Главный герой умер не зря
Фото: ReCirquel
Главный герой умер не зря

Бенсе Ваги: "Обнаженный клоун" - это очищение души, лекарство от эмоциональных проблем…

Приправленное магией и театральностью оригинальное шоу "Обнаженный клоун" пройдет с 20 по 22 июля в Центре сценических искусств Герцлии. Этот спектакль - грандиозная постановка театра "ReCirquel" из Венгрии, которая представляет собой уникальный симбиоз самых разнообразных жанров, таких как театр, балет, кино, цирк, кабаре. Выступления "ReCirquel" состоятся в рамках Сезонов венгерской культуры, приуроченных к 30-летию со дня установления дипломатических отношений между Израилем и Венгрией. 

Цирк - это зрелище, подразумевающее немыслимую пластику гимнастов, головокружительные трюки, феерические спецэффекты и живую музыку. Но в последние десятилетия цирк стал не столько развлечением, сколько новым искусством, действие которого перетекает из одного сюжета в другой. Искусством, дарящим незабываемые представления, мастерство артистов которого демонстрирует невероятные грани возможностей человека.

Накануне гастролей цирка "ReCirquel" в Израиле об особенностях современного цирка и о самом шоу "Обнаженный клоун" мы поговорили с его руководителем и хореографом Бенсе Ваги.

Бенсе Ваги. Фото: Szilvia Csibi

 

- Бенсе, как бы вы охарактеризовали отличие традиционного цирка от современного?

- Я преподаю эту тему в университетах и сразу говорю на своих лекциях, что не верю в то, что есть современный цирк. Студенты очень удивляются, и я объясняю им, что цирковому искусству более 1000 лет. Это не новый вид искусства, и мы не изобретаем велосипед. Современный цирк - это продолжение, эволюция того цирка, который появился давным-давно. "Старый" выражает наиболее понятные эмоции - радость, страх смех, показывает акробатические трюки. Более современные цирковые спектакли приносят зрителю не только радость и страх, но заставляют задуматься, понять свои чувства с помощью происходящего на сцене. Это не новый цирк, а еще один шаг вперед циркового жанра, который появился много лет назад. То есть, сочетание развлечения и театра - это и есть новое слово в сфере циркового искусства. Конечно, отличие - еще в том, что в более современном цирке нет животных. Однако цирк-шапито жив, и еще один наш спектакль Paris de nuit - лишнее тому доказательство. Интересно, что английские критики, увидевшие "Обнаженный клоун", описали его как dance circus (танцевальный цирк). Мне такое определение подходит: когда-то я сам был танцором, изучал хореографию и режиссуру в Англии. Поэтому я придаю огромное значение мастерству наших артистов Ренаты, Габо и Жанет - отличных акробатов, которые сочетают и акробатику, и танец разных стилей, в том числе, джаз. В Украине я тоже работаю с уникальным артистом: он жонглер, акробат и, к тому же, танцор высшего класса. Он - как Нуреев на сцене, и такие как он - будущее циркового искусства, артист, который умеет отлично двигаться и готов поделиться историей своей жизни со зрителем. Во время учебы в Англии я понял, что хочу создавать цирковые произведения, которые сочетают акробатику, клоунаду, танец и даже кино. Например, наша артистка Жанет говорит только на венгерском, но когда мы выступаем в других странах, зрителям всегда кажется, что она свободно говорит на их языке. Это происходит благодаря ее способности выражать свои чувства и мысли с помощью движения и пантомимы.  

Фото: Attila Nagy

 

- Получается, что "новый цирк" не такой уж и новый?

- Верно! История создания цирка уводит в Древний Рим. Именно там началось зарождаться цирковое искусство, и именно из латинского языка взял свое название цирк. Circus - место проведения различных состязаний, бытующих в Римской Империи; а также фигура без углов. Мое новое видение цирка опирается на давние традиции. Хочу отметить, что первый классический цирк появился в Венгрии еще в 1800 году, в Будапеште, здесь же, в моем родном городе, располагается и одна из старейших в Европе школ циркового искусства. То, что в Венгрии очень высок уровень обучения цирковому в целом и акробатическому искусству, в частности, и привело к тому, что талантливые молодые артисты объединились в первую в Венгрии трупу современного цирка - "ReCirquel", созданную мной в 2012 году. Все участники "ReCirquel" виртуозно владеют различными цирковыми и театральными техниками, умеют рисковать и умеют играть.

- А еще, они потрясающе танцуют даже во время самых сложных трюков! Каждый шаг, даже на тонкой перекладине, напоминает балетные па…

- Я с детских лет страстно увлекался балетом и танцем. Поэтому решил поступить в Ливерпульский институт исполнительского искусства по классу танца и хореографии. Мне очень повезло с учителями. Одним из них был известный венгерский хореограф и танцор Есенски Эндре. Помимо преподавания русского балета, мастер представил новый язык современного танца в Венгрии в начале 80-х и 90-х годов. Именно он привил мне любовь к хореографии. И это повлияло на мою дальнейшую карьеру. После окончания учебы я работал хореографом и художественным руководителем в Ливерпуле, Португалии и Брюсселе. Я чувствую все сферы исполнительского искусства через танец. Основанный мною театр ReCirquel объединяет многие дисциплины, в том числе, и балет.

- Бенсе, у спектакля "Обнаженный клоун" совершенно особенное музыкальное сопровождение, оно затрагивает самые тонкие струнки души. Мелодия идеально соответствует каждому действию, малейшему дыханию на сцене, возникает ощущение, смотришь великолепное кино…

- Вы правы. Мы готовили музыку так, как готовят саундтрек к кинофильмам. Музыка играет важную роль, как в этой постановке, так и во всех спектаклях созданного мною театра цирка ReCirquel. Музыка - часть моей жизни. Любовь к ней мне привили во время учебы в Ливерпульском институте исполнительского искусства, одним из создателей которого был сэр Пол Маккартни. Музыкальное обрамление для спектакля "Обнаженный клоун" написал талантливый венгерский джазмен и композитор Питер Сарик. После этого мы решили пригласить для записи этого произведения один из лучших симфонических оркестров Венгрии - Dohnanyi Orchestra. В процессе звукозаписи приняли участие более 120 музыкантов. Уникальное качество звучания мы смогли достигнуть также благодаря высоким технологиям звукозаписи студии Центра сценических искусств MUPA, который считается одним из лучших в Европе.

Отличающиеся уникальной акустикой залы MUPA отделаны особым красным деревом из Японии. Поэтому звучание оркестра так впечатляет. В общем, процесс создания музыки к спектаклю "Обнаженный клоун" занял более полутора лет!

- Подходит ли ваше шоу детям?

- Дети зачастую понимают больше чем взрослые, так как их разум и эмоции чисты. Они воспринимают атмосферу. В постановке "Обнаженный клоун" главный герой умирает, и это грустно, но мне кажется, что дети понимают, что это - сказка. Для взрослых "Обнаженный клоун" - это очищение души, лекарство от эмоциональных проблем, и многие критики замечают именно это после просмотра спектакля. Это и есть наша цель. Я вижу, что люди заходят в одном настроении и выходят совсем по-другому. Я рад тому, что мы заряжаем людей энергией. Мы затрагиваем тему смерти, но это делается, как художественный прием, способ выразить контраст, который часто характеризует жизнь. Недавно мы трижды выступали в Нью-Йорке и сорвали овации. Критики New York Times написали прекрасные материалы после спектакля.

Фото: Elena Zapassky

 

- Чувствуете ли вы конкуренцию в вашей сфере?

- Благодаря "Обнаженному клоуну" наша компания растет и становится одним из крупнейших "экспортеров" венгерской культуры. Мы могли бы пойти в направлении цирка du Soleil и стать более коммерческими, ведь спрос на цирковые представления очень велик. Однако мы не спешим, нам важно, прежде всего, качество постановки, а не количество представлений. Мне так важны все мелкие детали, что я почти всегда присутствую на спектаклях "Обнаженный клоун", где бы они не проходили. "Обнаженный клоун" - это также основа наших новых спектаклей: мысли, заложенные в нем, сочетание актерской игры, танца и даже кино сопровождают нас и в новых спектаклях ReCirquel. В любом случае, "Обнаженный клоун" - это грандиозная постановка, и она подходит далеко не всем залам.  

Фото: Elena Zapassky

 

Бенсе Ваги - венгерский танцор и хореограф, выпускник Ливерпульского института исполнительского искусства, организованного сэром Полом Маккартни и Марком Федерстоном. После окончания учебы и работы хореографом и художественным руководителем в известных танцевальных компаниях Европы, Бенсе вернулся домой в Будапешт и в 2012 году создал цирковую группу "ReCirquel". Его целью было создание нового современного циркового шоу, стирающего границы между театром, балетом, кино, цирком, кабаре и драматической клоунадой, и ему это удалось! Удалось создать новый жанр современного цирка в мире. Его труппа "ReСirquel", уже через год после рождения, с огромным успехом ворвалась на арену "Нового цирка" со своим жанром особого циркового кабаре, спектакли которого полны драмы, трюков и великолепной музыки.

Сегодня труппа "ReСirquel" - это и визуальные эффекты, и атмосфера бродячего цирка 1890-х, и современный цирковой жанр, известный как цирк-модерн.

В Израиле "ReCirquel" уже представляли спектакль "Обнаженный клоун" в рамках серии "Цирк на сцене" в Оперном Театре Тель-Авива в 2016 году. Тогда шоу произвело настоящий фурор у зрителей! Особенно впечатлила потрясающая клоунесса Бриджитта Эгиет, мастер драматической игры, исполняющая главную роль в спектакле.

 "Обнаженный клоун" - шоу и меланхоличное, и похожее на веселый бал, "обнажает" лучами прожектора необычные проекции из жизни клоуна, какой она может быть в то время, когда он находится вне сцены, вне арены. Рождению этой истории предшествовало участие Бенса Ваги в одном из мастер-классов, где рисовали, писали и исследовали - каким образом человек может избавиться от различных образов, как он может обнажить свою душу? Что происходит в том случае, когда с человека исчезают одежды - в прямом и переносном смысле? Сколько слоев и масок должны мы снять с себя, чтобы обнажить нашу натуру? Ответы на эти вопросы зрители узнают на шоу.

С Бенсе Ваги беседовала София Нимельштейн

Всего пять представлений "Обнаженный клоун" в исполнении театра "ReCirquel" состоятся в Центре сценических искусств Герцлии, с 20 по 22 июля 2019 года:

20.7, суббота, 17.00

21.7, воскресенье, 17.00

21.7, воскресенье, 20.30

22.7, понедельник, 17.00

22.7, понедельник, 20.30

Дополнительная информация здесь или в кассе "Браво"

Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting

counter
Comments system Cackle
Загрузка...