Читайте также
Моноспектакль – это высший уровень актерского мастерства. Далеко не каждый артист решится на этот шаг. Исполнитель в театре одного актера - не просто актер. Он и автор, и режиссер, и прообраз главного героя, переживший вместе с ним ту драму, о которой он рассказывает со сцены. История русского театра знает несколько имен мастеров, способных в одиночку блестяще удерживать внимание зала. Может быть, самые громкие из них - это Юрский, Козаков, Райкин, Гришковец и Баргман.
"Ревизор" Сергея Юрского
Радиотеатр - самостоятельный вид искусства со своей драматургией, звукорежиссурой и способом актерского существования у микрофона.
Можно только догадываться, какую изощренную фантазию и профессиональное мастерство мобилизовал Cергей Юрский, чтобы сыграть все мужские роли в своем знаменитом "Ревизоре" Гоголя, создавая для каждого персонажа неповторимую голосовую характеристику. Надо обладать незаурядной творческой смелостью, чтобы после многочисленных (и порой весьма удачных) интерпретаций бессмертной комедии, взяться за новую версию. Юрский отважился и, как всегда, вышел из боя победителем.
Юрский-чтец - явление уникальное. Он автор, постановщик и исполнитель пятнадцати моноспектаклей. Актерский и режиссерский магнетизм Юрского таков, что буквально с первых минут у слушателя включается какое-то внутреннее видение. Юрский не читал, а правильнее сказать, толковал текст, выводя зрителей и слушателей на новые уровни понимания авторских строк.
"Черные блюзы" Михаила Козакова
Михаил Козаков всегда считался одним из лучших чтецов стихов среди российских актеров. Порой он находил в стихах интересный подтекст, о котором не подозревали даже сами авторы, но, услышав его чтение, благодарили.
Козаков сыграл множество моноспектаклей. По Пушкину, Булгакову, Ахматовой, Самойлову, Бродскому… Но действительно культовой стала его работа "Черные блюзы" на стихи Ленгстона Хьюза, открывшая миру новый жанр в искусстве – во время этого моноспектакля великолепный Козаков читал… негритянские блюзы, которые, казалось, до этого можно было только петь или исполнять на музыкальных инструментах.
В его мелодекламациях с невероятной силой проявились серьезность, страсть и чувство юмора, обнаруженные артистом в раскованных, иногда драматических, иногда смешных стихах Хьюза.
"Контрабас" Константина Райкина
Продолжительность почти всех моноспектаклей, как правило, не больше полутора часа. Во время ставшего уже знаменитым моноспектакля "Контрабас", поставленного по пьесе Патрика Зюскинда, Константин Райкин держал зал в напряжении без малого два часа, рассказывая за это время буквально на одном дыхании 46 страниц текста. Артист пребывал в одиночестве на огромной и практически пустой сцене в окружении тары для бутылок и выразительного музыкального инструмента, возвышающегося посередине. Трагедия маленького человека, написанная Зюскиндом, превратилась в триумф исполнителя. Очевидцы, критики и пресса в один голос твердили, что такое под силу только артистам экстра-класса.
Кстати, моноспектакль "Контрабас" ставился и шел с большим успехом на сцене Израиля, где внимание зала приковывал к себе Михаил Теплицкий, актер, режиссер, художественный руководитель театра.
"ОдноврЕмЕнно" Евгения Гришковца
Человек-театр Евгений Гришковец принадлежит к тем удивительным людям, которые самостоятельно справляются сразу с несколькими творческими задачами, каждая из которых могла бы с головой накрыть любого другого творца. Он сам пишет пьесы, сам их ставит и сам исполняет в них главные роли.
Его знаменитый моноспектакль "ОдноврЕмЕнно" - очень динамичный эмоционально, серьезность здесь перемежается веселыми перевоплощениями: Гришковец то одевает шлем и очки, становясь летчиком, то поет "я как Элвис", исполняя свою детскую мечту.
Гришковец блещет своими историями, такими близкими и щемящими сердце, что порой возникает ощущение, что с тобой разговаривает старый школьный друг. Вы никогда не будете готовы к его обескураживающей откровенности, с которой автор и его персонажи рассказывают свои истории.
"Душекружение" Александра Баргмана
Избрав основой для своего моноспектакля "Душекружение" две набоковские новеллы "Картофельный Эльф" и "Королек", известный российский актер, режиссер и театральный деятель Александр Баргман с первой секунды заставляет зрителя удивляться и сопереживать целому сонму самых неожиданный и колоритный персонажей. Признанный мастер перевоплощения, без каких-либо гримерных и костюмных ухищрений, актер вдруг становится то маленьким карликом, то огромным акробатом, то изящным фокусником, то его истеричной женой, то хитроумным фальшивомонетчиком, а то и целой разгульной компанией немецких бюргеров в пивной... Чтобы войти в образ каждого из них, Александру Баргману достаточно мелких штрихов: котелок, перчатки, тросточка, шифоновый шарф - изящный оборот... и перед нами новый герой. Именно этот калейдоскоп или даже вихрь меняющихся персонажей с их непростыми жизненными историями, глубокая, тонкая игра актера и невесомый, хрустальный слог выдающегося мастера слова XX столетия и создают это самое набоковское "Душекружение". За полтора часа действия вы проживете вместе с актером несколько жизней - может быть, не самых значительных для мироздания, но таких важных и знакомых каждому из нас.
Ставшая лауреатом нескольких театральных фестивалей и конкурсов, постановка имеет насыщенную гастрольную жизнь. В мае работу сможет оценить и израильская публика – по приглашению израильского театра "Контекст" спектакль "Душекружение" будет показан на лучших театральных площадках страны.
Моноспектакли Александра Баргмана "Душекружение" ("Такой театр", Санкт-Петербург) состоятся:
25 мая, в пятницу, в 20.30 - в Тель-Авиве (Центр Сузан Даляль, зал "Ярон Иерушальми")
27 мая, в воскресенье, в 20.00 - в Реховоте (Исследовательский центр Вайцман, зал "Авнер")
28 мая, в понедельник, в 20.00 - в Ашдоде (Культурный центр "Монарт")
29 мая, во вторник, в 20.00 - в Иерусалиме (Центр Жерар Бахар, зал "Лио Модел")
31 мая, в четверг, в 20.00 - в Хайфе (зал "Бейтену")
Билеты заказывайте здесь или по телефону: 03-522-18-03