Читайте также
Любимов семь лет жил и работал в разных странах, но особенно любил Израиль, который в честь его заслуг дал ему гражданство, а поклонники его таланта добились, чтобы мастер получил квартиру в Иерусалиме. Именно в этот город Юрий Любимов больше всего любил возвращаться. В театре "Габима" он поставил "Закат" Бабеля и "Добрый человек из Сезуана". В Иерусалиме отметили 100-летие Юрия Любимова.
Когда знаменитого режиссера Юрия Любимова в 1984 году лишили советского гражданства, он написал своему сыну: "В этот день, Петя, стал я человеком без гражданства. Спросил, кем же вы меня сделали: грузином, таджиком, французом? Я как был русским, так и остался…". А западная пресса писала: "Мы облагодетельствованы его изгнанием". За те семь лет, которые он провел в эмиграции, он поставил в разных странах мира потрясающие спектакли: "Преступление и наказание", "Пир во время чумы", "Бесы", "Мастера и Маргариту". Он работал в Ковент-Гардене, Ла Скала и Гранд-опера, а еще в Японии, Стокгольме, Австрии.
Эти семь лет он жил и работал в разных странах, но особенно любил Израиль, который в честь его заслуг дал ему гражданство, а поклонники его таланта добились, чтобы мастер получил квартиру в Иерусалиме. Именно в этот город Юрий Любимов больше всего любил возвращаться, в театре "Габима" он поставил "Закат" Бабеля и "Добрый человек из Сезуана", сюда он мечтал приехать насовсем - после того, как закончит свою карьеру. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно в Иерусалимской синематеке 30 октября прошел вечер памяти Юрия Любимова, посвященный 100-летию со дня рождения великого режиссера. Вечер был организован Российским еврейским конгрессом.
Своими воспоминаниями о том, каким человеком был Любимов, поделились близкие друзья Юрия Петровича - политик Натан Щаранский и писатель Владимир Войнович, который специально прилетел в Израиль для того, чтобы принять участие в вечере.
"Он был хулиганом, - сказал Войнович, - он был ярким. Его очень не хватает, ведь мы знакомы с 1964 года. Мне тогда было 32 года, а ему 47, и он казался мне старым. Однажды я написал пьесу, которую хотели поставить на Таганке, но не сложилось, так что я остался другом этого театра".
Конечно, главным детищем Юрия Любимова всегда была знаменитая "Таганка". Именно там были сняты кадры фильма, премьера которого состоялась на вечере: "Век Любимова. Репетиции мастера".
В фильме собраны уникальные кадры, у которых необычная история. В течение нескольких десятилетий летописцем театра - сначала добровольным, а затем и официальным - была Светлана Сидорина. 20 лет она снимала на кинокамеру Юрия Любимова. Снимала репетиции, мастер-классы со студентами, вечеринки, встречи с друзьями. Постепенно набралось много материала. "Мне удалось, - рассказала Светлана, - заинтересовать этим материалом Академию наук. То, как Любимов репетирует, оказалось любопытно с научной точки зрения".
Для того, чтобы превратить архивные материалы в полноценный фильм, Светлана обратилась к режиссеру Елене Якович, автору полутора десятков документальных фильмов - в том числе "Прогулки с Бродским", "Неизвестный Освенцим", "Василий Гроссман" и других.
В итоге получилось уникальное кино о мастере, который борется за каждое слово, за каждый жест на сцене, о человеке, мучительно ищущем свой почерк и преданном театру полностью, без остатка. На архивных кадрах мы видим совсем молодых Высоцкого, Филатова, Золотухина и Демидову, участвуем в репетициях "Гамлета" и "Антимиров". Мы узнаем совсем молодого Любимова в фильме "Город зажигает огни" и слышим его воспоминания о том, как Высоцкий гениально играл Свидригайлова, слушаем его разговоры со студентами и наблюдаем за тем, как он объясняет артистам свой замысел. Собранные вместе редкие кадры - настоящий памятник великому режиссеру, реформатору российского и мирового театра, отдавшему сцене 80 лет жизни.
Ольга Черномыс