Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель Авив
+19+12

Салат

А
А

Ирина Павловна Карташева - ровесница театра, ставшего судьбой

В преддверии гастролей театра Ирина Павловна Карташева отвечает на наши вопросы.

kartasheva
Фото: пресс-служба

Ирина Павловна Карташева, народная артистка России - одна из ярких представительниц плеяды замечательных актрис русской классической школы актерского мастерства, хранительница славных моссоветовских традиций, заложенных Юрием Завадским и продолжаемых Павлом Хомским. Наряду с такими легендами московской сцены, как Вера Марецкая, Любовь Орлова, Фаина Раневская, Леонид Марков, Николай Мордвинов, Ростислав Плятт, Ирина Карташева создавала и создает сегодня узнаваемый стиль театра имени Моссовета. Она - одна из ведущих актрис Театра имени Моссовета. Ее сценический стиль - благородство облика, изящество пластики, интеллигентность интонаций, умная ирония. За 65 лет на сцене она сыграла более 60-ти разножанровых ролей - ее актерский диапазон поразителен. В ноябре Ирина Павловна отметила свой 90-й юбилей и 65 лет актерской карьеры. Карьеры, которая продолжается.

kartasheva1
Ирина Павловна Карташева в спектакле "Дядя Ваня"

 

В Израиле в середине января во время гастролей театра Моссовета она сыграет две роли в чеховской дилогии Андрея Кончаловского. В "Дяде Ване" Карташева играет Войницкую - даму восторженную, бесконечно увлеченную талантом профессора Серебрякова, одну из тех нелепых, до боли знакомых персонажей-типов, которыми наполнены чеховские пьесы. В недавней премьере театра имени Моссовета, во второй части чеховской дилогии Кончаловского, в спектакле "Три сестры", Карташева создала образ няньки Анфисы - символ преданности. 

В преддверии гастролей театра Моссовета Ирина Павловна Карташева отвечает на наши вопросы.

- Ирина Павловна! Два года назад мы видели вас в Тель-Авиве в спектакле "Дядя Ваня" в роли Марии Васильевны Войницкой. Сейчас вы приезжаете с двойными гастролями - с чеховской дилогией Андрея Кончаловского, который каждому занятому в этих спектаклях актерах дал противоположную по характеру роль.

- Андрей Сергеевич хотел занять всех участников "Дяди Вани" и в " Трех сестрах", что у него практически и получилось, кроме пары актеров и пары новых персонажей. Как и хотел Кончаловский, я сыграла две совсем разные роли - в "Дяде Ване" женщину высшего общества, аристократку. В "Трех сестрах" - женщину из деревни, простую няньку. Мне было достаточно сложно переродиться в ее образ. Но я была крайне удовлетворена таким режиссерским предложением, как и все актеры, занятые в обоих спектаклях. Мы - актеры - довольны. А как у нас получилось такое перерождение - судить зрителям. 

- Когда я вам позвонила с просьбой дать интервью в другой день, вы отказались его откладывать, сославшись на крайнюю занятость. Чем вы заняты в ваши - дай Бог всем - 90 лет? 

- Когда в ноябре праздновали мой юбилей - на спектаклях в Петербурге и в Москве, в Доме актера, я сказала то, что сказал бы любой артист, оказавшись на моем месте. Великое счастье артиста - это его востребованность, особенно в таком возрасте как у меня. Мне надо благодарить судьбу: я занята сейчас в четырех репертуарных спектаклях театра Моссовета, а ведь ролей моего возраста, интересных образов пожилых людей в драматургии мало - отсюда и проблема занятости актеров пожилого возраста. Что касается конкретно завтрашнего дня - то завтра у меня репетиции в мюзикле, который Павел Хомский ставит по мотивам " Опасных связей" Шодерло де Лакло. Я изображаю там тетушку Вальмона, Мадам Де Розмонд, и пою шлягерную арию и несколько номеров. Прежде я не участвовала в мюзиклах и занимаюсь этим с удовольствием.

- Даже в 90 лет можно начать что-то новое?

- Конечно - и театр дает тому возможность. Репетиции каждый день на сцене с микрофонами, с фонограммами и без. А потом я еще участвую и в передаче "Танцы со звездами". А забыть о возрасте мне помогают мои коллеги.

- Вы - человек одного театра, что в наше время трудно представимо. Актеры переходят из театра в театр, от постановки к постановке, мечутся между режиссерами. Как вам удается уже 65 лет сохранять интерес к одному месту работы, что современному молодому человеку просто невозможно объяснить?

- То явление, о котором вы говорите, пришло относительно недавно, с возникновением антрепризных спектаклей. Меня это не коснулось - я абсолютно, непоколебимо уверена, что репертуарный театр останется жить, он необходим. Это одно из завоеваний русского театра, хотя, безусловно, каждая эпоха приносит новый театр, новое искусство, новый стиль живописи, но сказать, что репертуарный театр не нужен - это нонсенс, такое даже в голову не приходит. Я в свое время много занималась и другими вещами - например озвучиванием, снималась в кино, позже - в сериалах, но не видела смысла уходить в другой театр. Для меня нет никакой сложности существования, игры в одном и том же театре - он же всегда разный. 

kartasheva2
Сцена из спектакля "Три сестры"

 

- Вы участвовали в огромном количестве спектаклей. Но, как ни удивительно, "Дядя Ваня" и "Три сестры" в постановке Андрея Кончаловского - ваши первые чеховские спектакли. 

- Мне самой это странно. Я переиграла всю русскую классику - Горького, Толстого, Гончарова, но Чехов пришел только сейчас. Когда-то в нашем театре ставили "Лешего", но я не была занята в той постановке, как и в "Чайке" Кончаловского несколько лет назад. Скажем так: мы с Чеховым терпеливо друг друга ждали.

- Как это может быть? Чехова ставят все и всегда. В последние годы во всем мире наблюдается не то, чтобы всплеск, а мощная приливная волна невиданного интереса к чеховской драматургии. В Израиле, в Европе, в США Чехов - один из популярнейших драматургов. 

- И в России началась чеховская "истерия". В основном все накинулись на "Дядю Ваню" - ставят эту пьесу подряд во всех театрах.

- Как вы - человек театра - можете это объяснить?

- Тема ущербности интеллигенции, ее бездейственности при желании хоть что-то исправить в существующем мире - тема вечная, животрепещущая и неизменная. В какое-то время эта тема не очень поощрялась, а сейчас, когда цензура отсутствует, эти темы, по крайней мере, в России, стали вновь очень востребованы. Чехов, несмотря на его универсальность, кажущуюся простоту и популярность - драматург очень сложный, поэтому однозначно ответить на ваш вопрос нельзя. Это требует длительной серьезной беседы, но факт остается фактом: Чехов стал чрезвычайно популярен в последние годы. Просто безумие какое-то - чеховское, правильное, оправданное безумие.

kart4
Сцена из спектакля "Дядя Ваня"

 

- Вы играли в театре при разных властях. Что меняется на сцене при перемене власти. Как вы чувствовали это на себе?

- До перестройки была жесточайшая цензура. Но театр все равно существовал и котировался очень высоко, хотя искусство субсидировалось властью. Посмотрим правде в глаза: театр существовал на деньги государства, его репертуар был жестко ограничен. Приходилось ставить пьесы "официальных" авторов, воспевавших существующих вождей и строй. Власть диктовала репертуар. И при этом все равно были замечательные спектакли - Товстоногова, Завадского… Сказать, что театр не жил, было бы неправдой. Жил иначе…

- А что сейчас?

- А сейчас рыночная экономика и театрам стало сложно финансово. Мы получаем гораздо меньше дотаций. Ведутся разговоры о театральной реформе, о сокращении слишком больших трупп. Другая эпоха - другие сложности. Но я не перестану повторять, что театр и репертуарный театр будут существовать. Все придет в норму.

kart3
Сцена из спектакля "Три сестры"

 

- Вы еще и многолетний председатель профкома театра Моссовета, а еще, цитирую: член творческой Комиссии актеров московских театров при Союзе театральных деятелей России, член правления Центрального дома актера и Центрального дома работников искусств. Как у вас получается все успеть?

- Когда я могу помочь людям, я с радостью это делаю. Я счастлива, что коллеги платят хорошим ко мне отношением. Для меня это великое счастье. 

- Есть ли еще режиссеры, которые могут вас удивить?

- Удивить - вряд ли, но могут заинтересовать, как Андрей Кончаловский во время работы над чеховской дилогией. Работать с Кончаловским очень интересно, как и посмотреть на игру актера в двух противоположных ролях в дилогии. Надо сказать, что ни разу во время репетиций я не вышла из зала - так интересно было наблюдать за создающимися на сцене неожиданными решениями, за тем, как он доказывал свое видение, свою правоту. 

- Вы полностью согласны с его трактовкой?

- Если и нет, то в мелких деталях. Я бы сказала так - Кончаловский очень лихо сделал эти спектакли, лихо и мудро. Да вы и сами все увидите! Но почему вы не спрашивает меня об Израиле?

- Просто не успела...

- Два года назад я впервые побывала у вас в стране, и самое потрясающее впечатление на меня произвел не Иерусалим, а то, как вы любите свою страну, как гордятся сделанным и своей землей, как относятся к службе в армии - меня этот потрясло, больше чем христианские святыни...

- Приезжайте. Мы вас ждем,  удачных вам гастролей!

Маша Хинич

Организатор гастролей театра Моссовета в Израиле - импресарио Марат Лис и компания "Cruise International".

Театр имени Моссовета в Израиле. Фестиваль спектаклей по пьесам Чехова.

"Дядя Ваня"

13 января, Иерусалим, "Театрон Иерушалаим" - зал "Шеровер".

14 января, Тель-Авив, театр "Гешер" - зал "Нога".

17 января, Ашдод, Новый центр сценических искусств.

Начало спектаклей - в 20.00

В ролях: Юлия Высоцкая, Александр Домогаров, Александр Филиппенко, Павел Деревянко, Ирина Карташева, Наталия Вдовина, Александр Бобровский, Ольга Сухарева. Композитор - Эдуард Артемьев. Художник - Рустам Хамдамов.

Билеты можно заказать здесь или по телефону: 03-522-18-03

"Три сестры"

18 января, Беэр-Шева, Центр сценических искусств.

19 января, Хайфа, зал "Аудиториум".

20 января, Тель-Авив, Центр сценических искусств - "Бейт ха-Опера".

Начало спектаклей - в 20.00

В спектакле "Три сестры" звучит прекрасная музыка Эдуарда Артемьева. Художник по костюмам - знаменитый Рустам Хамдамов. Актерский ансамбль составляют такие известные артисты, как Александр Домогаров, Юлия Высоцкая, Павел Деревянко, Наталия Вдовина, Ирина Карташева, Александр Бобровский, Лариса Кузнецова, Галина Боб, Виталий Кищенко, Анатолий Гришин, Владас Багдонас.

Билеты можно заказать здесь или по телефону: 03-522-18-03

Фото: Елена Лапина - предоставлены пресс-отделом театра Моссовета

Источник: salat.zahav.ru

Метки:

Читайте также