Юозас Станиславас Будрайтис - отличный пример того, как судьба выбирает человека, а не человек судьбу. По его признанию, он никогда ничего не делал, чтобы чего-то добиться, чтобы как-то построить свою жизнь, - все в его случалось само собой, а он был вроде пассивного участника в собственной судьбе. Конечно же, это красивое преувеличение - судьба не станет ни к кому благоволить просто так. Но со стороны жизнь и карьера Будрайтиса действительно кажется цепочкой счастливых случайностей.
Юозас был старшим в многодетной крестьянской семье. Вслед за ним родились еще два брата и две сестры. Школа с ним изрядно намучалась - мальчик был бунтарем по натуре и склонен к постоянному обличению учителей. Последней каплей стало его требование к учителю биологии немедленно рассказать, как происходит размножение у людей. По программе в тот момент проходили тычинки и пестики, но Юозас заявил, что это никому не нужно, а как размножается человек - знать уже пора. Результатом пытливости стало отчисление из школы.
Юозас пошел работать плотником, а в 18 лет загремел в армию, где провел три года. Вернувшись, поступил на юридический факультет Вильнюсского университета. Словом, жизнь начала выстраиваться самым благополучным образом. Но однажды - то ли на беду, то ли на радость - буквально на улице на юношу обратила внимание ассистентка Витаутаса Жалякявичюса, известного режиссера. Он приступал к съемкам картины "Никто не хотел умирать" и никак не мог найти актера на одну из главных ролей. После коротких проб он утвердил 25-летнего студента на роль одного из братьев в фильме о становлении советской власти в Литве. На остальные роли уже были утверждены известные и любимые Регимантас Адомайтис, Донатас Банионис, Альгимантас Масюлис.
Родители, которые, разумеется, поначалу были против актерства сына, мечтая о карьере адвоката для него, были приятно удивлены. "Надо же, - сказал отец, - нигде не учился, а сыграл хорошо". Это было родительское благословение. Правда, про сам фильм отец предпочел с сыном не разговаривать, коротко отрезав: "Все это вранье", тем самым закрыв тему. А как в те времена можно было снять про оккупацию Литвы Советским Союзом, как не показав "лесных братьев" бандитами и головорезами, мешающими литовским трудящимся соединиться с советской страной? Сам Юозас тоже не очень любит вспоминать этот фильм, понимая, что участвовал в не совсем правдивой истории, хоть и у такого выдающегося режиссера, как Жалакявичюс.
После этого фильма судьба Будрайтиса была решена - он стал нарасхват. Северная сдержанность, прибалтийская несуетность, аскетичная привлекательная внешность стократ перекрыли проблему отсутствия образования. Да и проблемы такой, собственно, не было - большинство знать не знает, что у Будрайтиса нет актерского образования.
Та же нордическая внешность надолго обеспечила ему роли иностранцев. Литовские актеры в СССР вообще были эрзацем иностранцев - советскому человеку прибалтийские республики казались заграницей, только доступной, а литовцы, латвийцы и эстонцы - счастливчиками, которым довелось жить в лучшей стране мира, удачно оставаясь при этом на отшибе. Будрайтис, Адомайтис, Масюлис (последний вообще был главным "нацистом" советского кино) обречены были изображать американцев, немцев и французов. В актерском портфолио Юозаса - несметное количество "иностранных" ролей. Тут и адъютант Гитлера Дитрих в картине "Щит и меч", и Рейхман в "Медной бабушке", и немецкий офицер в "Блокаде", и Дентоне в сериале "Богач, бедняк…".
Но даже на фоне блистательной актерской литовской школы Будрайтис был особенным - может, отчасти из-за отсутствия актерского образования. Он счастливо обошел и миновал все актерские штампы, которым обучают в актерских вузах. Будрайтис - актер необычайного эмоционального интеллекта и обостренной интуиции. Само собой, таланта - тоже. Но у него еще и поразительная способность распознавать нюансы переживаний героев - то, что в данном случае и есть интуиция. Эта интуиция и стала заменой актерскому образованию. Не самый известный и не самый выдающийся фильм с Будрайтисом в главной роли - "Девушка в черном" 1967 года, вышедший сразу после картины "Никто не хотел умирать", стопроцентно раскрыл это умение Будрайтиса нащупывать самые тонкие струны характера своего персонажа. Он будет и дальше обнаруживать это умение, всякий раз все очевиднее, но в "Девушке в черном" Будрайтису удалось это впервые.
Для советского кино Будрайтис был той белой косточкой, которая никакому фильму не даст впасть в пошлость и мелочность. Самая неудачная картина имела шанс остаться в первых строчках зрительского рейтинга, если в ней был Будрайтис. Его врожденная изысканность, которой не научит ни один актерский вуз, способна уничтожить всякий намек на вульгарность в широком радиусе вокруг себя. Поэтому Будрайтис - это всегда знак качества. У него много проходных ролей (не будем сейчас про них), но нет ни одной не то что провальной, но ни одной неинтересной.
Читайте также
Он часто выше самой картины, словно торчит в ней Эверестом. Но никогда не жалеет ни об одной своей работе. У Будрайтиса есть обязательные для интеллигента качества - любопытство и независимость. Он порой умудряется появляться в фильмах совсем юных, почти безымянных режиссеров - просто потому, что ему интересно, о чем думают нынешние молодые. Так снялся в двух фильмах Романа Качанова - "ДМБ" и "Даун хаус". В первом сыграл генерала авиации, рассуждающего о разновидностях НЛО, во втором, стебе на тему "Идиота" Достоевского, - генерала Епанчина. И хоть комедийный талант обнаружил у него Александр Прошкин, предложив Будрайтису роль эксперта-нюхача в своей картине "Опасный возраст", в этих стебных молодежных фильмах Будрайтис наравне с молодыми дурачится так, как может дурачиться только умный и уверенный в себе актер. И иногда он готов сниматься бесплатно просто ради любопытства. А что скажут критики или сколько денег он за это время не заработает, - не царское дело об этом беспокоиться.
Из того же любопытства Будрайтис согласился на должность атташе по культуре Литвы в Москве. Опять же, как он уверяет, - судьба сама так повернула. У него же никакого дипломатического опыта. Да что дипломатического - обычного чиновничьего опыта - ноль. У него до этого даже галстука не было. А назначили - купил сразу два. Перемена участи до полной гибели всерьез.
Сейчас Юозас Станиславас ведет образ жизни, о котором мечтал всю жизнь: соглашается сниматься только ради удовольствия, не посещает светских мероприятий, уходит из дома на целый день с фотоаппаратом, снимая подряд уличные сценки, природу, старые уголки Вильнюса. Любит молчать и не любит давать интервью. Говорит, что любимое занятие - встать в четыре часа утра у окна, наблюдать, как просыпается жизнь, и чувствовать себя микроскопической частью этой огромной жизни. И в который раз задаваться вопросом: отчего мироздание было к нему так благосклонно? Ведь не заслужил. Интеллигент - он и в четыре утра интеллигент…