Известные режиссер и актриса покинули Россию
Фото: кадр из фильма
Известные режиссер и актриса покинули Россию

"Деньги на фильм мне дали питерские бандиты"

В современной России у кинематографистов, отказывающихся обслуживать интересы власти, нет никаких перспектив, считает режиссер Юрий Мамин. 

Юрий Мамин. Фото: oiff.com.ua

 

Из России в США на прошлой неделе вместе с супругой актрисой Людмилой Самохваловой уехал известный кинорежиссер, автор культовых фильмов "Праздник Нептуна", "Фонтан" и "Окно в Париж" Юрий Мамин. Перед отъездом в интервью "Росбалту" он рассказал о причинах своего решения и о том, как устроена российская киноиндустрия. 

- Юрий Борисович, совсем недавно на "Эхе" в программе "Особое мнение" вы заявили, что намерены поехать за океан поработать. А теперь говорите, что вряд ли вернетесь. Как-то неожиданно… 

 - Я уже давно думаю об отъезде. Тому много причин, главная из которых - фактический запрет на профессию. Я несколько лет не снимаю кино, потому что у меня просто нет такой возможности. 

- А в США она появится? 

- Начнем с того, что там мне не будут запрещать снимать то, что я хочу. У меня уже есть определенные планы и даже договоренности. В Соединенных Штатах живет и работает моя дочь Катя. Она очень талантливая актриса и певица - участвует в русском театре, записывает альбомы. Вот я и начну с малого, а именно - с музыкальных клипов на песни дочери. Ну, а дальше посмотрим. Уверен, что мои знания и опыт в кинематографе оценят, и они будут востребованы. 

- Вы говорите о запрете на профессию. Но ведь вы же преподавали в университете профсоюзов. 

- Я оттуда давно ушел. И должен сказать, что на душе остался горький осадок. К сожалению, программы обучения направлены не столько на то, чтобы дать студентам обширные знания, а в большей степени на воспитание у молодых людей чувства псевдопатриотизма и так называемой "любви к Родине". В такой атмосфере образование уходит на второй план. 

Впрочем, уровень знаний юношей и девушек, только что окончивших школу, тоже поражает. Это невероятно, но я встречал студентов, которые считают, что Солнце вращается вокруг Земли, и никто из них не знает, куда впадает Волга. Какое-то дремучее невежество! Не удивлюсь, если они думают, что Земля стоит на трех черепахах. 

- Но вы же уезжаете не из-за низкого уровня знаний студентов? 

- Да, с этим еще можно бороться, что-то исправить. Но как изменить отношение власти к преподавателям вузов и школ, к воспитателям в детсадах, к врачам в больницах? Я имею в виду нищенские зарплаты. Профессор вуза получает в два раза меньше, чем, например, водитель трамвая! В какой цивилизованной стране такое возможно? Я лично столкнулся с тем, как мои коллеги экономили каждую копейку, вплоть до того, что не ходили обедать в столовую, а приносили из дома бутерброды… 

- Извините, но я не верю, что все это может стать для вас, человека творческого, причиной отъезда на ПМЖ в Америку. 

- Главной причиной, как я уже сказал, является то, что я не могу в своей стране работать, творить. Более того, я внесен в так называемый список "пятой колонны". Естественно, на официальном уровне существование такого списка не поддерживается, но я это явно почувствовал на себе три года назад - в свой 70-летний юбилей. Тогда журналисты разных изданий брали у меня интервью, но потом практически все позвонили и, извиняясь, сказали, что про Мамина не велено ничего писать и говорить, не рекомендовано куда-либо приглашать. За последние годы были закрыты все мои программы и кинематографические проекты. 

- Что конкретно вы хотели снимать и что вам запретили? 

- Начну издалека. В 2008 году я снял свой последний полнометражный фильм "Не думай про белых обезьян". После чего все мои надежды и творческие планы были связаны с возрождением "Ленфильма". В 2012-м Министерству культуры была представлена концепция развития петербургской киностудии, которую презентовал известный режиссер Сергей Снежкин. Первоначально в нее входили три больших кинопроекта. Два из них были мои - "Окно в Париж - 20 лет спустя" и "Радость любви к Джойсу". Третий фильм был самого Снежкина - "Контрибуция". Кстати, сценарий к фильму "Радость любви к Джойсу", о судьбе переводчиков, работавших с произведениями ирландского писателя, очень нравился Алексею Герману… Казалось бы, мне надо было радоваться и начинать плодотворно трудиться. Но, увы, в результате оба моих проекта не получили поддержки в Минкульте, и, как мне дали понять, лично по инициативе министра Мединского. Прошел только проект Снежкина - на мой взгляд, не очень удачный. 

- В вас говорит обида… 

- Отнюдь. Я стараюсь быть объективным. Фильмы Снежкина считаю профессиональными. В частности, из ранних мне нравятся "Невозвращенец" и "ЧП районного масштаба", из современных - сильный фильм "Похороните меня за плинтусом" 2009 года… К сожалению, Сергей в последнее время превратился в конъюнктурного режиссера - он же председатель петербургской организации Союза кинематографистов, ставленник Никиты Михалкова. В нашей стране, если хочешь снимать кино, которое будет финансироваться из бюджета, надо дружить с властью. Иначе не получается. А кто как ни Михалков ближе всех к верховной власти… 

"Ленфильм" между тем продолжает загибаться. Вы можете назвать картины, снятые за последнее время на некогда великой киностудии со столетней историей? 

- Затрудняюсь… Зато помню, что в прошлом году были сразу два юбилея ваших фильмов: 30 лет "Фонтану" и четверть века "Окну в Париж". Кстати, расскажите что-нибудь интересное о съемках этих двух легендарных картин. 

- Вы забыли еще про мой неюбилейный фильм - "Праздник Нептуна". Он был показан в 1986 году на V съезде кинематографистов, и мои коллеги называли этот фильм знаменем нового времени. Еще помню, как мне звонил писатель Виктор Астафьев и с благодарностью выражал свое восхищение после просмотра. Я очень сожалею, что не удалось встретиться с этим великим русским писателем лично. 

Что касается "Фонтана", то партийные чиновники посчитали его лишь острой критикой работы ЖЭКов, не увидев в нем модель советского общества. Фильм не шел по стране широким экраном, зато получил Гран-при на международном кинофестивале "Золотой Дюк" в Одессе в 1988 году. Также на том фестивале "Фонтан" получил Приз критики и Приз киноклубов. Председателем жюри был Эльдар Рязанов, как никто другой разбирающийся в комедиях. Поэтому за "Фонтан" проголосовали единогласно… А снимали мы это кино зимой в старом доме, в районе Лиговки за Обводным каналом. И этот дом оказался, как и в фильме, проблемным. Мы это поняли, когда во время съемок реально лопнули трубы. Помню, был жуткий запах. Какое-то время зайти в дом было невозможно. 

- Зато "Окно в Париж" снимали в городе, где другие запахи… 

- Да уж, в те годы Париж был для всей съемочной группы настоящей сказкой! В который раз хочу с благодарностью вспомнить французского продюсера Ги Селигмана. Его помощь была неоценима. К тому же он частично профинансировал проект, а когда фильм был готов, принял активное участие в продвижении картины во Франции и США. А начинал я "Окно в Париж" в 1992 году на петербургской студии "Троицкий мост", руководителем которой был известный режиссер Игорь Масленников ("Приключения Шерлока Холмса", "Зимняя вишня"). К сожалению, Игорь Федорович вскоре отказался финансировать картину, предложив французам взять на себя все расходы. 

- И где же вы нашли необходимые для съемок деньги? 

- Не поверите, но от безысходности я пошел к питерским бандитам. Меня с ними свел один старинный школьный товарищ. (Мамин родился в 1946 году в Ленинграде, на Гороховой улице, где и проживал безвыездно до последнего времени). Был в ту пору в Петербурге такой криминальный авторитет Кирпичов, который дал на фильм несколько сотен тысяч или даже миллион рублей наличными. Приобщился к искусству! Точную сумму не помню, но по тем временам это были большие деньги. 

Когда фильм вышел на экраны, Кирпичов потребовал поделиться прибылью. В ответ я предложил ему посетить видеосалоны города, где в массовом порядке крутили пиратские копии. Оказалось, что этим занимается какая-то другая криминальная группировка. Они там между собой разбирались, а от меня, слава богу, отстали. 

Кстати, я от России ничего не получил за этот фильм. Только французы мне заплатили. А бандиты и к Селигману поехали во Францию требовать деньги… Дело прошлое, но мне кажется, что там не обошлось без вмешательства местной полиции. 

- Сегодня французская полиция активно задействована в сдерживании протестов "желтых жилетов". В связи с этим вопрос от нашего президента: "Вы хотите, чтобы у нас было как в Париже?" 

- Да, я хочу! Сожгли машины, побили витрины магазинов - это, конечно, нехорошо. Но сильно переживать по этому поводу не стоит - ущерб возместит страховка. Главное здесь другое: люди вышли бороться за свои права, и я уверен, что они добьются выполнения своих требований. 

А у нас в стране отсутствует даже ключевой институт демократии - честные выборы, и поэтому уже много лет нет сменяемости власти. Еще одна важнейшая составляющая демократии - свобода слова и печати - если где-то и прорывается на просторах России, то только в микроскопических дозах, на небольшую аудиторию, которая и так все знает и понимает. Когда я, например, выступаю на "Эхе", то называю это "стучаться в открытую дверь"… К сожалению, мы знаем, к чему приводят и чем заканчиваются авторитарные режимы. 

- Давайте вернемся к "Окну в Париж". Это правда, что в 1995 году его хотели номинировать на "Оскар"? 

- Действительно, была такая история. Французский продюсер Ги Селигман передал фильм американскому прокатчику - представителю кинокомпании Sony Pictures. После успеха в США "Окно в Париж" хотели выдвинуть на "Оскара". Но заявка должна была исходить от российской стороны. Тогда прокатчик написал письмо председателю Госкино Армену Медведеву, который поддержал инициативу американцев. У моего фильма были большие шансы получить главный приз в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Однако случилось непредвиденное: сменился председатель российского оскаровского комитета - эту должность занял Андрей Кончаловский. Естественно, что фильм его брата, Никиты Михалкова, сразу стал приоритетным… (В итоге "Утомленные солнцем" получили "Оскара"). 

- Юрий Борисович, извините, но не хотелось бы углубляться в тему непростых, как я понимаю, взаимоотношений двух мэтров кино. Поэтому спрошу вас вот о чем: какие современные российские фильмы, на ваш взгляд, можно считать наиболее удачными? 

- Возможно, вас удивит мой ответ, но я считаю крепкими, профессионально сделанными такие фильмы, как "Движение вверх", "Легенду № 17", "Время первых"… 

- Почему удивит? 

- Потому что я не приемлю фильмы, снятые по заказу властей в целях пропаганды… Есть кинорежиссеры-авторы, обладающие своим стилем, языком и позицией. Это Тарковский, Рязанов, Данелия, Тодоровский и многие другие. А есть исполнители - те, которые "чего изволите". Бесспорно, среди них есть талантливые. И власть использует их талант в своих интересах. Во все эпохи творческим людям либо позволяли высказываться - тогда государство было свободным и сильным, либо нет - и тогда государство было слабым. Мне кажется, что сегодня в нашей стране художнику не позволяют открыто высказывать свое независимое мнение… 

Названные мной фильмы, повторяю, сделаны профессионально, но в угоду пропаганде, культивирующей прошлые выдающиеся заслуги и победы СССР. А где сегодняшние победы? Какой фильм можно снять сегодня о достижениях страны? О тысячах проложенных километрах газопроводов? 

- Вы считаете, что сегодня в России вообще нет настоящих авторских фильмов? 

- Ну почему же. Есть, конечно. Например, режиссер и сценарист Андрей Звягинцев, один из немногих признанных в Европе, обладая своим выразительным киноязыком, снимает очень хорошее кино… Извините, но, по-моему, эта тема, которую вы затронули, слишком серьезная и обширная, и мне не хотелось бы касаться ее мимоходом. 

- Хорошо. Что-нибудь хотите сказать на прощание перед отъездом из России? 

- Я полагаю, что мне могут только завидовать люди, которые не в состоянии отсюда уехать. И мне жалко тех, кто остается. Независимо от того, что меня ждет в будущем, я уже скоро вдохну воздух свободы. Как тут не вспомнить Лермонтова: "Прощай, немытая Россия, / Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, / И ты, им преданный народ". 

Беседовал Петр Котов

counter
Comments system Cackle
Загрузка...