Вторник

Мы - зоопарк для инопланетян

04.04.2019
Источник:ИноСМИ.Ru

По мнению некоторых астрономов, инопланетяне держат Землю и ее обитателей в космическом зоопарке. Они устроили все таким образом, что наша планета защищена от них по принципу одностороннего проникновения: они могут нас видеть, а мы их нет. Мы бездумно расхаживаем по нашей земной клетке, тогда как инопланетяне сохраняют дистанцию и продолжают за нами наблюдать. Если это так, то это - решение парадокса Ферми.

Спросите своих друзей, почему ученые до сих пор не смогли обнаружить инопланетян, и вы можете быть уверены в том, что, по крайней мере, один из них предложит вам следующее объяснение: представители рода человеческого этого не достойны.

У нас много недостатков. Как правило, мы угрожаем друг другу, не говоря уже о нашем отношении к представителям других видов, а также к окружающей среде. Подобное поведение нельзя назвать цивилизованным, и поэтому возникает правдоподобное объяснение отсутствия контакта с пришельцами. Возможно, инопланетяне знают о нашем существовании, однако просто не хотят иметь с нами дело - не хотят вступать с нами в контакт и не хотят нас посещать.

Подобная идея бесконечно привлекательна. Кроме того, она далеко не новая. В 1973 году радиоастроном из Массачусетского технологического института (МТИ) Джон Болл (John Ball) опубликовал статью, в которой предположил, что отсутствие успехов в области обнаружения других обитателей космоса не связано с отсутствием инопланетян. По его мнению, причина состоит в том, что эти таинственные существа решили не вступать с нами в контакт.

Они сохраняют дистанцию не потому, что мы несовершенны, а потому что уважают наше право следовать своей собственной судьбе. Предположительно, в космосе ценят разнообразие, и поэтому обитаемые миры должны иметь возможность собственного эволюционного развития.

Вы можете сказать, что идея Болла немного напоминает известную "главную директиву" из сериала "Звездный путь", запрещавшую путешествующим в космическом пространстве членам Федерации вмешиваться в жизнь других культур и цивилизаций, даже если подобное вмешательство является благонамеренным. Кроме того, этот астроном из МТИ полагал, что мы не смогли установить контакт с инопланетянами не потому, что мы недостойны, а потому, что мы достойны - как достойны находящиеся под угрозой уничтожения угри.

Болл пошел еще дальше и предположил, что мы живем в метафорическом зоопарке - в своего рода космическом Эдеме. Инопланетяне в нашей галактике каким-то образом устроили все так, что наша планета оказалась защищенной от них заслоном одностороннего проникновения: они могут нас видеть, а мы их нет.

Одна из хороших сторон подобной гипотезы состоит в том, что она предлагает решение давно существующей загадки, известной как парадокс Ферми. Она была сформулирована примерно 70 лет назад физиком Энрико Ферми, а основывается на том факте, что вселенная является очень старой. Соответственно, в том случае, если разумная жизнь является распространенной, ее формы должны быть достаточно продвинутыми для колонизации всей вселенной. Поэтому мы должны повсюду видеть доказательства существования инопланетян. Тот факт, что мы их не видим, может быть объяснен с помощью гипотезы Болла - нас умышленно изолируют.

Гипотеза зоопарка недавно стала появляться в новостях, потому что она также предоставляет оправдание деятельности, известной под названием Передача сообщений разумным инопланетным существам (Messaging Extraterrestrial Intelligence - METI). Участники этого проекта передают в космическое пространство радиосигналы в надежде получить ответ от каких-нибудь разумных существ, принявших этот сигнал. В 2017 году расположенная в Норвегии антенна была использована для направления сообщения в звездную систему, расстояние до которой составляет 12 световых лет.

Ранее в этом месяце вся эта программа обсуждалась исследователями на встрече в Париже. Дуглас Вакоч (Douglas Vakoch), президент расположенной в Сан-Франциско организации METI International, осуществившей направление этого сообщения с территории Норвегии, упомянул гипотезу зоопарка как возможное оправдание передачи радиосигнала. В конечном счете, если эта гипотеза верна, то становится понятным отсутствие ответного сигнала из вселенной. Мы бездумно расхаживаем по нашей земной клетке, тогда как инопланетяне сохраняют дистанцию и продолжают за нами наблюдать.

Однако Вакоч считает, что подобный сценарий с односторонним движением может быть изменен. Если находящееся в зоопарке животное начнет неожиданно лаять через решетку, говоря тем самым: "Я здесь и я считаю, что вы где-то там", то другая сторона, возможно, ответит.

Проще говоря, намеренная передача сигнала в космос в рамках программы METI может привести к обнаружению разумных существ. Подобного рода радиосигналы, возможно, доведут до сведения инопланетян, что мы больше не нуждаемся в их мелочной опеке "с борта нависающего вертолета". Мы уже достаточно взрослые для того, чтобы вступить в контакт.

Однако гипотеза зоопарка зависит от того, насколько важной является жизнь на Земле - наше существование, судя по всему, достаточно важно для того, чтобы диктовать поведение обществам, опережающим нас в развитии на миллионы или даже на миллиарды лет. А идея Болла предполагает наличие соглашения в масштабах галактики о том, чтобы все свидетельства разумной жизни - радиосигналы, лазерные вспышки и даже строительство легко обнаруживаемых мегаструктур - оставались невидимыми для землян. Но как это сделать, даже если вы очень продвинутые инопланетяне?

Кроме того, странной, эгоцентричной и немного альтруистичной представляется идея о сохранении эволюции нашей планеты свободной и естественной. Давайте скажем прямо: "главная директива" никогда не была у нас популярной. На самом деле мы, похоже, предпочитаем противоположный вариант: на Земле мы постоянно вмешиваемся в культурное развитие других.

Поэтому гипотеза зоопарка представляется слишком надуманной. С другой стороны, я должен признать, что она осторожна.

Сет Шостак (Seth Shostak), NBC News (США)

Сет Шостак - главный астроном Института поиска внеземного разума (SETI Institute), расположенного в городе Маунтин-Вью, штат Калифорния. Он также ведет свой подкаст под названием "Наука крупным планом" (Big Picture Science).