Zahav.СалатZahav.ru

Суббота
Тель Авив
+17+12

Салат

А
А

"Массне - это я!", или Талант любить

Екатерина Баканова, звезда мировой оперы, уроженка Медногорска, откуда родом строгие волшебные сказы Бажова, откуда родом Хозяйка Медной горы...

Bakanova-by-Lena-Zapassky1
Фото: salat.zahav.ru

В брызгах осеннего зрелого солнца вестибюль нашей оперы кажется прозрачным и светящимся. Радостным. Он как сцена с изощренным световым оформлением. Кто-то за дверями класса ищет лучший звук на валторне. Звук - как луч, и лучи горят в огромных окнах. Манон выпорхнула из лифта, медноволосая и легкая. В спортивных туфельках и рыжем летящем платье в цвет волос. Екатерина Баканова, звезда мировой оперы, уроженка Медногорска, откуда родом строгие волшебные сказы Бажова, откуда родом Хозяйка Медной горы... Она начинала с аккордеона. С пения в хоре. С конкурса в Италии. А потом покорила многие сцены и столицы. Полюбившаяся нашим меломанам как Донна Анна в моцартовском "Дон Жуане", снова в Израиле. Она - Манон. Героиня романа аббата Прево. Та, которую так любила Цветаева, о которой насмешливо и неожиданно-нежно писал Пушкин. Дитя галантного века и любимица француза Массне, посвятившего ей свои самые страстные и лирические музыкальные страницы. Опера Жюля Массне, никогда прежде на нашей сцене не поставленная, изящная и ароматная, очаровывает.

Катя Баканова укладывает на столике сумку, из которой выглядывает клавир "Манон".  

- Мы не виделись больше полутора лет, я очень рада, что вы снова у нас, и мы снова встречаемся. Что происходило за это время в вашей жизни?

- Очень много всего! Я спела семь новых партий. Это много. Очень-очень! Страны и города мелькали, росла дочка - а это - важнейший сюжет моей жизни!

- Вы уже пели Манон в опере Массне?

- Никогда. Это моя первая Манон. И я благодарна судьбе, агентам, театру за возможность дебютировать в этой роли. Какие-то мои идеи, мечты очень счастливо воплотились в жизнь, в реальность, все чудесным образом соединилось. Это копродукция театров Вильнюса и Сан-Франциско.

Bakanova-by-Lena-Zapassky2
Екатерина Баканова. Фото: Elena Zapassky

 

- Вам уже доводилось работать с израильским дирижером Даном Эттингером?

- Я о нем много слышала, но мы не сотрудничали прежде, это наша первая встреча. И нам еще предстоит в этом сезоне вместе делать "Травиату".

- Что вы уже можете сказать о постановке "Манон", о режиссуре, надеюсь, вы поете не в скафандре...

- Кстати, многие оперные режиссеры готовы нас одеть в скафандры, отправить в полет, перенести действие в другое время. К счастью, в "Манон" этого нет. Режиссура Венсана Бусара минималистическая, динамичная, но близкая к классическим трактовкам, очень интересный свет, и этот свет, как мне кажется, очень способствует раскрытию драматургии, психологии, особенного стиля...

- Манон Леско - очень противоречивая, она и очаровательная, и любящая, и корыстная, и поэтичная, и беспринципная... Какая она для вас?

- Интересная! Многосторонняя! Часто ее поступки сложны для понимания. Многое, как я думаю, связано с теми комплексами, которые растут из ее детства, из нищеты, из страха быть бедной, голодать, не иметь денег...

- "Манон обладала редкостным даром. Ни одна девица не была так мало привязана к деньгам, как она; но она теряла все свое спокойствие, едва только возникало опасение, что их может не хватить", - так пишет о ней ее создатель, аббат Прево...

- Я читала книгу. Героиня оперы Массне отличается от героини книги. Но книга помогла мне понять особенности ее личности. Мне необходимо, чтобы публика поняла и полюбила мою героиню. Сострадала ей. Манон написана музыкально так, что не поддаться ее очарованию, тому, что в ней позитивно, очаровательно, нельзя - и я должна это сыграть, прожить. Она и наивна, и авантюрна, и открыта миру. Она поступает не всегда последовательно, нравственно, но как она при этом волшебно - женственна! Они с де Грие воруют карету, как-то по-детски бездумно, воровство само по себе плохой поступок - но жажда жить, лететь, попробовать все, что жизнь подбросит - в этом она вся. Она способна на связи с другими мужчинами, но неизменно, непоколебимо любит только его одного, только он - ее истинный, единственный мужчина, чувство всей жизни! Она дышит любовью, как воздухом - и в этом ее талант.

- Согласна, немногим мужчинам и женщинам на свете этот дано. Любовь - дар. И кто же ваша любовь, кто де Грие в этом спектакле?

- У меня очень красивый и талантливый партнер Леонардо Кайми. Итальянец.

- Ваша Манон может такого полюбить?

- Да, я на сцене люблю, иначе нельзя, если надо будет для роли - то я и стул полюблю! Совершенно искренне и горячо! Публику не обманешь, если ты не полностью отдаешься музыке, роли, если отвлекся - это сразу заметно. Нюансы, детали, какие-то артистические находки создают цельный образ, именно они захватывают публику, вызывают ее доверие. Голос, вокальная техника - очень важные компоненты, вероятно - решающие, но люди идут в театр, чтобы пережить новые, яркие эмоциональные состояния. Чтобы стать душевно богаче. Очень уважаемый мной дирижер Маурицио Бенини как-то сказал, что идеальный вокал - это скучно... В финале, когда Манон резюмирует свой путь, укоряет себя, отдает себе отчет в том, что было в ее коротенькой жизни, это так трогательно и душевно, и я хочу, чтобы зал пережил эти дивные и трепетные мгновения вместе со мной.

- Катюша, а если так совсем откровенно, вам везет в карьере? Вы так светло и горячо говорите о роли, что возникает ощущение причастности к вашему счастью и вдохновению...

- Везет ли? Слово "карьера" - неточное. Неполное. Можно петь много и разное. Это удача? Разумеется. Можно петь довольно мало - но в самых престижных театрах. И тогда ты, как бы, не проигрываешь в деньгах. Тоже ничего. Я думаю, что у меня все идет правильно. Мне много удается: я спела в Китае Лиу в "Турандот" Пуччини... а это - главная роль в сложной, насыщенной драматизмом опере, там все о беззаветно любящей Лиу, там все главное с ней связано... Я ее понимаю, я вообще больше всего ценю щедрых людей. Щедрых в материальном плане, щедрых сексуально, душевно, которые отдают себя без остатка. Мне кажется, что я тоже такая. Когда я посвящаю себя человеку, я оставляю себя позади, я не столь важна. Такие героини мне близки. По душевному строю, по способу мыслить. Я - женщина, в женщине это горение заложено. И Манон - из этой когорты. Опера Массне мне очень понятна. Массне - это я!

- Самоотверженность, изящество, женская красота и щедрость - это и ваша Магда в "Ласточке", и Микаэла в "Кармен", да и Лейла в "Искателях жемчуга"...

- ... и моцартовские героини! Я бы хотела Моцарта петь побольше. Очень люблю свою Фьордилиджи в "Соsi fan tutte" ("Так поступают все").

- Какие книги сейчас с вами, занимают вас, находятся в поле вашего внимания?

- "Мария Стюарт" Шиллера и Юлия Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?".

- "Мария Стюарт" - потому что это следующая ваша партия в опере Верди?

- Да. А Гиппенрейтер - прекрасный психолог. Я у нее черпаю знания... Учусь искусству воспитывать дочь.

- Чем занята Екатерина Баканова на досуге? Вот вы уложили дочку спать, всех в семье накормили и обогрели, повторили партию - и тогда что?

- И опять работа над ошибками. Она никогда не заканчивается. Муж тоже мне говорит: отпусти, иди дальше, это уже прошло... А я не могу.

- Что вы думаете про эти "сексуальные" скандалы, ломающие жизни политиков, актеров, режиссеров? Оперу ведь это тоже коснулось, докатилось до Пласидо Доминго...

- Наш оперный мир очень маленький. Так или иначе, все друг друга знают. Знают хорошее, знают плохое. И все это очень субъективно трактуется. Скандалы тоже стиль пиара. Злоба - стиль слабых. Люди не прощают успеха. Завидуют. Сплетничают. О том, как тот или иной певец получает роли, всегда распространяют слухи.

- Я думаю, мы все субъективны, если бы я была директором театра, какого-то, гипотетического, я проводила бы собственную политику, исходя из своих вкусов... И так каждый человек.

- Я не фанат соцсетей, но артисту, человеку мой профессии они необходимы, и я знаю, что популярность чревата. Хочешь быть на виду - будь сильным, умей держать удар.

- Театры, их режим, стиль, принципы работы, внутренние манифесты различаются?

- Конечно. Но я хочу, стараюсь оставаться самой собой. Если в одном из театров пишут в расписании, что репетиция в 10:00, а начинают ее дай Бог, чтобы в 11:00, то я все равно буду в то время, когда назначено. Дисциплина всегда должна соблюдаться. При этом я не капризная, не самодурка. Многое зависит от личности, от характера певца. У нас нелегкий труд, но прекрасный.

- А вы кому-то завидовали? Бывает, что в сердце прорастают побеги этого ядовитого плюща?

- Думаю, это было бы признаком слабости, это неконструктивно. Есть дела поинтереснее.

- У вас все расписано на много лет вперед? Знаете, сколько будет Виолетт и сколько Медей?

- Есть планы. Есть партии впереди. Много нового. Но я суеверная, не хочу заранее, а вдруг не сбудется?

- Вам у нас нравится, вы это говорили еще в прошлый приезд. В этот раз тоже все хорошо?

- Да, я люблю Тель-Авив. Его открытость. Суммированную, очень разнообразную и оригинальную ментальность. Здесь вкусно. Мой муж любит пройтись по рынкам - и что-то такое очень хорошее приготовить. И еще нам ценно пойти на море, это большое удовольствие.

- Есть какая-то еда, которую вы особенно любите?

- Да вроде я все ем, особых предпочтений нет. Люблю орехи - но это не очень хорошо для голоса. И шоколад тоже. Люблю рис.

- У вас есть мечта?

- Конечно. Много всего. Дать дочке хорошее образование. Чтобы она осуществилась в жизни. И еще я бы хотела свою телепрограмму по культуре. Чтобы были интересные сюжеты, интервью. Мне кажется, этого очень не хватает. Всем. Всюду.

Мы прощаемся. Солнце медным шаром стоит над театром. Над Тель-Авивом. Она убегает. Рыжеволосая, легкая Катя Баканова. Манон. Петь. Творить. А я вспоминаю, как мама, человек, влюбленный в музыку, пела мне арии из оперы Массне. Мамы нет уже два года. Ее голос остался. Осталось тепло, осталась грусть. Музыка - осталась. Приходите на Массне. Приходите на примадонну Екатерину Баканову. На тот особый мир, который можно взять себе. Как солнце. Как любовь.  

Беседовала Инна Шейхатович

***

Постановка "Манон" Жюля Массне в Тель-Авиве - результат сотрудничества между Израильской оперой, Оперой Сан-Франциско и Литовским оперным театром. Опера исполняется на французском языке. Титры - на иврите и английском.

Даты спектаклей:

13.11, среда, 20:00

14.11, четверг, 20:00

15.11, пятница, 13:00

16.11, суббота, 20:00

18.11, понедельник, 18:00  

Спектакли проходят в Оперном театре Тель-Авива имени Шломо Лахата (Чича) (бульвар Шауль ха-Мелех, 19).

Информация по телефону 03-6927777 или здесь

Источник: salat.zahav.ru

Метки:

Читайте также