Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель Авив
+24+13

Салат

А
А

Я мягкий и добрый, но могу оторвать башку!

Константин Райкин, который собрал полный зал филармонии. В интервью и своем моно-спектакле он рассказал о себе многое. Но вот о своей семье и личной жизни – ни слова!

raykin
Фото: Наш Арсенал

В середине мая, под закрытие концертного и театрального сезона, в Тулу приезжал Константин Райкин, который собрал полный зал филармонии. В интервью и своем моно-спектакле он рассказал о себе многое. Но вот о своей семье и личной жизни – ни слова! Это – закрытая дверь от чужих глаз. 

Из нашего досье…
 
Константин Аркадьевич Райкин
 
Родился 8 июля 1950 года в Ленинграде
 
Образование: Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина при Театре Евг. Вахтангова, курс Ю. В. Катина-Ярцева
 
Роли в кино: "Завтра, третьего апреля..." (1969), "Малыш и Карлсон" (1971), "Командир счастливой "Щуки" (1972), "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974), "Труффальдино из Бергамо" (1976), "Остров погибших кораблей" (1987), "Неудача Пуаро" (2001) и др. 

Художественный руководитель театра "Сатирикон"
 
Народный артист Российской Федерации (1992), лауреат многих премий.
 
Семья: жена Елена Бутенко, актриса (служит в "Сатириконе"); дочь Полина Райкина, актриса.
 
О своих спектаклях
 
Ночью приехал в Тулу. Очень тяжелая дорога была из Сергиева Посада. Вообще я все время в театре, отрываюсь на один-два дня. И приезжаю не для того, чтобы изучать город. Мы быстренько все налаживаем и репетируем, ставим свет, звук, и после выступления сразу уезжаем.
 
Я бы хотел, чтобы после моего спектакля зритель как-то сердцем поумнел. Это, может быть, пафосно звучит, но если не ставить высоких задач, то ты ничего не выковырнешь. Конечно, зрителю должно быть, грубо говоря, интересно. Он должен сидеть, внутренне раскрыв рот, не кашляя. Но таковы, мне кажется, элементарные законы театра, которые сегодня, может, кто-то игнорирует, но я в этом смысле человек традиционный: люблю, чтобы было интересно, захватывало, не люблю, чтобы зрители уходили, протестовали, выходили из зала – меня это обижает, как обижает нормального человека, который хочет высказаться, а собеседник его не слушает. Я профессионал и мне кажется, что за долгие годы работы на сцене научился делать так, чтобы такого не происходило. Бывают люди толстокожие, бывают очень случайные. Но я верю, что если то, что идет на сцене, по-настоящему сильно и хорошо сделано, то пробьет даже жлоба, если его затащить в театр насильно, оторвав от дивана и скрутив по рукам и ногам. Если мне не удается кого-то увлечь, то, как и в советских гастрономах, покупатель всегда прав!
 
О культуре и культурных людях
 
Нелепо руководят духовно-интеллектуальным потенциалом нашей страны, великой в прошлом и невеликой ныне. Мы не про размеры говорим. Что говорить про размеры, если уж мы такие получились? Что ж мне – гордится, что я сын великого артиста? Я ж не дурак! Если мы называем страну великой, мы ее называем не по размерам, а по делам. Очень опрометчиво и неверно руководят мозгами и душой: образованием, наукой и культурой. Мне кажется, это совершенно упущенные важнейшие компоненты жизни нации. В этом смысле кризисное время уже наступило.
 
Театр – это такое занятие, которое не может само себя окупать. Даже великий симфонический оркестр требует вложений со стороны.  И тут государство должно вложиться гораздо больше, чем оно вкладывается. Странно, вроде бы очень культурные люди руководят нами, хорошо говорит наш тандем, но с моей точки зрения, делает ужасные ошибки: думают, что промышленность и экономика заслуживают внимания в первую очередь, а что-то во вторую. Все делается одновременно! Обязательно! Потому что отдавать промышленность, экономику и вообще свободу в руки некультурных людей – абсолютная опасность: тогда люди понимают свободу как свободу хамить, грабить, клеветать и вообще бандитствовать. Всякие средства цивилизации, в том числе свобода, обязательно должны быть отданы в руки культурных людей.
 
Культура – это вопрос внутренних ограничений, большое количество "нельзя" внутри. Десять заповедей –тоже культура. И будет можно все снаружи, когда есть "нельзя" внутри. А когда все "можно" внутри, тогда нам свободу вообще рано предоставлять. Поэтому очень срочно надо поднимать культуру, очень серьезно заниматься образованием. Я говорю, потому что преподаю. Надо заниматься фундаментальной наукой.
 
Я вообще имею дело с очень талантливыми обезьянками, которые даже и не слезли еще – я их на деревьях учу. Хожу под деревом и с помощью ананасов и бананов подбрасываю знания. Ребята замечательные, чистые душой, что, быть может, изначально важнее всего. Бывают исключения, но в основном они темные совсем! Институт для них – это такой интеллектуальный и социальный лифт, который за четыре года поднимает их невероятно. Потому что приходят они практически неграмотными людьми.
 
Об Интернете
 
Я пользуюсь Интернетом не впрямую, а через близких людей – через жену, дочку, секретаршу. Сам не сажусь, потому что это не вписывается в мою жизнь. И не хочу, потому что знаю, как на это подсаживаются. И я боюсь подсесть, а у меня и так времени вообще нет.
 
О режиме дня
 
Я встаю в семь утра каждый день. Прихожу к 8.15, чтобы подготовиться к репетиции. Она начинается в девять, а в двенадцать я студентов отпускаю на лекции. Потом делаю дела в театре, у меня всякие худруческие обязанности. Если спектакль в этот день, готовлюсь к нему заранее. Явка на спектакль не за сорок минут или за час, как бывает у других, а за три-четыре. Все разминаются, распеваются. Если я сам играю, то тоже должен подготовиться, повторить текст. Заканчивается спектакль иногда в десять вечера. Ложусь не раньше полуночи.
 
Об актерстве
 
Как актер я всегда работаю с другими режиссерами. Когда я сам ставлю, я никогда не играю. Я абсолютно покладистый актер. Послушание – одно из профессиональных качеств актера. Спорить с режиссером нельзя. Он командир. Он – всё! Я делаю только то, что предлагает он. Вообще так устроен современный театр. Режиссера любишь, как мужчина любит женщину. И тот артист лучший, который лучше и быстрее сделает своим предложение режиссера. Мы ничего не делаем сами по себе! Глазом не поведешь, если тебе это не предложит режиссер! Режиссер всё делает артисту, просто всё! Говорят: ох, какой он молодец, как сыграл! Да ничего он сам не сыграл. Он молодец, что создал впечатление, что играет сам.
 
О строгом режиме и бесноватости
 
"Сатирикон" называют театром строго режима. Потому что вокруг театры очень квелые, рыхлые. А без определенной собранности ничего в театре не сделаешь. Я очень мягкий и добрый человек, но могу оторвать башку. Страх – это обязательный компонент блюда, которое называется демократия. На одной сладкой любви ничего не сделаешь. Надо, чтобы тебя любили, уважали, но боялись быть отруганными, выгнанными. Такое наше дело! А меня называют Бесноватым. Это вопрос темперамента!
 
О кино
 
Нет такого предложения в кино, на которое я согласился бы. Не то что мне это неинтересно, но не так интересно, как работа в театре. Ну что ж я буду распыляться, когда мне уже столько лет. Мне надо успеть целый ряд вещей сделать – и отмести все остальное. Раньше, когда мне было 18, 25 лет,  я все успевал, а постепенно дорожка-то сужается, потому что планы становятся более ясными, цели конкретными, и надо от чего-то отказываться.
 
О своих
 
Свой человек или нет, работа показывает – как на фронте, окопные отношения. Там же все очень истинно. А еще говорят, чтобы человека хорошо узнать, с ним надо один раз хорошо поссориться. Если он мерзавец, скрывающий свою сущность, то в ссоре он проявит себя.  Если много соли вместе съели, значит, уже знаю, что ожидать.
 
О детстве
 
Я застал расцвет славы отца. С детства приобщался к театральной жизни. Постоянно ходил на все спектакли и репетиции. Театр – ни с чем не сравнимое, волшебное место. Но я не мечтал о нем. Я совершенно не хотел владеть тем, что мне не принадлежит. Что только не предпринимал, чтобы никто не узнал, что я Райкин!Невероятно стеснялся своей фамилии, даже придумывал другие. И каким позором для меня было, когда моя нянька, расталкивая толпу в театре или магазине, вела меня за руку, приговаривая: "Пустите, это сын Райкина!"
 
Еще одним моим детским позором была одежда, привезенная родителями из-за границы, причем на вырост. Ведь дети – несчастные существа, не могут даже выбрать себе одежду, которая нравится. Так вот все друзья бегали по двору в нормальной советской одинаковой одежде цвета какашек. А я выходил и стоял возле подъезда, боясь пошевелиться и испачкать красоту. Причем брюки были длинны сантиметров на сорок – родители все ждали, что я вырасту гигантом.
 
А еще меня страшно мучило в детстве, когда взрослые постоянно спрашивали: "Ты, конечно, тоже будешь артистом?" Это "конечно" и  "тоже" просто убивало!
 
А еще я шесть лет занимался спортом – бегом на 100 метров и прыжками в длину. Причем не ради здоровья, а ради рекордов. Можете себе представить, какой из меня получился спринтер и прыгун с моими физическими данными? Несмотря на упорство! И в итоге я решил наказать спорт своим отсутствием. Но это стало отличной закалкой на всю жизнь. Спорт – это умение трудиться и двигаться к заданной цели.
 
Мужество – это быть последовательным на протяжении долгого времени. Это секрет моего успеха. Тут главное – жить долго!
 
О зверях и "Щуке"
 
В детстве любил биологию. Звери – моя страсть. Все шло к тому, что я буду поступать в Ленинградский университет на биофак. Я уже радовался, что стану в семье, где все актеры, белой вороной. И вот, когда сдал экзамены в университет, решил: а что бы мне попутно, ну вот просто так, не попробовать поступить в театральный? Эдакое кокетство с судьбой.
 
И вот родители уехали на гастроли в Чехословакию, и я отправился в Москву, ничего им не сказав. Узнал только, что главное – пройти первые три творческих тура, а уж общеобразовательные экзамены я бы сдал. Выучил прозу, стихотворение и басню, прочитал их сам себе перед зеркалом и так себе понравился!
 
И вот приехал. Перед Щукой – толпа народу! И все нервничают, кто-то уже рыдает. Оказалось, конкурс 317 человек на место! И это был не самый большой конкурс за все годы. Через три дня настала моя очередь. Многие выходили со слезами – там прерывают: "Стоп! Спасибо!". Ого, думаю! Я так хорош, и меня прервут! Это сейчас, когда я сам сижу в приемной комиссии, знаю, что прерывают, потому что уже с первых же секунд понятно, надо или нет человеку идти дальше, его ли это дорога. А тогда у меня была цель – не дать меня прервать. И вот читаю я и вижу по глазам экзаменаторов: сейчас прервут. Я бросаю басню прям на полуслове и… объявляю: "Тигр". И начинаю изображать тигра! А надо сказать, что я занимался в кружке юннатов, много наблюдал за животными и изображал их частенько. Так и здесь: встал на четвереньки и вперед! Потом резко встал – и начал читать "Алые паруса" Так же, на полуслове, прервался – и следующее животное. В общем, я взял приемную комиссию измором и сильно удивился, когда среди тех, кто прошел во второй тур, не прозвучала моя фамилии. Оказывается, меня отправили сразу на третий. Но я и на второй пришел! И снова мучал их животными сценками!
 
В итоге меня зачислили. И тогда я сразу понял, что ни в каком биофаке я учиться не буду. Родители вернулись, и я уже был не то что не студентом университета, но даже и не ленинградцем!
 
О родителях
 
Мои родители обладали удивительным качество: никак на меня не давить, глобально не влиять. Я сам принимал все важные решения. И только потом выяснялось, что это именно те решения, которые родители и хотели от меня. Только спустя годы я узнал, что папа задолго до моего поступления понял, что я буду актером. Однажды, когда мне было 11 лет, на отдыхе в парке он решил меня протестировать, есть ли у меня талант. Папа мне сказал: "Двигаясь вокруг этой клумбы, изобрази человека от рождения до смерти". Я изобразил. Он ничего не сказал. Но по его лицу я тогда понял, что он доволен увиденным. Это воспоминание – драгоценное!
 
Фамилия Райкин – это Эверест. Сложно жить, когда тебя сравнивают. А сравнивают всегда и все! Тем более что Райкин был такой красивый, костюмный. И от тебя ждут того же! А ты? Сложно, очень трудно! Хотя я человек не закомплексованный!.
 
Юлия Копытова

Напоминаем, в июле Константин Райкин привозит в Израиль спектакль "Самое любимое".

Билеты заказывайте здесь или по телефону: 03-522-18-03

Источник: Наш Арсенал

Метки:

Читайте также