В Музей отвратительной еды посетители ходят с удовольствием
В шведском Мальме открылась выставка под названием "Музей отвратительной еды". 80 экспонатов из разных стран можно попробовать и понюхать, - конечно, если на это хватит смелости. Кураторы выставки считают, что знакомство с "отвратительным" позволит людям стать более открытыми к чужим культурам, а также задуматься о будущем еды.
Музей отвратительной еды - временная выставка, которая будет проходить в шведском Мальме до 27 января. Идея заключается в том, чтобы "позволить посетителям исследовать мир еды, - объясняет его директор Андреас Аренс. - Отвращение всегда субъективно. Оно зависит от того, с какими привычками мы выросли. Мы как будто подверглись пропаганде".
Идея создания музея принадлежит Сэмюэлу Уэсту, который до этого успешно воплотил проект Музея неудач и провалов. Для проведения выставки выбрали здание бывших боен, недаром Уэст говорит, что неправильно видеть "отвратительное" только в чужой, "экзотической" для нас еде. Пища, к которой мы привыкли, тоже может быть отвратительна по вкусу и запаху, например, "совершенно несовместная с экологией" промышленная еда развитых стран. Так, среди 80 экспонатов оказались и обожаемые детьми "резиновые" желатиновые конфеты.
Есть на выставке, конечно, китайский суп из птичьих гнезд, склеенных птичьей слюной, и рядом – "столетние" яйца, Мексику представляют эскамоле, личинки древесных муравьев, Японию - ширако, сперма трески, Исландию - хакарл, ферментированное мясо акулы. Французы наверняка обидятся, увидев на выставке сыр эпуас (во Франции он считается деликатесом), омара, улиток и бычьи гениталии. Упущением кураторов можно считать овернский сыр "артизон" с живыми, правда, микроскопическими, клещами. Однако здесь есть побивающий все рекорды "отвращения" сыр с острова Сардиния, приготовленный в сухой коровьей кишке и надолго оставляющий во рту вкус аммиака.
Жители бывшего советского пространства тоже могут встретить в музее знакомые им продукты. Среди них - кумыс, а также ферментированные сыры, икра и кислая капуста.
Андреас Аренс рассказывает, что Уэст давно размышляет о музеях, которых не существует, но которые ему хотелось бы посетить, так и возник Музей отвратительной еды. Правда, экспозиция из настоящей, свежей, - если можно здесь применить это слово, - еды представляет собой трудности, надо следить, чтобы пища не сгнила больше, чем ей положено. Однако, - продолжает он, - если бы музей выставил искусственную еду из пластика, посетителям было бы не интересно. Некоторые "продукты" все же представлены только на видео, например, еще трепещущее сердце кобры, которое во Вьетнаме предлагают поглощать с еще теплой кровью.
Читайте также
Сэмюэл Уэст утверждает, что отвращение - одна из шести основных, самых сильных человеческих эмоций:
"Его эволюционная функция заключается в том, чтобы предупредить нас: „Осторожно, эта еда может быть опасна, заражена, токсична“. Я бы хотел, чтобы люди приходили и поражались тому, насколько отвратительной может быть еда. Обычно это касается еды экзотических - для них - стран. Но они также могут увидеть здесь привычную для них, повседневную еду, и задаться вопросом: а что она делает в Музее отвратительной еды? Это приводит нас к утверждению о том, что отвращение - продукт культурного воспитания. Конечно, здесь есть такой деликатный момент - кто-нибудь может обидеться за свою еду. Но мы с одинаковым уважением отнеслись ко всем гастрономическим культурам. Да, конечно, это сложный момент. Но оглядываясь на нашу собственную еду, шведскую или американскую, я могу сказать, что мы соблюли полное равенство. И может быть, задумавшись над тем, что такое отвращение, мы станем более открытыми. Кто-то думает, что в будущем еда будет сделана из насекомых, кто-то - что это будет выращенное в лаборатории мясо. Но ведь и современное мясное производство ужасно и совершенно несовместимо с экологией".
Задолго до того, как шведы придумали Музей отвратительной еды, писатель Александр Грин в своем романе "Дорога Никуда" описал ресторан "Отвращение":
"Лет двадцать назад в Покете существовал небольшой ресторан, такой небольшой, что посетителей обслуживали хозяин и один слуга. /…/ У двери, со стороны улицы, висело меню /…/
1. Суп несъедобный, пересоленный.
2. Консоме „Дрянь”.
3. Бульон „Ужас”.
4. Камбала „Горе”.
5. Морской окунь с туберкулезом.
6. Ростбиф жесткий, без масла.
7. Котлеты из вчерашних остатков.
8. Яблочный пудинг, прогоркший.
9. Пирожное „Уберите!”.
10. Крем сливочный, скисший.
11. Тартинки с гвоздями.
Ниже перечисления блюд стоял еще менее ободряющий текст: „К услугам посетителей неаккуратность, неопрятность, нечестность и грубость”".
Выставка пользуется успехом (до 500 человек в день), и после Мальме отправится по другим городам Европы.