Читайте также
Почему люди, творчество которых можно считать эталоном дурновкусия, вдруг оказались на вершине рейтинга сенсаций?
Федеральные телеканалы становятся все менее разборчивыми. Сперва показывали, как Петросян и Степаненко шутят, теперь - как они разводятся.
"Петросянство" настолько прочно закрепилось в российской массовой культуре, что представления о нем есть даже у тех, кто и номеров хедлайнера этого специфического жанра толком не видел. А недавно благодаря известию о разводе Евгения Петросяна с Еленой Степаненко выяснилось, что их творческий союз был к тому же очень успешным в финансовом плане.
Судебный процесс по разделу имущества артистов оказался большим подарком для телеканалов в сезон затишья - его обсуждают в новостных программах и ток-шоу. Интернет тоже бурлит. А вездесущий музыкант Юрий Лоза вообще предположил, что вся эта история может оказаться очередной неумной шуткой пары престарелых юмористов.
Почему люди, творчество которых можно считать эталоном дурновкусия и которые знакомы большинству современных россиян как участники устаревшего и бездарного балагана, вдруг оказались на вершине рейтинга сенсаций? Возможно, ниша, которую облюбовала пара, воспринимается как один из островков стабильности. Вроде давно зацветшего и неприятно пахнущего прудика на даче: от него нет ни красоты, ни пользы, но к нему все привыкли - и закопать рука не поднимется.
После беглого знакомства с типичным юмористическим концертом, организаторы и участники которого спекулируют на ностальгии части населения, становится ясно: светский скандал с молоденькой пассией и баснословным состоянием - первый свежий продукт на производстве Петросяна-Степаненко за много лет.
Возьмем к примеру традиционное летнее шоу "Измайловский парк" на канале "Россия-1". Выступление Елены Степаненко на его сцене в минувшие выходные не указывало на какие-либо изменения творческого характера. Ее номера практически всегда посвящены супружеской жизни и выставляют в веселом свете измены, скандалы, насилие с обеих сторон, бодро убеждая нас, что жить надо проще. Хотя когда дело дошло до собственного развода, да еще с дележом миллиардов, артистке явно стало не шуток…
Надо заметить, что "Измайловский парк" - это ассорти проверенных временем реприз, которые то ли повторяются из года в год целиком, то ли монтируются из нарезок разных лет. По внешнему виду исполнителей это понять невозможно - они давно выглядят людьми без возраста. Елена Степаненко, как и многие ее коллеги, не скрывает своих экспериментов с внешностью (пластические процедуры, похудение). А вот в творчестве она, очевидно, предпочитает оставаться "такой какая есть".
Это, впрочем, относится и к другим исполнителям юмористического жанра, которые намертво законсервировались в своих репертуарах. В том же "Измайловском парке" Святослав Ещенко выступил с номером, где он в роли тамады рассказывает древние свадебные байки. Предисловие с воспоминанием о пчелах зрители слышали больше десяти лет назад. А сколько же лет его вчерашнему "сиквелу"?
Сергей Дроботенко вообще просто повторил репертуар Михаила Задорнова. В его монологе "американец о русских" были и умиление такими чертами национального характера, как разгильдяйство и надежда на авось, и "лингвистические" вставки ("черная смородина красная, потому что еще зеленая", "гуси - свиньи, потому что истоптали огород"). Что это - дань памяти старшего товарища или собственное творческое бессилие?
Не обошлось и без легендарных "новых русских бабок", чей номер о благодарственном "кексе для соседа", выполненный в худших традициях Comedy Club, вызвал чувство стыда и недоумения: почему такое вообще показывают на федеральном канале?
Хотелось бы сказать слово зрителя: если артист делает ставку на двусмысленный юмор, то это должна быть именно двусмысленность, а не плоская сортирно-постельная аллюзия, в которой все ясно с самого начала и интрига только в том, какой еще гадостью нас шокируют. И не стоит апеллировать к тому, что суть легкого развлекательного контента не в духовном и культурном воспитании, а в том, чтобы снимать напряжение, дать отдохнуть нервам и мыслям. Все выдающиеся юмористы относились к своему делу именно как к культурному творчеству. А шутки, от которых приходится краснеть, развлекут только узкий контингент - тех, кто и в зрелом возрасте остался на уровне школьника, смеющегося над нецензурными словечками и считающего, что невоспитанность придает ему крутости.
Такой юмор - сродни дешевым сигаретам, алкоголю и леопардовым лосинам. Но кроме того - это еще и отпечаток смутного переломного времени, когда ушла старая артистическая культура, зато сохранились грубые образы прошлого быта, замшелые стереотипы и неумелая погоня за молодостью. Гонорары и семейное положение артистов меняются, а репертуар навсегда завяз в 90-х.
Некоторые пользователи Сети сокрушаются (в шутку или всерьез), что после развода Петросяна и Степаненко окончательно утратили веру в любовь и верность. Однако после просмотра концерта с участием "заслуженных юмористов" и осознания, что это приносит не только огромные деньги, но и внимание прессы, и почетные места в информационных программах, и интерес широкой публики, можно утратить веру в адекватность многих людей в принципе.
Людмила Семенова, искусствовед