Покинувшая сей бренный мир актриса Дайана Ригг, дама-командор ордена Британской империи, пожилым зрителям знакомая как Трейси Бонд в фильме "На секретной службе Ее Величества", а более молодым как леди Оленна в сериале "Игра престолов", вполне серьезно готовилась к переходу в иудаизм и переезду в Израиль
В ночь на 10 сентября 2020 года Энид Дайана Элизабет Ригг, пожелав домочадцам спокойной ночи, легла спать в своем лондонском доме. Уснула - и больше не проснулась. Знаменитая актриса скончалась в 82 года.
Самые близкие, а также некоторые соседи по престижной части Челси, где был расположен ярко окрашенный особняк "леди Оленны", уже знали, что в марте ей был поставлен страшный диагноз - рак в неоперабельной стадии. И все равно ее смерть была печальной неожиданностью и для них, и для поклонников таланта Дайаны Ригг.
* * *
Скупые сведения в Википедии таковы.
Дайана Ригг родилась в городке Донкастер, Южный Йоркшир, в семье инженера-железнодорожника Луиса Ригга (1903-1968) и Бэрил Хелливэлл (1908-1981). Когда ей было два месяца, она с матерью переехала в Индию, где ее отцу ранее предложили работу управляющего на железной дороге. Спустя семь лет они вернулись на родину, где Дайана стала учиться в женской гимназии. Ее брат Хью, родившийся в Индии, старше ее на четыре года.
В 12 лет родители взяли ее с собой на постановку "Генрих VIII" Уильяма Шекспира и с того времени Дайана заинтересовалась театром. В следующем году она впервые вышла на сцену, исполнив роль Златовласки.
В 1955 году она поступила в Королевскую академию драматических искусств. Учеба Дайане давалась с трудом, но она все же нашла в себе силы окончить академию спустя два года.
Ее профессиональный дебют состоялся 24 июня 1957 года в спектакле по пьесе Бертольда Брехта "Кавказский меловой круг", где она сыграла роль Нателлы Абашвили.
После выпуска из академии в июле 1957 года она устроилась на непродолжительную работу, став моделью. Заработав достаточные средства, она подписала контракт с Chesterfield Repertory Company и в марте 1958 года дебютировала в постановке "Жилец с четвертого этажа" Джерома К. Джерома, сыграв роль Вивиан. Работая ассистентом менеджера сцены и появляясь в эпизодических ролях, она целеустремленно занималась поиском серьезной вакансии в театре.
В 1959 году ее пригласили работать в Королевский Шекспировский театр, где она оставалась вплоть до 1971 года. После Дайана играла различные роли в Национальном театре Великобритании и, начиная с 1976 года, выступала в различных театрах Англии и за рубежом.
В последующее время она много снималась в кино и на телевидении. Ее телевизионный дебют состоялся в апреле 1961 года показом второго акта театральной пьесы "Ундина". Первый кинофильм с ее участием "Сон в летнюю ночь" вышел в 1969 году.
Мировую известность ей принесли британский телесериал 1960-х годов "Мстители" и роль Трейси Бонд - девушки агента 007 в фильме "На секретной службе Ее Величества".
В 1973 году на экраны вышло ее собственное шоу "Дайана", которое не имело успеха.
С начала 1990-х годов она стала много играть на сцене. Среди ее персонажей немало весьма трагических фигур, таких как Медея, Клеопатра и Вирджиния Вульф.
В 1988 году она была удостоена Ордена Британской империи, а в 1994 году - титула "Дама-Командор". В 1997 году Ригг получила премию "Эмми" за лучшую роль второго плана в телевизионном фильме "Ребекка".
С 2013 по 2017 год снималась в популярном фэнтезийном сериале "Игра престолов", где играла роль Оленны Тирелл, мудрой и коварной главы дворянского рода Тирелл.
С 6 июля 1973 года по 3 сентября 1976 года Дайана была замужем за израильским живописцем Менахемом Гефеном. К сожалению, этот брак оказался непродолжительным, но оставил заметный след в ее жизни - о чем мы расскажем в следующей главке.
С 25 марта 1982 года по 31 августа 1990 года состояла в браке с театральным продюсером Арчибальдом Стирлингом. У Ригг есть дочь - Рэйчел Стирлинг (родилась 30 мая 1977 года за пять лет до того, как поженились ее родители), тоже ставшая актрисой.
Дайана курила на протяжении 55 лет, начав в 1956-м и бросив в 2011 году.
Кроме дома в Челси Дайане принадлежал дом в Ландах на юге Франции.
Актриса свободно говорила на французском и хинди.
* * *
Когда 43-летний Менахем Гефен сделал предложение 35-летней Дайане, она растерялась. Как же так - она собирается замуж за еврея, за израильтянина, и при этом так мало знает о прошлом и настоящем еврейского народа! Только сведения, почерпнутые из Библии, которую она читала без особого усердия, да поверхностные знания о трагедии Холокоста.
Прежде чем дать согласие, Ригг принялась читать книгу "История евреев" и размышлять, не стоит ли ей перейти в иудаизм. В ее семье к религии относились без особого пиетета, отец считал себя атеистом и с насмешкой говорил о различных христианских ритуалах, мать поддерживала его. Вот только бабушка со стороны матери все время рассказывала ей библейские истории и прививала любовь к Иисусу.
В один прекрасный день она решила обратиться за советом к самой знаменитой новообращенной британке того времени - к Элизабет Элишеве Рахель Тэйлор. Та поинтересовалась, насколько это важно будет для мужа Дайаны.
- Я стесняюсь спросить у него об этом, - призналась Ригг. - Он такой серьезный… Но я знаю, что у него есть немало картин, связанных с еврейской тематикой.
- Не для всех еврейских мужчин важно, чтобы их жены становились еврейками, - сказала великая Лиз. - Быть может, вам стоит поговорить с вашим избранником, а еще могу дать телефон моего раввина Макса Нусбаума, который готовил меня к гиюру.
- Я буду вам очень благодарна, дорогая миссис Тэйлор! - воскликнула Дайана.
Рабби Нусбаум предупредил будущую миссис Гефен, что переход в иудаизм накладывает определенные обязательства, которые даже он, несмотря на его либерализм, рекомендует выполнять. Он посоветовал Дайане как следует обдумать этот шаг, и если она решится, пообещал порекомендовать кого-то из близких ему раввинов для подготовки англичанки к переходу в еврейки.
- К сожалению, ни времени, ни здоровья у меня нет, и обучать вас я просто не смогу, - сказал он.
Так и осталась Дайана Ригг на распутье.
Однажды она поделилась своими сомнениями с Менахемом. Он рассмеялся:
- Для меня не имеет никакого значения, станешь ли ты иудейкой. А под хупу мы можем встать и без того, чтобы ты проходила гиюр. Слава Богу, реформистские раввины смотрят на это сквозь пальцы.
Но цельная натура Дайаны заставляла ее сомневаться и дальше. Своими размышлениями она поделилась с журналистом Ричардом Кляйнером.
- С одной стороны это было бы проще всего, - призналась она ему. - Основам иудаизма легко научиться, и он решит проблему моей самоидентификации. Но я все еще не уверена, смогу ли и нужно ли это мне.
Она обратилась к нескольким раввинам, в том числе порекомендованным рабби Нусбаумом. Ее очень разочаровало их критическое отношение к персоне Иисуса.
- Я не избавилась от детских убеждений, привитых мне бабушкой, я не могу так легко отвергнуть божественность Иисуса Христа, - призналась она Кляйнеру. - В конце концов, старая идея, что вы должны жениться на ком-то, с кем у вас все общее, что вы должны быть как две горошины в стручке, мне кажется очень скучной. Брак должен быть волнующим. Приятно узнавать что-то новое и быть не такими уж похожими друг на друга.
Дайана все больше сомневалась в целесообразности гиюра, но при этом с радостью согласилась на предложение Менахема купить дом в Израиле и по несколько месяцев в году жить в Хайфе.
- Между нашими культурными традициями существует огромная пропасть, - сказала она журналисту, - и хотя я считаю, что в наших отношениях это скорее плюс, чем минус, мне кажется очень важным пожить в стране, в которой родился и вырос Менахем, узнать поближе ее людей и понять их. Я должна постараться избавиться от английской чопорности, стать откровеннее в обсуждении личных вопросов при посторонних - такой, как мой Мени.
* * *
Читайте также
В итоге Дайана Ригг так и не пошла по стопам Элизабет Тэйлор. И совместный дом в Хайфе не был куплен, хотя в Израиле довелось побывать и познакомиться с родней мужа.
Брак с Гефеном не оказался долгим: она была увлечена театром и кино, у него было много заказов в разных странах, а тут еще у Дайаны начался служебный роман с Арчибальдом Стирлингом…
Но до конца дней своих она сохранила интерес к еврейской культуре и еврейскому народу. А когда в 2016 году Менахем скончался, она оплакивала его так, будто не было между ними того давнего разрыва…