Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+24+20
Иерусалим
+23+14

Салат

А
А

Не надо рассчитывать на политику

"Все зло в мире существует для того, чтобы дать нам возможность подняться. И сейчас нам раскрываются всевозможные беды..."

30.11.2012
Источник:66 канал ТВ
Zahav.ru 66 канал ТВ

Читайте также

Из беседы с каббалистом Михаэлем Лайтманом

Ведущий: Глава "Ваишлах", которую мы комментируем сегодня, является продолжением предыдущей главы.

После многих лет жизни у Лавана Яаков хочет помириться с Эйсавом. Он посылает к нему посланцев, которые сообщают ему по возвращении, что Эйсав и с ним 400 человек идут ему навстречу. Устрашившись, Яаков возносит молитву Творцу и начинает готовиться к встрече. Ночью к нему приходит ангел. Яаков с ним борется и побеждает, но у него поврежден бедренный сустав. Ангел объявляет ему, что впредь его имя будет не Яаков, а Исраэль. А когда прибывает Эйсав, они обнимаются, мирятся, и Яаков селится возле Шхема. 

Дочь Яакова Дину похищает и насилует Шхем, сын Хамора, а затем хочет на ней жениться. Сыновья Яакова ставят условием женитьбы обрезание всех мужчин города, но после выполнения условия убивают их и, разграбив город, возвращают Дину. Творец дает указание Яакову переехать в Бейт-Эль и там благословляет его многочисленным потомством и наследованием земли. В конце главы Рахель умирает во время родов второго сына Биньямина. Умирает и Ицхак. Его хоронят сыновья Эйсав и Яаков.

М. Лайтман: Мы уже знаем, что эта книга – инструкция постижения духовных миров, и рассказывает она о том, что происходит с нами, внутри нас.

Очень непросто все это объяснить. Речь ведь идет о двух свойствах в человеке – эгоистическом и альтруистическом – и о том, как они в нем воюют, всегда находясь в противоречии и борьбе. И если человек хочет идти вперед, он должен постоянно ощущать себя в равновесии между этими двумя силами.

Ведущий: То есть, это как бы падения и подъемы внутри человека?

М. Лайтман: Это падения и подъемы, это также анализ  его внутренних свойств и всего происходящего. Эгоизм так близок мне – это моя природа, и я – в ней.

Ведущий: И я решаю быть с Эйсавом?

М. Лайтман: Куда же я все это дену? Это – всё мое: мой дом, моя семья... И вдруг Яаков зовет меня – непонятно, куда. К каким-то нереальным, абстрактным ценностям, которых я вообще не понимаю. Почему я должен пренебречь всем этим миром, чтобы подняться над ним в какое-то другое измерение?

Вся глава рассказывает о том, как человек работает со своим эгоизмом, – ведь всем нам суждены благие порывы, и в то же время в нас во всех есть такое темное дно, такое болото...

Ведущий: То есть, мы в основе своей – Эйсав?

М. Лайтман: Мы все – Эйсав. Это все наше эго, вся наша материя, вся огромная наша энергия. И нужно произвести в своей душе очень глубокие внутренние выяснения, чтобы исправить ее эгоистические свойства. Но даже после того, как человек достигает ступени Яакова, он обнаруживает, что дальше продвигаться не может.

Ему необходимо вновь раскрыть в себе неисправленные желания, исправив которые он сможет продвинуться. Всегда, находясь на определенном уровне, мы должны спуститься, включить в себя дополнительное зло, а затем подняться с ним к добру.

Здесь как раз и описывается такое состояние. Достигнув ступени Яакова, человек не может продолжать продвижение, не соединившись со свойством Эйсава, находящегося в нем. Поэтому Яаков идет навстречу брату, хотя и боится его.

Ведущий: Почему Яаков так боится Эйсава?

М. Лайтман: Ну, представь себе человека, перед которым прекрасное, вечное, совершенное продолжение жизни – гармония, раскрытие Творца, раскрытие Высшего мира...

Ведущий: Это, – если он соединяется с Яаковом, который в нем?

М. Лайтман: Да. И это одна перспектива. Но он видит и другую перспективу – если он погружается в свой эгоизм, который называется «Эйсав», и с ним проводит всю свою ничтожную жизнь. Этот эгоизм им управляет, он напрочь забывает обо всем другом и занимается только этой бесполезной погоней за земными наслаждениями.

Он боится, что может не справиться со своим эгоистическим желанием. Но обойти его Яаков не может. Он должен постепенно брать от него определенные порции в той мере, в которой может преобразовывать их в альтруистические.

Ведущий: Значит, обойтись без Эйсава Яаков не может. А подкупить?

Вот что написано в Торе:

"ТАК СКАЖИТЕ ГОСПОДИНУ МОЕМУ, ЭЙСАВУ: ТАК СКАЗАЛ РАБ ТВОЙ ЯАКОВ: У ЛАВАНА ЖИЛ Я И ЗАДЕРЖАЛСЯ ДОНЫНЕ. /6/ И ДОСТАЛИСЬ МНЕ ВОЛЫ, И ОСЛЫ, ОВЦЫ, И РАБЫ, И РАБЫНИ, И ВОТ ПОСЫЛАЮ Я СООБЩИТЬ ГОСПОДИНУ МОЕМУ, ЧТОБЫ НАЙТИ МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ ТВОИХ".

М. Лайтман: Да, надо дать своему эго какую-то подачку. Поэтому Яаков говорит: «Я дам тебе ослов и овец…» Чтобы эгоизм пока успокоился. А вместе с этим управлять им потихоньку, понемногу, как приручают диких животных.

Ведущий: Не уничтожая его?

М. Лайтман: Нет, не уничтожая, а исправляя. В природе вообще ничего не уничтожается.

Ведущий: И так на каждой ступени?

М. Лайтман: Да. И каждый раз это – тревога и внутренняя борьба. Представь, сидит мама с ребенком, который сам съесть кусочек яблока еще не может. Так она ложечкой выскребает и дает ему то, что смогла наскрести. Еще немножко, еще немножко, и так ребенок съедает все яблоко.

Именно так мы можем взять еще немножко, еще немножко от Эйсава, и таким образом мы растем, как этот малыш.

Ведущий: То есть, часть Эйсава должна все время превращаться в Яакова?

М. Лайтман: Да-да. Яаков, вбирая в себя желания Эйсава и адаптируя их в себе, превращается в Исраэль. Так человек постепенно поднимается по лестнице Яакова и достигает уровня, который называется Исраэль.

Все зло в мире существует для того, чтобы дать нам возможность подняться. И сейчас нам раскрываются всевозможные беды и страдания, и если бы мы умели правильно их использовать, – т. е., производить исправления, – то видели бы в мире лишь возможности подняться к лучшим состояниям.

Ведущий: Что именно мы должны исправить?

М. Лайтман: Мы должны объединиться, как один человек с одним сердцем, и стать народом Израиля. Это значит, что мы начнем подниматься к слиянию с Творцом в средней линии, становясь все более и более связанными между собой согласно закону братской любви. Когда мы эту любовь потеряли, – разрушился Храм. Теперь мы должны вернуться к тому же состоянию, увлекая за собой все человечество.

Ведущий: Можно ли сказать, что Яаков - это объединение, а Эйсав - разъединение, и мы должны победить с помощью Яакова?

М. Лайтман: Именно так. Эти две силы противостоят друг другу, и мы должны - каждый в себе и в целом во всем обществе - дать власть Яакову над Эйсавом. Не надо ждать и рассчитывать на политические переговоры. Иначе напряжение будет только возрастать, и давление на нас будет все больше усиливаться. Будем надеяться, что народ поймет свое предназначение и исполнит его.

Лучше учиться на исторических ошибках, чем на собственных

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке