Читайте также
"Музыка оперирует высшими и главными понятиями в человеческой жизни - любовь и смерть, страдания и радости, возвышенное и земное. Поэтому, как ни важна техника игры, для того, чтобы разговаривать на своем инструменте, необходима большая душевная работа до того, как ты берешь инструмент в руки", - говорит Юрий Башмет в интервью, которое он дает накануне своего израильского тура.
Башмет, один из ведущих альтистов современности, вместе со своим ансамблем "Солисты Москвы" выступит в Израиле с 4 по 8 ноября.
В сегодняшней России Башмет - культовая фигура. Но не все, наверное, знают, что признание в качестве солиста он завоевал сначала на Западе, став в 23 года победителем проходившего в Мюнхене конкурса ARD (за которым последовало европейское турне), и лишь потом - в России, после того, как ему удалось пробить стену консервативной музыкальной номенклатуры, не верившей, что альт может быть сольным инструментом, способным удержать на себе целый реситаль.
"Музыка - живая субстанция, ты всегда должен быть готов к импровизации, даже на сцене", - продолжает Башмет. - "Ты можешь провести громадную репетиционную работу с оркестром, найти какие-то решения и накануне концерта неожиданно понять, что все не так. И ты приходишь на генеральную репетицию и все меняешь". - Как найти баланс между верностью замыслу композитору и интерпретацией музыки?
"С композитором-современником ты можешь поговорить, выяснить, правильно ли ты понимаешь его замысел, но Моцарт и Шуберт едва ли ответят на этот вопрос. Остается полагаться на вкус и опыт: "Эта краска подходит к Брамсу, но не подходит к Рахманинову". Но вообще, все, что искусственно, что придумано лишь для того, чтобы быть "другим", разрушает музыку".
- Кто тогда в вашем представлении хороший музыкант?
"Тот, чье исполнение захватывает и долго не отпускает вас. Он не согласен с утверждением, что классическая музыка теряет популярность и посещают концерты только пожилые люди.
С ансамблем "Солисты Москвы" мы выступаем по всей стране, и в зале всегда много молодых лиц. В Москве и в Европе это зачастую вопрос концепции, на которой построена программа. В той же Москве мы даем концерты современной классической музыки и зал набит до отказа. Молодежь во все времена тянулась к новому, и я не думаю, что существуют плохие и хорошие жанры - есть только плохая и хорошая музыка. Битлс и Стинг давно стали классикой. В репертуаре нашего ансамбля есть немало программ, где мы нарушаем традиционные границы жанров".
Юрию Башмету посвящены более 50 произведений для альта, и это неудивительно. Башмет, вне сомнения, не первый в истории выдающийся альтист, но именно он дал альту статус сольного инструмента. Ясно, что композиторы с удовольствием пишут для музыканта, который играет на таком "незаигранном" инструменте и выступает на лучших площадках мира, таких, как "Карнеги Холл", "Плейель" и "Ла Скала".
"Обычно я не вмешиваюсь в работу композитора, но в ходе репетиционного периода я могу сделать некоторые уточнения и исправления. Мировая премьера - огромная ответственность для музыканта - перед композитором, перед публикой и перед самой музыкой, конечно, потому что от первого исполнения во многом зависит ее будущее". - Вы известны и как педагог, воспитавший не одно поколение альтистов. Что вы стараетесь дать своим ученикам, не говоря, конечно, о технических аспектах игры?
"Школа Московской консерватории всегда была школой мышления, которое подчиняет технические задачи смыслу и логическому строению музыкальной речи. Я часто занимаюсь со студентами только экспозицией музыкальной формы, оставляя им возможность доделать данную часть произведения самим, и тогда потом на экзамене сразу видно, что вызубрено, а что студент действительно понял. Главное счастье для педагога - это когда студент может неожиданно удивить его собственным логичным решением в процессе игры".
- Что значит "жизнь, посвященная музыке"? Что есть в вашей жизни кроме игры на альте?
"Конечно, у меня есть обычная человеческая жизнь, я люблю своих детей и своего внука, встречаюсь с ними, я встречаюсь с друзьями и могу всю ночь с ними проговорить, люблю кино, но это одна реальность, а другая реальность - это сцена, где время течет по-другому. Я не знаю, какая из этих реальностей более реальна в моей жизни, но что знаю точно - без сцены жить не смогу".
- Вы не раз выступали в Израиле. Что значит для вас эта страна?
"Я люблю Иерусалим - это необыкновенное место, где встречаются мечта и реальность. Но вообще любая страна для меня - это место, где живут люди, и у меня очень много друзей в Израиле".
В этом году ансамбль "Солисты Москвы" празднует свое двадцатилетие, и поэтому программа второго отделения концерта нынешнего гастрольного тура состоит из пьес, обычно исполняемых на бис, в которых ансамбль может продемонстрировать блеск и виртуозность своей техники.
Израильские юбилейные концерты Юрия Башмета и камерного ансамбля "Солисты Москвы" состоятся: 4.11 в Иерусалиме, 5.11 - в Беэр-Шеве, 6.11 - в Хайфе, 7.11 - в Ришон ле-Ционе, 8.11 - в Ашдоде.
Билеты можно заказать здесь или по телефону: 03-522-18-03