Актер и режиссер - о спорах с братом, дружбе с сыном и асоциальном эффекте соцсетей.
С недавних пор театральный режиссер Сергей Пускепалис буквально прописался и в телевизоре, и на большом экране как актер. В год у него выходит по несколько работ: то исторические "София" с "Золотой Ордой", то комедийные "Карп отмороженный" с "Елками новыми", то тяжелейшая "Частица Вселенной", то приключенческая "Операция "Мухаббат". Журнал "Телепрограмма" побеседовал с Пускепалисом, чтобы выяснить, как он справляется с эмоциональными перегрузками космического масштаба.
"Командир роты дал подзатыльник и сказал, чтоб я забыл про Афганистан"
- Cергей, совсем недавно в эфире прошел сериал "Операция "Мухаббат", где вы сыграли с Дмитрием Марьяновым - это была предпоследняя его роль. Каким вы запомнили Дмитрия?
- Невероятно обаятельным и деликатным. И это было неожиданное для меня открытие. Я видел его только на экране, никогда не работали вместе. И когда оказались в Ленинских Горках, где снимали эпизоды сериала, я был приятно удивлен - Дмитрий оказался тактичным тонким человеком. Я думал, известнейший актер, рано прославился и уже звезда. Но нет. Ничего подобного. Да и задача у него была посложнее наших - если мы играли вымышленных персонажей, то Дима - реального политика (Михаила Горбачева. - Авт.). Сомневающегося человека, который не знает, как дальше действовать, этот образ надо было очеловечить.
- Тема Афганистана коснулась и вас. Вы ведь как раз в те годы служили.
- Так точно. Более того, был туда распределен. В бумагах было указано "команда 25-А", то есть в Афганистан. А потом вдруг неожиданно поменяли на "команду 50", то есть военно-морской флот. И я ушел служить - с 1985 по 1988 год провел на флоте. Думаю, с переводом помог Иван Ефимович Драгомирецкий, который занимался с нами начальной военной подготовкой в Саратовском театральном училище.
- Жалеете?
- Я бы так не сказал. Многие мои друзья воевали в Афганистане, кто-то не вернулся. Знаю точно, что молодые люди буквально рвались туда. Писали рапорты, чтобы их направили на службу в Афганистан для выполнения интернационального долга. "Надо помочь братскому народу!" - говорили мы себе. Наверно, это в нашем менталитете - проявить благородство, спасти. Я тоже, когда начал службу, писал такие рапорты. Пока не пришел командир роты, порвал очередной рапорт, дал подзатыльник и сказал, чтобы я этого больше не делал. Но я туда стремился, да.
- Армейские будни для вас были суровыми?
- Я ощущал воздух свободы, потому что в 1987 году мне разрешили выписывать "Литературную газету" на корабль! И другие толстые журналы. "Московский комсомолец", выходящий в Риге. Не знаю, хорошо это или плохо. Но разброд и шатания, которые выливались в такие вот небольшие допущения, чувствовались хорошо.
- А потом это завершилось развалом СССР. Как на вас это повлияло?
- Поначалу охватила эйфория, как и всех. Железный занавес рухнул! Мы ведь даже не знали, что там - за ним, кто и как там живет. Другие страны казались иллюзией. И вот настала свобода. Только мы не понимали последствий этой самой свободы… Раньше мы с братом, который живет в Литве до сих пор (отец актера - литовец. - Авт.), спорили, не зная броду, кто главней. Их дом или наш дом? На таком уровне. Теперь брату 53 года. У него трезвый взгляд на вещи и взвешенная позиция. Конечно, он осознает позицию, в которой оказалась Литва. Понимает, что работы в стране нет, многие уезжают. Но как мужчина он не показывает виду, что все плохо и серьезно, и не жалуется. Он держит ситуацию с достоинством.
Читайте также
- В сериале "Частица Вселенной" ваш герой оказывается не просто на орбите, но и внутри любовного треугольника, что раздирает его душу на части. Вы сами с супругой Еленой почти 30 лет вместе. В подобной ситуации приходилось оказываться?
- Конечно, нет. В "Частице" - большой удаче, как я считаю, - это просто предлагаемые обстоятельства. Актерская техника работы. Я представил, что Яшин испытывает сильнейшие чувства к одной героине, при этом любит жену, а вообще-то это все для него остается земной суетой - любови, нелюбови… Главное - выполнить поставленную задачу на орбите. До поры до времени он не сильно придает этому значение. А потом это стало мешать работе, он ощутил двойственность положения, и начались проблемы. Если б работе не помешало - и в ус не дул бы.
- Даже так?! Возникает ощущение, что чувства мерцают в его глазах пострашнее майской грозы.
- Ну не знаю… Мне кажется, именно так.
- Вы сами ощущали себя Яшиным до того, как пресловутая актерская слава не настигла вас в 2010 году после выхода фильма "Как я провел этим летом"? Понимали, что отступать из профессии некуда? Вам ведь на тот момент было 44 года.
- Честно скажу: я не усложняю катавасию, связанную с известностью. Мне хватает мнений людей, которыми я дорожу. Остальное - особенности профессии. Сюжеты и темы - обсуждение и популярность, народная любовь - это для зрителей. Лично я ко всем моим персонажам имею очень небольшое отношение. Это мои герои, которые вносят в общество определенные идеи и смыслы. Но это не я, Сергей Пускепалис. Это часть фантазий, не больше. Мне жалко актеров, которые отождествляют себя с персонажами, - любимых и ненавидимых публикой. Я в этом смысле всегда был совершенно спокоен.
- Ваш сын заявил о себе много раньше вас - главной ролью в драме "Коктебель", которую он сыграл в 10 лет. Вы бы взяли его на пробы, если бы снимали фильм сами?
- Конечно! У меня есть такая задумка. Совершенно четко роль написана под него (сейчас Глебу Пускепалису 25 лет, он снимался с отцом в сериале "Операция Мухаббат". - Авт.). И я хочу снимать кино как режиссер. Просто все упирается в деньги - не мне вам говорить, сами все знаете. Работа над кино - это поиск средств. Так что ищем единомышленников для реализации задач. Глеб, уверен, сыграл бы в картине достойно.
Никогда не прошу меня хвалить. И всегда готов выслушать
- Дома проекты с вашим участием обсуждаются?
- Жена любит смотреть уже готовый фильм. А вот с Глебом обсуждаем что-то крайне редко. У него свои педагоги. Мы можем обменяться несколькими репликами, не подвергая работу глубокому анализу. Понимаем друг друга и без слов. Что хорошо, что плохо.
- Сейчас он для вас кто - советчик, автономная фигура, ребенок?
- Очень большой друг, с которым мы постоянно пересекаемся. И физически, и во взглядах на жизнь.
- С женой вы познакомились в драмкружке при детской комнате милиции. Много приводов у вас было?
- Нет. Я был хорошистом и дисциплинированным парнем. Просто тогда государство активно занималось детьми. Если человек был ярким, выходил за рамки обыденности, для него придумывали занятие. Кипучую энергию направляли в творчество. Таким островком свободы и был театральный кружок, в который я пошел. Некая республика ШКИД под чутким руководством - у нас действовали правила рыцарства, что ли. Взаимовыручка, товарищество и так далее. Были и девчонки, но больше было парней. Это не отъявленные негодяи, это маленькие пассионарии.
"Эти фейсбуки высасывают все человеческое"
- Помните, когда вы впервые приехали в Москву, чтобы поступать на режиссерский факультет ГИТИСа в "Мастерскую Петра Фоменко"? За какую работу приходилось браться?
- Я был дворником. Это штамп, но да - я подметал, наводил чистоту на улицах Москвы. Этот опыт я переосмыслил в проекте "А у нас во дворе" (Пускепалис сыграл полицейского на пенсии, влюбившегося в красивую уборщицу из Азии. - Авт.). Еще я был постановщиком шоу в модельном агентстве. Работал с красивыми девушками. До сих пор благодарю те времена! Эти ребята в сложные времена позволили мне заниматься профессией. Я выстраивал скетчи, мизансцены, придумывал сюжеты, ставил их с помощью аниматоров. И зарабатывал приличный гонорар, которого хватало, чтобы жить и учиться в Москве.
- Фоменко учил вас испытывать восторг от жизни. Когда такое было в последний раз?
- Зимняя Олимпиада в Сочи, 2014 год. Честно скажу - балдел! И архитектура, и церемонии, и уровень организации, и подход, и внимание. Чудо. А вообще таких событий не так много случается. В тот раз это был праздник жизни. На одном дыхании посмотрел соревнования.
- В Фейсбуке, Инстаграме и других соцсетях ваш профиль найти не удалось. Это маскировка? Сергей Пускепалис на самом деле по ночам сидит в интернете под псевдонимом?
- Ничего подобного. Это осознанная позиция. Я привык видеть или слышать человека, понимать, кто это. А так - делиться сокровенным неизвестно с кем, зачем это? Космос отапливать? Я человека не знаю, он меня тоже. При этом пишет что в голову взбредет. Информационная поляна - огромное человеческое заблуждение. Перевертыш. Люди не стремятся общаться друг с другом, подружиться, наоборот - человеческую энергию уводят в свисток. Эти фейсбуки высасывают все человеческое. От лукавого.
- Может, вы просто чаще ждете одобрения от близких, чем готовы воспринимать критику со стороны?
- Нет, я никогда не прошу меня хвалить. И всегда готов выслушать. Просто всегда стараюсь сделать так, чтобы не огорчить близких. Причем это происходит ненамеренно, а на интуитивном уровне.
- Сейчас вам 52 года, вы чрезвычайно востребованны и практически не вылезаете со съемочной площадки. Но если все же оглянуться, каким был путь Сергея Пускепалиса?
- Он дался мне непросто - я бы так сказал. Иногда приходилось продираться и прикладывать усилия. Как и всем.
Личное дело
Сергей Пускепалис родился в Курске в 1966 году. Отец - литовец, мать - болгарка. Раннее детство провел на Чукотке, где работали родители. Окончил Саратовское театральное училище и ГИТИС. Работал главным режиссером в драмтеатрах Магнитогорска и Ярославля. Ставил спектакли во многих театрах страны, включая "Современник" и Театр-студию Олега Табакова. В большое кино попал по "протекции" сына: во время съемок фильма "Коктебель", в котором Глеб сыграл главную роль, отец навестил его и познакомился с режиссерами Борисом Хлебниковым и Алексеем Попогребским. Снялся в фильмах "Простые вещи", "Как я провел этим летом", "Метро", "Ледокол", а также в сериалах "Крик совы", "Хождение по мукам", "Частица Вселенной" и др. Среди актерских наград - "Ника" и "Серебряный медведь" Берлинского кинофестиваля. В 2015 году дебютировал как кинорежиссер, сняв картину "Клинч". Жена - Елена Пускепалене, гидрогеолог.
Егор Арефьев