Zahav.СалатZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+25+20
Иерусалим
+25+15

Салат

А
А

Не хочешь выглядеть евреем? Под нож!

Выражает то лицо… Пластические операции - новые технологии с тысячелетней историей.

01.06.2020
Источник:Fitzroy
מערכת וואלה! צילום מסך

Новый нос? Увеличение губ? Липосакция? Удаление старых татуировок? Текущий список техник для частичного или полного вторжения в облик человека велик, сегодня он касается практически всех внешних "деталей" организма. С помощью пластических операций любой из нас может получить совершено новые (в смысле - не похожие на прежние) лицо и тело. Были бы желание и деньги.

Думаете, миром и человеческим сознанием правят модные современные тенденции? Ничего подобного. Эти косметические операции такие же старые, как и вся история медицины.

Уже в 1200 году до нашей эры в Индии частенько практиковали коррекцию носовых перегородок. Тогдашние врачеватели уже умели вырезать у пациентов со лба кожный лоскут и формировать с его помощью новый нос. У большинства таких эстетических интервенций были очень конкретные причины: в те времена индийским преступникам, прелюбодеям и армейским дезертирам в качестве наказания отрубали носы, поэтому восстановление этой важной части лица было более чем актуально для тех, кто попадал под тяжелую руку закона.

Реконструктивные вмешательства были известны и в Древнем Египте, о чем свидетельствуют обнаруженные мумии с пришитыми ушами. Древнеримский энциклопедист Авл Корнелий Цельс (25 г. до н.э. – 50 г. н.э.) также описывает в своих работах многочисленные пластические операции, такие, например, как устранение дефектов лица с помощью кожных лоскутов.

Сохранились изложения схем носовых исправлений и лечения шрамов, которые использовались на закате античного мира: уже в VII веке Павел Эгинский, известный греческий хирург и акушер, практиковавший в Александрии, разработал систему уменьшения груди у мужчин - вопрос эстетический, но определенный трактатами того времени как медицинская проблема. Липосакция также не нова, об этом свидетельствуют хроники: Плиний Старший в первом веке после рождества Христова описывает "героическое исцеление от ожирения" сына римского консула.

Ватикан против пластической хирургии

За некоторыми исключениями, все пациенты пластической хирургии до XIX века были мужчинами. Фактически, настоящий двигатель косметической коррекции тела и лица пришелся на эпоху Возрождения - с появлением эпидемического сифилиса, венерического заболевания, импортированного, как полагают, из Нового Света. Миссия новой декоративной хирургии состояла в том, чтобы восстановить сифилитикам носы, от которых оставались лишь "рожки, да ножки" и которые выглядели в результате болезни, как обглоданные собаками косточки, а порой и вовсе исчезали.

Около 1450 года сицилийский хирург Минути Бранка опробовал "индийский метод" реконструкции носа и применил эту технологию в многочисленных операциях. Его сын Антонио разработал более продвинутый способ "ваяния": вместо того, чтобы брать ткань со лба, новый нос пациенту теперь формировали из тканей его плеча. В отличие от древней Индии, в Европе ринопластика проводилась в XV веке в основном из-за дуэлей или увечий, связанных с войной, а также из-за сифилитического разложения хрящей носа.

Антонио Бранка старательно оберегал от огласки тонкости своего ремесла. "Декоративная хирургия" была настоящей коммерческой тайной, которая передавалась от родителей к детям, обогащала род Бранка и хранилась в секрете. Но это происходило ровно до тех пор, пока Гаспар Тальякоцци, профессор хирургии Болонского университета, не выпустил в 1597 году свой труд "О хирургии дефектов всаживанием" (De Curtorum Chirurgia perInsitionem), в котором впервые проиллюстрировал ринопластику.

Во время такого типа оперативного вмешательства для восстановления носа применялись трансплантаты. В своей ринопластической операции Тальякоцци использовал лоскут-трансплантат, взятый из мышечной ткани руки. Операция требовала, чтобы лоскут, еще не отделенный от руки, оставался прикрепленным (!) к культе носа пациента в течение 20 дней с помощью прочного ремня. После месяца работы, мучительной боли и более чем вероятных инфекций, появлялся воссозданный нос.

Несмотря на варварскую методику подобных операций, они пользовались у пациентов огромным спросом, и постоянная практика наверняка смогла бы продвинуть далеко вперед сферу пластической хирургии XVI века. Однако католической церкви категорически не нравилось, что врачи хирургически исправляют шрамы и деформации, вызванные таким заболеванием, как сифилис. Ватикан осудил "декоративную хирургию", а уроки Тальякоцци были подвергнуты принудительному забвению, как преступное вмешательство человека в сферу божественного наказания. Несмотря на то, что издание "De Curtorum Chirurgia per Insitionem" стало краеугольным камнем пластической хирургии, и высоко ценилось образованными людьми того времени, подобное новаторство вызвало настолько серьезный гнев церкви, что Тальякоцци подвергся наказанию даже после своей смерти: по указу церковников тело врача эксгумировали и похоронили за пределами кладбища, на неосвященной земле.

Берлин - родина современной пластической хирургии

Лишь спустя более 200 лет после успешных - но впоследствии забытых - работ Тальякоцции, профессор берлинского Charité Карл Фердинанд Грефе выполнил несколько реконструкций носа с помощью метода великого итальянца и обобщил свои выводы в книге "Rhinoplastik" (1818).

В 1823 году французский хирург Жак Дельпек описал реконструкцию носа и губ, используя тот же самый "итальянский метод".

В 1838 году Эдуард Цейс, будущий профессор хирургии Марбургского университета, впервые упомянул термин "пластическая хирургия" в своей обширной работе, предисловие к которой было написано Иоганном Фридрихом Диффенбахом. Именно Диффенбах, один из лучших врачей Европы, которого высоко ценил выдающийся русский ученый Н.И.Пирогов, значительно развил область восстановительной хирургии. В частности, он предложил новые инструменты, а также и саму технику оперирования: реконструкция носа, нижней губы, расщелины губы и неба, а также устранение дефектов в области щеки стали центральными темами пластической хирургии в последующие годы.

Просвещенная философия XIX века с новым представлением о человеке, который может переделать себя, чтобы стать совершеннее и обрести счастье, заложила основы современной культуры косметической хирургии. Ключевыми факторами, обеспечившими прогресс этой сферы медицины, стало применение анестезии при операциях (1846 г.) и антисептической обработки ран (в 1867 г.). Уменьшение болевых ощущений и риска инфекций, вкупе с открытым для всего нового менталитетом XIX столетия, предоставило врачам возможность оперировать пациентов по их собственному желанию, а не по реальным медицинским показаниям.

К концу XIX в. объем новых знаний, особенно в области эстетической трансплантологии, значительно вырос. В 1895 году немецкий хирург из Богемии Винченц Черни , много и успешно трудившийся в сфере онкологии и гинекологии, выполнил первое увеличение груди у пациентки, пересадив на место молочной железы доброкачественную жировую опухоль.

Не хочешь выглядеть евреем? Под нож!

Примерно в то же время пластику лица стали делать и по "национальным" показаниям: пациенты шли на эти операции, чтобы иметь шанс избежать, например, антисемитской травли.

В конце XIX в. молодой хирург Якоб Джозеф изменил имя на Жак Жозеф, чтобы скрыть свое еврейское происхождение. Жозеф начал оперировать, изменяя форму "еврейских ушей" обратившихся к нему пациентов, стремившихся избавиться от комплексов и не привлекать внимания в берлинском обществе тех лет. Также он разработал метод, модифицировавший типичный семитский нос. "Германизируя" лица своих соплеменников, Якоб помогал им остаться незамеченными в начале антисемитского политического движения, захватившего Германию и ставившего "расовую чистоту" во главу угла. В 1931 году Жак Жозеф опубликовал монографию, в которой подробно описал тему "Нос и другие лицевые скульптуры", что принесло ему репутацию "отца" эстетической ринопластики.

Военные травмы, вызванные Первой мировой войной, еще больше ускорили исследования в области пластической хирургии. Прежде всего, известность получили отчеты об опыте британского ЛОР-врача Гарольда Гиллиса и немецкого хирурга Эриха Лексера ("Полная реконструктивная хирургия", 1931), которые быстро стали настольными книгами и практическим пособием в реконструктивной хирургии. Лексер, кстати, провел первый фейслифтинг в Германии в 1906 году, за которым в 1920-21 году последовало первое документированное уменьшение груди по тогдашней моде (спустя столетие на пике популярности окажутся операции диаметрально противоположные - по увеличению груди на несколько размеров).

Трансформация идеала красоты - идеал мечтаний пластических хирургов

Классик сказал, что "красота - это обещание счастья". Ученые считают, что точное выражение этого изречения в его женской версии выглядит так: пухлые губы, тонкие ноги, блестящие волосы, шелковистая кожа и гармоничное соотношение талии и бедер. Большинство исследований подчеркивают, что важна именно гармония в линиях фигуры и абрисе лица. Но канон красоты трансформировался столько раз, что трудно поверить, что он адаптировался к одной единственной форме.

В истории идеал красоты определялся высшими слоями общества. В периоды голода пухлые тела считались прекрасными, ведь это было признаком превосходства людей обеспеченных над теми, кто, грубо говоря, нормально поесть не мог. Когда крестьянская беднота пахала в поле, под палящими лучами солнца, в аристократических салонах характерной чертой красоты стала бледность (сравните с модным некоторое время назад загаром, которым в промозглые российские зимы гордились вернувшиеся из тропиков туристы). В 20-х годах прошлого века модным был андрогинный аспект, в значительной степени из-за своего соответствия гедонистической морали, терпимо относившейся к гомосексуализму и бисексуальности; но уже в 50-х идеалом стали женщины с большой грудью, поскольку в послевоенной жизни не было ничего важнее, чем найти мужа и завести детей.

По единым лекалам: как принцесса Летисия стала "королевой красоты"

В наши дни красота глобализирована, и люди во всем мире ориентируются на так называемую англосаксонскую ее версию, которая обходится без подчеркивания особенностей индивидуальной идентичности.

Яркий пример полной "переделки фасада" - Летисия, нынешняя королева-консорт Испании. От индивидуальных черт известной в прошлом тележурналистки (до своего удачного замужества) сегодня абсолютно ничего не осталось.

Да, Летисия Ортис имела грубоватый профиль, больше напоминавший абрис мужественного римского императора Константина, нежели принцессы, готовящейся примерить корону испанской ветви Бурбонов, но в кадре телеведущая смотрелась хорошо, да и репортажным сюжетам внешность совершенно не мешала.

Летисия Ортис, 2003 год. Фото: Getty Images


Однако став членом королевской семьи, Летисия взялась за перекройку внешности и за пятнадцать лет изменилась до неузнаваемости. В общей сложности она, сначала принцесса Астурийская, а теперь - королева-консорт Испании, перенесла пять серьезных пластических операций и бессчетное количество мелких "штукатурных работ".

Летисия Ортис, 2020 год. Фото: Getty Images

Читайте также


Часть операций была подтверждена официально, часть - нет, но они видны невооруженным глазом, да иначе и быть не может: зачем же тогда ложиться под нож, если не стремиться к переменам? Испанские эксперты не только назвали, но и подсчитали всю декоративную хирургию королевы: ринопластика (6.000 евро), ментопластика (уменьшение подбородка - 5.000 €), процедуры на основе ботокса и гиалуроновой кислоты, увеличение скул (12.000 €), удаление комочков Биша (2.000 €), маммопластика (конкретно, увеличение груди - от 3000 € до 8500 €). Ну и так, по мелочи: наращивание ресниц, услуги ортодонтов и пр. На все операции и процедуры по изменению внешности Летисия потратила не менее 40 тысяч евро и в итоге получила абсолютно идеальную (если не сказать, нереальную) красоту.

Владимир Добрынин

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке