Zahav.СалатZahav.ru

Среда
Тель Авив
+27+22

Салат

А
А

Может ли Галь Гадот быть Клеопатрой?

Съемки нового голливудского фильма с участием израильской актрисы Галь Гадот в роли Клеопатры еще не начались, но вокруг него уже разгорелись споры.

15.10.2020
Источник:Детали
Фото: Getty Images / Karwai Tang

Создателей фильма и саму Гадот обвиняют в "обелении" образа древней царицы и культурной апроприации. Спор становится частью более общего разговора о репрезентации людей разного происхождения в кино и культуре.

Критики считают, что отдать роль североафриканской царицы актрисе ашкеназского происхождения - неправильно. Так новая картина дополнит ряд других экранизаций жизни Клеопатры, в которых снимались исключительно белые актрисы: Элизабет Тейлор, Хильдегард Нил, Клодетт Колбер и Вивьен Ли. Такой выбор исполнителей главных ролей закрепляет в западном представлении образ Клеопатры как белой женщины, пишет "Гардиан".

Между тем, все больше ученых сходятся во мнении, что это не так. В академических кругах нет никаких сомнений, что Клеопатра была македонской гречанкой со стороны отца, Птолемея XII, а также, вероятно, имела персидские или сирийские корни. Поскольку этническое происхождение ее матери остается неизвестным, это укрепляет идею о смешанном происхождении египетской царицы.

"Предполагается, что мать Клеопатры происходила из семьи жрецов Мемфиса, - сказала Бетси М. Брайан, профессор кафедры египетского искусства и археологии Университета Джонса Хопкинса. - Если это так, Клеопатра могла быть, по крайней мере, наполовину египтянкой по происхождению".

Между тем, "ХаАрец" отмечает, что некоторые археологические данные указывают на то, что у Галь Гадот есть полное право играть египетскую царицу. "Ближайшие живущие родственники древних египтян - это люди, которые сегодня живут в Израиле, Иордании и близлежащих регионах, а не современные египтяне. Мы знаем, что в древности часто происходила массовая иммиграция из Леванта, особенно из Ханаана, в Египет фараонов".

"Генетический анализ 90 мумифицированных останков древних египтян показал, что эти люди (не только египетская элита, но и обычный народ, чьи останки были сохранены) имели "большее сходство с современным населением Ближнего Востока и Леванта по сравнению с современными египтянами", - говорится в исследовании 2017 года, опубликованном в журнале Nature Communications.

Журналист "Джерузалем пост" Сет Францман заметил, что нечестно лишать евреев возможности играть роли персонажей с Ближнего Востока и Северной Африки, ведь "евреи - это в первую очередь люди с Ближнего Востока, чьи корни уходят в далекое или не столь далекое прошлое".

Конечно, формально, как жительница Ближнего Востока Галь Гадот - лучший выбор, чем Анджелина Джоли или Леди Гага, которые первоначально рассматривались для этой роли. Однако критикам такое решение кажется лишь "уловкой" голливудских продюсеров, которые находят актеров, "достаточно цветных" для того, чтобы избежать обвинений в очевидном обелении, но все еще отвечающих западным стандартам красоты.

Голливуд постоянно использует североафриканский регион как простой фон для белых актеров. От "Десяти заповедей" до "Звездных войн", от "Английского пациента" до "Курорта для ныряльщиков на Красном море" и почти во всех фильмах франшизы "Мумия" североафриканцы либо отодвинуты на второй план, либо вовсе исключены, либо изображены отрицательно, либо обрамляют центральных белых персонажей - особенно таких, которых можно назвать "белыми спасателями".

Есть опасение, что то же самое случится и с новым фильмом Галь Гадот, где если и будут сниматься актеры североафриканского происхождения, то лишь для того, чтобы подчеркнуть идею предпочтительности белых, которым достаются главные роли. Это досадное совпадение, что в следующий раз Гадот появится в фильме "Смерть на Ниле", действие которого тоже разворачивается в Египте. Как и его предшественник 1978 года, он не включает в основной состав актеров из Северной Африки - и является еще одним примером того, как кино колонизирует чужие регионы в собственных целях, ориентированных на белых.

"Когда белые актеры исполняют роли цветных персонажей, они создают стереотипы, затемняют и стирают чужую историю, свободу воли и власть", - пишет Долорес Тирни, преподаватель истории кино в Университете Сассекса. Она отмечает, что это явление сопровождало всю историю Голливуда, включая ленту "Рождение нации" Д. У. Гриффита 1915 года: фильм о превосходстве белых, посвященный основанию "Ку-клукс-клана". Всех главных чернокожих персонажей сыграли белые актеры с темным гримом на лице.

"Белизна кожи становится нормой, когда мы допускаем идею, что белый актер может сыграть любого персонажа, просто "будучи" самим собой или с помощью акцента, макияжа и других этнически определяющих атрибутов и стилей исполнения, - говорит Тирни. - Обратной стороной "обеления" является то, что цветной актер может быть представлен только как цветной персонаж".

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться. Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.