно для того, чтобы идти прямо, не отклоняясь ни вправо, ни влево.
– Что значит "не бери мзды”?
– “Мздой” называется то, от чего наслаждается твой эгоизм. Допустим, ты услышал что-то приятное для себя, подумал об этом с удовольствием – значит, ты уже покривил душой и отклонился от цели, стать подобным Творцу.
/20/ К ПРАВДЕ, К ПРАВДЕ СТРЕМИСЬ, ДАБЫ БЫЛ ТЫ ЖИВ И ОВЛАДЕЛ СТРАНОЙ, КОТОРУЮ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ.
– Только с помощью правды ты сможешь подняться на духовный уровень, который называется Землей Израиля.
– А почему сказано: "Дабы был ты жив ..."?
– Потому что только это и есть жизнь. То, как мы существуем, в Торе и в каббале не считается жизнью. Пока в человеке не проявляется свойство Творца, он не называется живущим. Он называется существующим на животном уровне. А духовного уровня в нем еще нет.
/21/ НЕ САДИ СЕБЕ НИКАКИХ СВЯЩЕННЫХ ДЕРЕВЬЕВ ВОЗЛЕ ЖЕРТВЕННИКА БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, КОТОРЫЙ ТЫ СДЕЛАЕШЬ СЕБЕ. /22/ И НЕ СТАВЬ СЕБЕ СТОЛБОВ, КОТОРЫЕ НЕНАВИДИТ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ.
– Эта мысль в разных вариациях повторяется постоянно.
– Ну, потому что даже в простом виде идолопоклонство абсолютно запрещено. В нашем овеществленном мире нет ничего святого – ни человека, ни каких бы ни было атрибутов. Абсолютно нет ничего святого, абсолютно!
Святость – это свойство отдачи и любви. Все остальное – лишь знаки. Например, "святые книги" называются так , потому что они говорят о том, как прийти к свойству отдачи и любви.
– Но когда говорится: "Никаких священных деревьев не сади возле жертвенника", то имеется в виду, что жертвенник все-таки существует?
– Нет, ни о чем, что проявляется в материи в нашем физическом мире Тора не говорит. Она говорит только о желаниях и свойствах человека, его формировании, о том, как он поднимается по ступеням духовной – духовной! – лестницы к подобию Творцу.
К сожалению, перевод на другой язык “вымывает”, порой, из слов Торы абсолютно весь смысл! На иврите “жертва” – “курбан” происходит от слова “каров” – сближение, приближение, близкий. То есть ты внутри себя производишь действия, приближающие тебя к Творцу.
– А что значит “Не сади себе никаких священных деревьев”?
– Не поклоняйся ничему, что имело бы какой бы то ни было образ – ни предметам, ни растениям, ни животным, ни тем более человеку. Творец – это свойство! Ты не можешь Его никак ни в чем изобразить, воплотить, создать. Только в себе! Это свойство отдачи и любви.
/14/ КОГДА ПРИДЕШЬ ТЫ В СТРАНУ, КОТОРУЮ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ, И ОВЛАДЕЕШЬ ЕЮ, И ПОСЕЛИШЬСЯ В НЕЙ, И СКАЖЕШЬ: "ПОСТАВЛЮ Я НАД СОБОЮ ЦАРЯ, ПОДОБНО ВСЕМ НАРОДАМ, ЧТО ВОКРУГ МЕНЯ", – /15/ ТО ПОСТАВЬ НАД СОБОЮ ЦАРЯ, КОТОРОГО ИЗБЕРЕТ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ: ИЗ СРЕДЫ БРАТЬЕВ ТВОИХ ПОСТАВЬ НАД СОБОЮ ЦАРЯ...
– В нашем мире царями Израиля всегда были большие ученые, судьи, великие каббалисты: царь Давид, царь Соломон и другие. Это видно по их сочинениям.
Быть царем над народом Израиля непросто. Это значит быть полностью зависимым и от народа, и от Творца, стать посредником между ними, полностью отдавать себя воспитанию народа. Ни о чем другом царь, в принципе, не думал. Он постоянно был в этих проблемах, потому что царь – человек, обладающий высшей ответственностью за весь народ.
Царем должен быть помазанник Творца – тот, кто достигает определенного духовного уровня и имеет право царствовать в Израиле. Он практически находится на уровне Творца.
Царь (“мелех”) – это малхут, то есть самый большой эгоизм, огромное желание, которое исправлено на работу ради отдачи и любви к другим. А иначе, как он достигнет состояния, чтобы управлять остальными?!
В те времена в Израиле было много каббалистов на уровне пророков и судей. Израиль – “Исраэль” (“яшар кель”) в переводе означает "прямо к Творцу". Естественно, что царь Давид полностью направил себя на это. Мы видим это по его Псалмам – величайшему творению человечества. Они олицетворяют чистый свет, когда человек ощущает себя под абсолютной властью Творца и все свои действия соотносит только с Ним, причем не на уровне святош нашего мира, а в постижении, в работе над своим эгоизмом.
А во внутренней работе взаимодействие человека со своими эгоистическими желаниями, которые называются “народом”, определяет, находится ли он на уровне “царя”, то есть царствует ли он над своим эгоизмом.
/16/ ТОЛЬКО ПУСТЬ НЕ ЗАВОДИТ ОН СЕБЕ МНОГО КОНЕЙ И НЕ ВОЗВРАЩАЕТ НАРОД В ЕГИПЕТ ДЛЯ УМНОЖЕНИЯ КОНЕЙ; БОГ ЖЕ СКАЗАЛ ВАМ: "НЕ ВЕРНЕТЕСЬ ВЫ ЭТИМ ПУТЕМ БОЛЕЕ".
– Конь олицетворяет собой духовную высоту человека, восседающего на нем. Плебей сидит на осле, а царь восседает на коне. Желание человека должно укрепиться и четко определиться, чтобы он мог властвовать над своим “животным”, то есть животным уровнем в себе.
Восседать на коне – значит быть выше этого животного, руководить им с помощью уздечки и вожжей, а не чтобы возвеличивать себя. Все должно быть в четкой пропорции относительно самого себя. Если же ты заводишь много “коней” – больше, чем твое альтруистическое желание – значит, ты уже “восседаешь” на своем эгоизме не ради отдачи, а ради себя.
При этом нужно бояться, чтобы “не вернуться в Египет” – не упасть в свои эгоистические намерения.
/18/ А КОГДА ВЗОЙДЕТ ОН НА ПРЕСТОЛ ЦАРСТВА СВОЕГО, ПУСТЬ СПИШЕТ СЕБЕ КНИГУ УЧЕНИЯ ЭТОГО С ТОЙ, ЧТО У КОhЕНОВ, ЛЕВИТОВ, /19/ И ПУСТЬ БУДЕТ ОНА ПРИ НЕМ, И ПУСТЬ ЧИТАЕТ ОН ЕЕ ВСЕ ДНИ ЖИЗНИ СВОЕЙ...
– Кажется, не царское это дело?
– Каждый человек должен стать “царем”, достичь этого уровня в себе, чтобы предстать перед высшим Царем – Творцом. Царь в человеке – это свойство, которое принимает высшую силу и передает ее через себя на все свои остальные желания и свойства.
"Пусть спишет себе книгу учения этого…" – то есть напишет на своих желаниях, чтобы они были точно сформированы в соответствии с высшей системой.
"Пусть читает ее он все дни жизни своей…" – внутри постоянно развивающегося эгоизма все глубже исследовать свои желания, переписывать с новыми точками и значками. А это бесконечная работа вплоть до полного исправления человека – до тех пор, пока он существует в этом мире, проходя кругооборот за кругооборотом.
Он все время читает ту же книгу, потому что в Торе описана бездна наших исправлений, пока мы полностью не завершим эту работу.
Причем, имеется в виду не чтение текста, а то, что каждый человек должен написать книгу Торы на сердце своем, то есть сформировать все свои желания в соответствии с высшими законами сближения, объединения, вплоть до любви.
/10/ ДА НЕ НАЙДЕТСЯ У ТЕБЯ НИКОГО, КТО ПРОВОДИЛ БЫ СЫНА СВОЕГО И ДОЧЬ СВОЮ ЧЕРЕЗ ОГОНЬ, КУДЕСНИКА, ВОЛХВА, И ГАДАТЕЛЯ, И КОЛДУНА, /11/ И ЗАКЛИНАТЕЛЯ, И ВЫЗЫВАЮЩЕГО ДУХОВ, И ЗНАХАРЯ, И ВОПРОШАЮЩЕГО МЕРТВЫХ...
– Никакие заклинания, уловки, всевозможные приемчики, которые хочет подсказать нам эгоизм – типа "погадай”, или “займись творчеством”, или “отвоюй”, или “преобрази мир” – не помогут. Можно назвать это как угодно, но все внешние действия, производимые в этом мире, только уводят человечество от настоящего исправления.
Поэтому все наши выдумки – это все “знахарство”, все пустое. Так мы только отдаляем себя от истинной жизни, которая раскрывается на следующем уровне существования. Человеку нужно заниматься лишь одним – собственным исправлением, исправлением своих желаний.
“Точка в сердце” – свойство Моше в каждом из нас, как бы говорит: "Перестаньте заниматься всякой ерундой и бессмысленной болтовней! Перестаньте заблуждаться, что в самых высоких ваших порывах есть хоть что-то, свободное от эгоизма! Лить слезы после футбола или просмотра мелодрам – пустая трата времени. Начните поднимать себя на следующий уровень – Человека в себе!” Вот о чем говорит Тора.
– А науки?
– С помощью науки изменить судьбу? Не получится! Поэтому все наши занятия называются "кудесничеством". В конечном итоге человек во всем разочаруется и пожалеет о потраченном времени. Науки, космос и прочее – я понимаю, что это интересно, но интересно твоему эгоизму! А тебе важно заниматься тем, что исходит из природы этого мира и природы высшего мира. Поднимайся на следующую ступень!
/10/ КОГДА ПОДСТУПИШЬ ТЫ К ГОРОДУ, ЧТОБЫ ЗАВОЕВАТЬ ЕГО, ТО ПРЕДЛОЖИ ЕМУ МИР. /11/ И БУДЕТ, ЕСЛИ ОН ОТВЕТИТ ТЕБЕ МИРОМ И ОТВОРИТ ТЕБЕ, ТО ПУСТЬ ВЕСЬ НАРОД, КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ В НЕМ, ПЛАТИТ ТЕБЕ ДАНЬ И СЛУЖИТ ТЕБЕ.
– Если у тебя есть желания, которые ты можешь поставить под намерение ради отдачи, то нет смысла воевать с ними. С желаниями вообще не воюют, а только с намерениями, обращая их на намерения "ради других". И тогда – конец войне. Все зависит от влияния окружения и развития человека.
И с психологической точки зрения никогда не надо ломать себя. Если можно спокойно перейти на другой уровень своей внутренней работы в понимании, в отдаче, в заботе о внешних факторах, которые влияют на тебя, тогда в этом и заключается твоя победа.
Движение вперед в духовном развитии осуществляются не войной. Совсем не обязательно все время быть в напряжении. Конечно, не исключена борьба с самим собой, но она должна быть выдержанной, правильной. С одной стороны, ни в коем случае не уступать, продвигаясь к цели, ведь ты обязан заниматься исправлением. С другой стороны, все намерения и желания, которые возникают в тебе, надо пытаться переубедить. То есть начинать проводить через них такие действия и мысли, которые могли бы очень мягко, но непреклонно помочь тебе сформировать связь с Творцом.
/16/ В ГОРОДАХ ЖЕ ЭТИХ НАРОДОВ, КОТОРЫЕ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ В УДЕЛ, НЕ ОСТАВЛЯЙ В ЖИВЫХ НИ ДУШИ.../18/ ЧТОБЫ НЕ НАУЧИЛИ ОНИ ВАС ДЕЛАТЬ ПОДОБНОЕ ВСЕМ МЕРЗОСТЯМ ИХ, КОТОРЫЕ ОНИ ДЕЛАЛИ ДЛЯ БОГОВ СВОИХ...
– “Народы мира” – это те желания, которые тянут нас ко всем наслаждениям материальной жизни. И это нас очень увлекает.
Но человек должен брать от этого мира лишь то, что ему необходимо для существования. Это не значит, что надо спать на земле, питаться хлебом с водой и вести скудный образ жизни. У человека должно быть все, что требует его организм. Даже если ему нужно пять обедов в день, а спать он может только на перине. Постепенно, по мере продвижения человека в свойство отдачи, у него будут меняться потребности, причем естественно, без насилия.
В соответствии с тем, на каком уровне находится человек в духовном, его материальный уровень автоматически ограничивает себя сам. Поэтому все в нем уравновешивается, чтобы мог человек не отвлекаться от главного. А главное – это то, где находятся твои мысли.
Ничего иного нет в Торе, кроме методики исправления человека, избавления его от эгоистической зависимости все тащить к себе, в себя и таким образом задыхаться, не видеть проходящей мимо жизни.
А можно жить с ощущением гармонии, внутреннего единства со всеми. Наслаждаться жизнью. Каббала – это наука о том, как правильно получать. Само слово переводится с иврита, как “получение”.
– Мы закончили главу "Судьи", можно несколько слов в заключение?
– Как мы уже говорили, главное – это поставить на всех своих мыслях, действиях, желаниях, речах фильтры, внутренние такие ограничения, которые бы четко действовали в одном направлении: чтобы все мои мысли в голове, желания в сердце, речь во рту и действия руками были направлены только на благо другим.
Но это не значит бегать по больницам, помогать страждущим, переводить старушек через дорогу и прочее. Ничего подобного! Мы видим, что это ничего не дает.
Остается только одно – вспомнить о своем предназначении, пропускать высший свет через себя на весь мир, став единым народом. Как сказано в Торе: "И будете вы Мне народом коэнов". Если мы станем посредниками между Творцом и всем миром, только ради отдачи миру, но ни в коем случае не для себя, ведь "у коэнов нет удела в этом мире", тогда мы приведем весь мир к равновесию и выполним свою миссию.
В этом заключается суть главы "Судьи", которые должны все время правильно отмеривать, взвешивать, выносить справедливые вердикты и контролировать самих себя.
Д-р Михаэль Лайтман, основатель и глава Международной академии каббалы (МАК). Ежедневно дает уроки каббалы, транслирующиеся на 66 канале.
Facebook
Подготовила Марина Бухарова
Ты там, где твои мысли
Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, которые произошли когда-то с древним народом.
25.08.2017
Источник:Открытый телеканал
Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.
Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.
Статьи можно также обсудить в Фейсбуке
Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.
Статьи можно также обсудить в Фейсбуке