Принц клоунов Иван Полунин: "Израиль у меня ассоциируется с мамой!"
Сын легендарного клоуна Вячеслава Полунина Иван уже 25 лет служит в "сНежном шоу" своего знаменитого отца рядовым актером. За все это время он переиграл в нем все роли, кроме одной, к которой, как сам считает, он еще не готов.
Путь к вершинам
С 5 по 9 марта Оперный театр в Тель-Авиве заметет снегом и негой - всего 7 представлений в Израиле даст известное на весь мир волшебное "сНежное шоу" Славы Полунина. О своем талантливом отце и о себе, о том, как устроено шоу и о вертикалях в своей жизни рассказывает наследник пестрой империи Полунина - актер Ваня Полунин.
- Вы, как и ваш знаменитый папа, работаете клоуном. И если ваш папа сегодня - бесспорный король клоунов, то вы, даже просто по праву рождения, принц. Был ли у вас шанс заниматься в жизни чем-то еще?
- Да, был. Конечно, когда ты на сцене с раннего детства, у тебя особого выбора нет - атмосфера творчества тебя поглощает всего и полностью. Но я постоянно искал что-то свое: в Англии я закончил колледж искусств и дизайна Central Saint Martins - меня очень увлекали изобразительное и прикладное искусство, а также скульптура, затем я увлекся дизайном, затем - модельным бизнесом. Я даже закончил курс инструкторов по скалолазанию - просто появилась возможность и самому тренироваться на скалодроме, и учить скалолазанию детей.
- А ваше детство как проходило? Чем вы тогда увлекались, на кого равнялись, какие планы строили?
- Я на сцене с 7 лет. Из Санкт-Петербурга мы уехали в 1993 году, в 1995-м поселились в Англии, где прожили 9 лет, затем переехали во Францию и обосновались в районе Креси-ла-Шапель под Парижем на Желтой Мельнице. В детстве, помню, я мечтал стать художником, но добравшись до скульптуры, понял, что иду не совсем в нужном направлении. Параллельно с этим я рос, как клоун. Постепенно я попробовал и освоил все второстепенные роли в "сНежном шоу", думаю, в них я стал мастером, но, конечно, до папиной роли мне еще расти и расти.
- То есть, вы, скорее всего, продолжите дело папы?
- Не знаю, продолжу ли, но сейчас без этого я точно не могу. Душа к этому привыкла, это правда сродни наркотику: когда кто-то радуется твоему искусству - это очень приятно. Без это сложно жить, хочется не останавливаться и продолжать.
- Вас назвали в честь дедушки?
- Возможно. Я когда-то спрашивал об этом отца, но ответа уже не помню. Но дедушку моего действительно звали Иваном.
- Согласно красивой легенде, знаменитый номер "Лицедеев" "Низ-зя!" родился из наблюдений Полунина за сыном, который разговаривал со своими игрушками. Не вы ли это были?
- Если это правда, это, скорее всего, был Паша - сын папы от первого брака. Меня, наверное, еще не было на свете - я родился в 1986 году, после "Низ-зя!", как раз перед "Караваном мира".
- Поддерживаете ли вы связь с братом?
- Я крайне редко бываю в России, а Паша с интернет-технологиями не очень дружен, поэтому тесной связи у нас нет.
Горячий снег
- Какова сегодня ваша роль в "сНежном шоу"?
- Наш спектакль устроен так, что все актеры знают все роли и легко заменяют друг друга. И, как я уже говорил, мне довелось уже сыграть почти всех персонажей, кроме главного. Правда, последние пару лет я учу и главную роль, но к ее исполнению перед публикой еще не готов.
- Кстати, по-вашему, чего в "сНежном шоу" больше: нежности или снега?
- Думаю, нежности все-таки больше. И светлой грусти. Хотя и снега там хватает. Но наш снег греет душу - "сНежное шоу" насыщено разнообразными драматическими событиями.
- Известно, что "сНежное шоу" существует с 1993 года, и еще известно, что оно - семейный бизнес Полуниных: ваш папа автор и художественный руководитель, мама, брат и его жена - топ-менеджеры, и только вы - рядовой актер. Почему вы не выбились в начальство?
- Пока лучше всего я проявляю себя на сцене. Но, когда папа по тем или иным причинам отсутствует, его в режиссерском кресле заменяю я. После него в нашем шоу, которому уже 25 лет, самый опытный и многолетний сотрудник - это я.
- Клоунада для вас - работа или, может быть, уже образ жизни?
- Образ жизни, точно. Потому что жизнь работой не назовешь. А клоунада - это моя жизнь. Слишком много удовольствия я от этого получаю, чтобы считать клоунаду своей работой. Мы 25 лет играем один и тот же спектакль, но при этом внимательно следим за всем новшествами, появляющимися на мировой сцене. И, несмотря на возраст, наш спектакль всегда свеж благодаря нашей универсальной формуле: мы постоянно меняемся ролями, и каждый из нас играет по-своему. Поэтому и публика к нам возвращается и смотрит шоу по несколько раз - ведь спектакль всегда разный!
Тень отца Гамлета
- Что нужно, чтобы у вас появился сольный номер в шоу вашего папы? Или вообще - собственное шоу?
- У меня пока нет желания делать собственное шоу. С одной стороны - из-за страха: ведь я вырос в таком спектакле, который трудно сделать лучше. А делать что-то менее интересное не очень-то хочется. Пока я шлифую умения и хочу довести свой персонаж до предельно отличного уровня. Ведь при всей кажущей простоте нашего спектакля, у каждого персонажа своя непростая суть, своя задача, своя философия, наконец, играть которую довольно сложно.
- Кто для вас Вячеслав Полунин сегодня: любящий отец, строгий руководитель, а может - недоступный гений?
- Тут много всего. Но, прежде всего, - он идол. Мои родители вдвоем (а в достижениях папы роль мамы очень велика) поставили передо мной очень высокую планку. Я ими и восхищаюсь, и горжусь, и пытаюсь как-то им соответствовать. Конечно, как клоун, папа - король. А как человек… Как человек он нашел способ жить счастливо: работать, зарабатывать и получать от этого удовольствие. Как учитель, может быть, он и не так велик, передавать мастерство - это не его конек. А вот создать правильную атмосферу, в которой люди начинают расти и творить чудеса, - в этом он непревзойденный мастер. Он знает, где таится заветная щелка в волшебный мир, в которую он умеет проталкивать людей.
- Считаете ли вы, что пребываете в тени своего гениального папы?
- Мне кажется, что нет. А если и да, то я не думаю, что мне нужно из нее выходить куда-то в свет. В этом спектакле у меня есть своя роль, и пока что моя задача - играть ее на 100 процентов. Тут важно не кто я, а что мы даем публике. А даем мы правда много. Ведь кто такие клоуны?! Это доктора души! И когда в мире случаются кризисы и катаклизмы, люди чаще ходят на представления - театры и цирки дают зрителям позитив, которого так не хватает в повседневной жизни. Так что лично я получаю максимум удовольствия, находясь в папиной тени.
Яркая арена и черный подиум
- Известно, что сегодня вы являетесь почетным артистом шоу вашего папы, а по нечетным - заняты в модельном бизнесе. Что вами двигало, когда сконцентрировались на подиуме: желание оказаться в центре внимания, нравится девушкам, получать баснословные гонорары? Или, может быть, это попытка вырваться из царства клоунов и снять маску?
- Еще когда я учился в колледже Central Saint Martins, который считается главным поставщиком кадров для мира большой моды, со мной вместе учились много талантливых многообещающих дизайнеров одежды. Я и сам это люблю, мне очень нравится одежда, шоурумы, и все это дало мне толчок приблизиться ко всем этим людям, которые творят. В общем, еще студентом попробовал себя в качестве модели, и первым моим показом стала коллекция дизайнера Рика Оуэнса, с которым мы до сих пор сотрудничаем. Самое смешное, что я люблю веселую цветную одежду, а стиль Оуэнса - строгий черный, который я теперь ношу четыре недели в году.
- В каком из перепробованных вами амплуа вы чувствуете себя комфортней - в живописи, скульптуре, клоунаде, моделинге?
- Не знаю, чем все закончится, но пока хочется делать все! Существует мнение, что, если за несколькими зайцами гнаться - не поймаешь ни одного. Еще говорят, что мастером становишься, когда занимаешься тем или иным делом 10 тысяч часов. Если исходить из этой аксиомы, то на сцене я уже мастер.
Мамина линия
- Итак, о вашей творческой судьбе мы поговорили. Теперь давайте о нетворческой. Есть ли у вас собственная семья? Что вас увлекает, кроме работы?
- Конечно, у меня есть хобби. Недавно, например, я увлекся керамикой. Хотя, при нашем гастрольном графике выкраивать на это время не просто. Как, собственно, и на личную жизнь. Так что пока я один. Но своя семья у меня обязательно будет, детей уже хочется.
- А будут ли ваши будущие дети тоже клоунами?
- Тут уж, как они захотят. Например, у моего брата Димы - две дочки. Так вот они на сцену не рвутся. Что же касается моих будущих детей - посмотрим. Но жить в дороге им придется привыкнуть.
- Бывали ли вы уже в Израиле?
- В Израиле мы были уже несколько раз. Всегда жили у моря, и это мне очень нравилось. Конечно, немного жарковато у вас, но это лучше, чем холодно.
- Есть ли у вас здесь друзья и, может быть, родственники?
- В Израиле у меня много друзей и коллег-клоунов, с которыми мы вместе работали. А родственники мои все, в основном, в Питере и в Москве.
- С чем или может быть с кем у вас ассоциируется Израиль?
- Израиль у меня ассоциируется с мамой! По маминой и бабушкиной линии - я еврей. Так что, и мои корни в Израиле есть.
С Иваном Полуниным беседовал Борис Яблоков
Читайте также
Представления "Снежного шоу" Славы Полунина пройдут в Оперном театре Тель-Авива с 5 по 9 марта 2019 года.
Заказ билетов в кассе "Тель-Авив": https://bit.ly/2OboCCX
Официальный сайт: https://slavasnowshow.com/ru/glavnaya/
Мероприятие Израильских гастролей в сети Facebook: https://www.facebook.com/events/345991885970022/
Фотографии со спектаклей Snow Show: Viktor Dmitriev, Andrea Lopez, Pascal Ito, Veronique Vial, Vladimir Mishukov.
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting