Почему одни выбирают чай, а другие - кофе

21.11.2018
Источник:РБК

Специалисты из Северо-Западного университета в Иллинойсе узнали, что выбор чая или кофе в качестве любимого напитка зависит не от ощущения бодрости или расслабленности, которое они дарят, а от восприятия горечи. На генетическом уровне.

Научные откровения об употреблении чая или кофе появляются в Сети едва ли не каждый месяц. Кажется, горячие напитки изучены уже вдоль и поперек, но ученые умы неустанно находят новые аспекты, заслуживающие внимания.

Так, в Иллинойсе выяснили, что различия в предпочтении напитков частично зависят от генетических факторов. Исследование, опубликованное в журнале Scientific Reports, проводилось в два этапа. Согласно результатам первого, конкретные генетические вариации в генах связаны с силой восприятия разных вкусов. Один ген отвечает за повышенную чувствительность к горечи кофеина, другой - к горечи хинина, а третий - к синтетическому 6-н-пропилтиоурацилу, который используется при изучении восприятия горького вкуса.

Фото: Shutterstock.com

На втором этапе группа исследователей проанализировала данные британского проекта Biobank. В нем участвовало более 400 тысяч добровольцев в возрасте от 37 до 73 лет. В период с 2006 по 2010 год ученые собирали их генетические данные, информацию о самочувствии и учитывали различные детали, вплоть до того, сколько чашек кофе или чая каждый участник проекта употребляет ежедневно.

Поскольку наши гены формируются при зачатии и генетические вариации можно считать случайными, ученые могут наблюдать своего рода "естественный эксперимент", то есть фиксировать связи за пределами многих социальных и экологических факторов, влияющих на наши предпочтения.

Таким образом ученые обнаружили, что кофе выбирали люди с генетической предрасположенностью к восприятию горечи кофеина, а нелюбовь к кофейным напиткам оказалась связана с повышенной восприимчивостью к горечи хинина.

Опираясь на свои исследования, ученые даже вычислили вероятность кофеиновой зависимости. Для ее возникновения восприятие горечи кофеина должно быть настолько высоким, чтобы вы без усилий могли выпить более четырех чашек в день. Попутно выяснился и другой занятный факт. Чем сильнее у человека чувствительность к горечи 6-н-пропилтиоурацила, тем меньше у него шансов приобрести алкогольную зависимость.

"Учитывая, что люди вообще стараются избегать ощущения горечи, мы интерпретируем эти данные как приобретенные поведенческие паттерны. Если мы можем ясно ощущать горечь кофеина, мы ассоциируем это с его психостимуляторными свойствами, то есть ощущением бодрости, и ищем возможности выпить еще кофе", - объяснила соавтор исследования Мэрилин Корнелис.

Выводы относительно любителей чая объяснить было сложнее, но зато стало ясно, что кофеинозависимые действительно относятся к чаю довольно прохладно. Причиной тому служит более низкое содержание горьких веществ в чае. Поэтому любовь к чаю можно рассматривать как следствие отказа от кофе, продиктованное генами. Видимо, они считают, что горечи в вашей ежедневной жизни достаточно.

Автор: Елена Фомина