Zahav.СалатZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Салат

А
А

Цена вопроса – наше здоровье

Большая волна репатриации из стран СНГ дала нам очень много врачей. Но было ясно, что влияние этой волны сойдет на нет.

28.09.2012
Zahav.ru Движение Арвут

Читайте также

Из беседы с профессором Янивом Альмогом – заведующим реанимационным отделением больницы "Сорока"

Ведущий: Здравствуйте, профессор! В статье в газете "Га-Арец" Вы говорите о глубочайшем кризисе медицины – как общественной, так и медицины в целом. Что дает Вам повод думать, что кризис имеет место?

Я. Альмог: То, что кризис имеет место, – факт. Я бы сформулировал вопрос иначе – в чем его причины?

По моим ощущениям, кризис происходит на двух четко различаемых уровнях. Один из них открыт для всех, его просто увидеть и "пощупать". Правду говоря, в минувший год мы исчерпали все возможное на этом уровне. Это – количество рабочих мест, больничных коек, оборудования, нехватка персонала. Эти проблемы существуют, и мы обязаны их решать.

Об этих проблемах легко говорить – они лежат на поверхности, носят технический характер, можно определить их стоимость. Например, огромная нехватка врачей. В Израиле она измеряется тысячами. Большая волна репатриации из стран СНГ дала нам очень много врачей. Но было ясно, что влияние этой волны сойдет на нет, что мы и чувствуем сейчас как одну из самых острых проблем здравоохранения.

Ведущий: Эту проблему можно решить – нужны деньги. Но в самом ли деле деньги избавят нас от проблем?

Я. Альмог: Не думаю. Все дело в том невидимом пласте проблем, о котором я говорил в своей статье. Думаю, стоит сконцентрировать нашу беседу именно на нем.

Все, что происходит, – происходит в рамках определенного контекста. Ординаторам и студентам я не устаю повторять: нельзя видеть какой-то показатель – снимок или анализ – в отрыве от общей картины. Кто так работает, – теряет свою квалификацию как врач. Ничего не происходит в вакууме, любая вещь имеет свою "привязку".

Аналогичным образом, для нашей беседы крайне важен контекст изменений в ценностях общества, экономике и политике. Эти изменения произошли в Израиле в последние сорок лет. Смена ценностей предельно очевидна, разрушительна и драматична, а сила ее влияния на все аспекты нашей жизни – огромна. Переход к агрессивной рыночной экономике, приватизация всего, что только можно приватизировать, – эти процессы несут определенный социальный посыл, большей частью завуалированный, а потому предельно опасный.

Лейтмотив происходящего: все дозволено, главный индикатор успеха - прибыль, а личная выгода – основной мотив к действию. Конечно, личная выгода - не клеймо. Однако, если она становится единственным побудителем к действию, – она разрушительна. Процесс происходит на фоне разложения солидарности общества, распада связи между «мной» и остальными и сопровождается, к тому же, низкой культурой потребления, которая, как волна, смывает все, что попадается ей на пути.

Таково положение дел, я обозначил его очень схематично, в общих чертах. А врачи - часть израильского общества, и вышеуказанные процессы их не миновали.

Ведущий: Выходит, корень проблем – в кризисе ценностей?

Я. Альмог: Да. Но мы только затронули скрытый пласт проблем. Сейчас мы попытаемся его "прооперировать".

Я считаю, что в нашей системе образования – от детского сада и до окончания интернатуры, – мы утратили некую очень важную вещь. Система полностью отключилась от своих исконных приоритетов. Мы перестали воспитывать в людях чувство причастности и способность помогать бескорыстно. Мы формируем человека, иерархия ценностей которого отвечает запросам окружающей среды. А главный посыл общества - индивидуализм и забота о самом себе.

Ведущий: Как это выражается в системе здравоохранения?

Я. Альмог: Медицина превратилась в механический процесс. Приходит человек с жалобой, врач отмечает симптомы, задает вопросы, измеряет различные показатели и, зачастую даже не подняв глаз на пациента, выписывает лекарство. Пациент не находится в центре его внимания.

Какие же силы движут врачом? Каковы его внутренние ценности и приоритеты? Я полагаю, что система приоритетов всего общества неизбежно влияет и на врачей, являясь образующим фактором кризиса в медицине и обуславливая все наши трудности и провалы.

Поэтому я полагаю, что один из важнейших путей решения проблем здравоохранения - заняться, в том числе, системой образования, причем не медицинского, а общего, начиная с его самых ранних этапов и вплоть до непосредственной подготовки врачей.

Ведущий: Давайте проговорим о процессе подготовки врача. Возможно, сама система профессиональной подготовки закладывает в человека определенный набор ценностей?

Я. Альмог: Я полагаю, да, и это неотъемлемая часть проблемы. Выбор человека заниматься медициной – это очень серьезное обязательство. Я считаю, что это вопрос ключевой и первопричина всех остальных вопросов. У людей, работающих в системе здравоохранения, должно быть ясное понимание смысла их работы, а также ощущение надежды и перспективы.

Дополнительный источник слабости системы – отсутствие единства. Ощущение того, что ты не один, что люди разделяют твои взгляды, что выбранный курс верен и тебя сопровождают товарищи, – это очень мощное чувство, которое придает огромные силы и является критическим для способности противостоять проблемам.

И еще. Однажды я работал над текстом, который озаглавил "Признание без вознаграждения". Конечно, я убежден, что работа врачей и всех работников здравоохранения должна хорошо оплачиваться, чтобы врач полностью обеспечивал свою семью. Но качество медицинских услуг нельзя ставить в зависимость от размера банковского счета. Лечение должно определяться только болезнью. Я считаю, что общество должно принять ясное, четкое и последовательное решение: система здравоохранения должна быть единой, качественной и доступной для всех. Нельзя допустить, чтобы социальное здравоохранение развалилось под напором частного.

Я говорю: о'кей, работа медика поощряется разными способами, и один из них – это зарплата. Вместе с тем, есть много других поощрений.

Ведущий: Каких именно?

Я. Альмог: Это может быть книга с личными пожеланиями, объятие в знак благодарности, слезы радости… Чем можно измерить радость врача, который вернул родителям их ребенка? Можно ли выразить деньгами стоимость победы, когда ты спасаешь человека от неминуемой смерти?

Ведущий: Думаете, людей уже не интересует "признание без вознаграждения"?

Я. Альмог: Я уверен, что есть огромное количество врачей, для которых это по-прежнему важно и актуально. Вместе с тем, медицина – производное от происходящего вокруг. Есть много цинизма, нигилизма и разложения, – когда к вопросу подходят без церемоний: "Ближе к делу, какова цена вопроса?"

Ведущий: Можно ли вообще как-то решить эту проблему, или все приближается к краху?

Я. Альмог: Я верю и полагаю, что проблема решаема. Но необходимо принять на себя ответственность и начать бороться за формирование системы и ее будущее. У нас есть возможность построить нечто новое.

Я полагаю, что это "нечто" начинается с мировоззрения, с внутренних установок каждого из нас. На встречах с врачами-практикантами я провожу много бесед на эту тему.

Ведущий: А с помощью чего можно прийти к исправлению? С помощью упомянутых Вами бесед?

Я. Альмог: Мне хотелось бы надеяться, что наше общество что-то поймет и пройдет процесс внутренней переоценки. Во главу угла надо поставить возвращение интереса общества к тем основополагающим ценностям, за которые не получают вознаграждения. Например, в шестидесятые годы израильское общество ценило и почитало людей, которые выбрали путь службы в армии. Я думаю, если мы начнем воспитывать, а не только обучать, мы сможем вновь научиться ценить те вещи, за которые денежная компенсация не предусмотрена.

Ведущий: В заключение такой вопрос: Вы руководите отделением и учебным сектором при больнице. Как Ваше окружение воспринимает Ваши взгляды?

Я. Альмог: Во-первых, я чувствую, что нельзя сидеть сложа руки. Нужно просто встать, обозначить свою позицию и начать действовать. Во-вторых, я черпаю большие силы именно из этого безотрадного сизифова труда. В-третьих, у меня немало противников. Они стоят на той же циничной позиции: "Да ладно, эти высокопарные слова не имеют отношения к делу. Деньги, деньги и еще раз деньги – они определяют все, они все решат". На это я отвечаю: "Дорогие мои, деньги важны, нельзя их игнорировать, но решат вопрос не они ".

Разумеется, я не один, я встречаюсь со многими людьми, и у меня есть соратники. И среди молодежи, которую мы априори считаем испорченным поколением, я обнаружил немало тех, среди кого эта тема очень востребована. Наш путь лежит через решение бороться, через веру в то, что можно изменить систему. Это путь, на котором можно стать по-настоящему хорошим врачом.

Продолжая бороться с текущими трудностями, мы, вместе с тем, должны обратить взор в наше будущее, наши новые перспективы. Иначе мы никогда не сможем приподняться над каждодневным, рутинным "здесь и сейчас".

И только в единстве и совместной работе со всем обществом мы сможем осознать истоки проблемы. Только с помощью окружения, которое придаст врачам чувство важности их миссии, можно достичь глубокого и основательного результата. Иначе, – даже деньги не помогут.

Ведущий: Спасибо и успеха Вам, профессор Альмог!

Светлана Волчек

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке