Запах и духовность
В иудаизме наше чувство запахов считается святым. Само слово "запах" на иврите, реях, имеет связь со словом руах - душа. Тора говорит, что, когда Господь создал человека, "Он вдохнул в его ноздри душу, и человек стал живым" (Берешит, 2:7). Способность ценить запахи олицетворяет вход души в первого человека.
Есть еврейские благословения, которые мы произносим над разной едой и напитками, а есть и благословения, которые мы произносим на запахи. Во время визита в парфюмерную или в момент осязания приятной туалетной воды, принято говорить:
Благословен Ты, Господь наш Бог, Царь вселенной, который создал ароматы.
Есть также благословения для моментов, когда мы нюхаем цветы, деревья, травы и фрукты.
Святой парфюм в Храме
Тора описывает красоту Мишкана, переносного храма, в котором наши предки поклонялись Господу после Исхода. Золото и серебро украшало это сооружение, на стенах висели разноцветные шторы. А центр, в котором находились самые святые предметы, был приятно надушен.
Мы не знаем, из чего именно был сделан этот реквизит, но мы знаем некоторые его ингредиенты: растительная смола, ладан и другие приправы. Даже если бы археологам удалось воссоздать формулу того парфюма, мы бы не смогли выпустить его в настоящее время: Тора запрещает использовать тот запах, применять его можно только в Храме (Шмот 30:37).
Средневековая торговля парфюмерией
Духи имели особую важность в средневековые времена, когда личная гигиена не пользовалась особой популярностью; те, кто мог себе это позволить, устраняли запахи с помощью духов и эссенций, часто импортируемых с восточных стран. На протяжении долгого времени евреи импортировали эти эссенции, поддерживая торговлю. Путешествуя по Ближнему Востоку в 1400 годах, Феликс Фабри заметил, что еврейские торговцы, казалось, обеспечивали всю Европу восточными травами и духами.
В средневековой Европе евреи были исключены из большинства профессий, поэтому многие подались в торговлю, надеясь на общинные и семейные связи для перевозки товаров через Европу на Ближний Восток. Вражда между христианами и мусульманами помогла еврейским торговцам поднять их важность. Многие христианские правители не пускали мусульманских торговцев на свои территории, а мусульмане не пускали к себе христиан. Во многих случаях евреи имели нейтральный статус, что позволяло им перевозить свой товар через границы.
Обычно эти товары представляли собой то, что было легко перевозить, и то, что пользовалось большим спросом: специи, шелк, украшения, духи. Более того, евреи были настолько отождествлены с этими предметами роскоши, что некоторые правители активно ухаживали за ними, надеясь, что евреи помогут им обогатить их земли. "Желая превратить село Шпайер в город", объяснял правитель этого самого Шпайера в, примерно, 1084 году, "Я думал увеличить славу в тысячу раз, привлекши евреев".
Еврейский владелец Шанель №5
Самый известный парфюм нашего времени, Шанель №5, ассоциируется с Коко Шанель. Менее известный факт заключается в том, что французский еврей, Пьер Вертхаймер, создавал, рекламировал и продавал эти духи, а Коко Шанель лишь попыталась использовать Холокост для того, чтобы подмять бизнес под себя.
Во времена немецкой оккупации Парижа во Второй Мировой, Коко стала сотрудничать с высокопоставленными нацистами. Она стала агентом F-7124 с кодовым именем Вестминстер, брала на себя небольшие шпионские миссии ради своих нацистских друзей. Кроме того, она также стала откровенной в своей ненависти по отношению к евреям. Когда Пьер Вертхаймер и его семья бежала из Франции в Америку, Коко обратилась к нацистским властям, чтобы лишить еврейскую семью их собственности и самой получить Шанель №5 и ее материнскую компанию.
Предвидя, что Коко может отобрать их компанию, Вертхаймеры переписали ее на друга, француза-нееврея. Теперь якобы "арийка" Коко не могла заполучить контроль. Пьер Вертхаймер послал в Париж шпиона, Герберта Томаса, чтобы тот привез ему химическую формулу Шанели №5. Операция прошла удачно, Вертхаймер возобновил производство духов, теперь уже находясь в безопасности в США.
Духи и женское освобождение
В далеком прошлом духи расценивались, как романтичный подарок, который мужчина мог подарить женщине, однако в 1950-х годах, когда количество работающих женщин стремительно росло, такой стереотип потерпел изменения - женщины стали покупать духи себе сами. Производители духов поддержали такой поворот, создав новые оттенки, которые подходили бы современным американским женщинам. Многие из этих парфюмерных гигантов были евреями.
Первой разрушила миф о том, что духи - это романтичный подарок, Жозефина Эстер Ментцер, которая родилась в бедной еврейской семье эмигрантов в Нью Йорке, в 1909 году. Под псевдонимом Эсте Лаудер она разработала первую линию широко известной косметики. В 1953 она выпустила аромат "Роса молодости", целевой аудиторией были только женщины. Ментцер хотела показать им, что теперь они и сами могут купить себе духи. Она также стала первооткрывателем идеи о том, чтобы раздавать пробники - женщины могли немного попользоваться ароматом, прежде чем принять решение о покупке.
Двадцатью годами позже изумительный успех имел "Чарли", недорогой парфюм для женщин-рабочих. Он был разработан компанией Ревлон, основанной Чарльзом Ревсоном, русским евреем, который родился в бедной семье в Бостоне. Его аромат "Норел" многие считали самым успешным американским парфюмом. Вместе эти косметические гиганты превратили предмет роскоши в простой подарок, который, впервые за многие поколения, женщины начали покупать сами.
Величайший "Нос"
Часто запахи создаются при помощи известных муз, однако, настоящий рецепт, который входит в парфюм, создается мастером, который одарен необычайным восприятием запахов. Очень немногие способны распознать тонкие вариации запахов, необходимых для создания нового аромата духов. В парфюмерной терминологии людей, одаренных этим качеством, называют "носы". Сегодня один из величайших "носов" - это Карло Бенаим, еврейский создатель ароматов, родившийся в Марокко.
Первым известным парфюм стал "Поло" Ральфа Лоренса, разработанный, когда Бенаиму было всего 30. С тех пор он разработал такие известные ароматы, как "Flowerbomb" для Viktor&Rolf, "Code" для женщин от Giorgio Armani, "Saharienne" для Yves Saint Laurent.
Читайте также
- Аромат, благодаря которому парфюмерия стала искусством, - Portrait of a Lady от Frédéric Malle
- Королевские привилегии: Jo Malone London представляет аромат Taif Rose Cologne Intense
- Новая коллекция парфюмов The Legacy Collection: переосмысление классики, созданной самой Эсте Лаудер
- Роскошь, достойная Нового года: Black Lacquer из самой престижной коллекции Private Blend от Tom Ford
- Дональд Трамп презентовал "Аромат, перед которым не смогут устоять ваши враги!"
Он говорит, что развил свое восприятие запахов благодаря Марокко. Бенаим вспоминал: "Когда я был маленький, я часто сопровождал дедушку на рынок в Танжере; я помню все запахи: специи и фрукты, апельсины, персики, дыни и абрикосы - они выгравированы в моей памяти".
Он также помнит время, когда Марокко был его домом. В 1967 году он только получил образование в химической инженерии во Франции. Его отец позвонил и предупредил его: "Не возвращайся назад." После Шестидневной войны начались беспорядки, направленные против евреев в Марокко. Бенаим переехал в Париж, потом в Амстердам, затем в Буэнос Айрес, прежде, чем осел в Нью Йорке.
В последующие годы он инвестировал в Израиль, сотрудничая с благотворительными фондами, которые предоставляют образование одаренным студентам. Известный "нос" поясняет: "Величайший источник Израиля кроется в головах его молодежи". Когда мистер Бенаим не создает парфюмы, он посвящает свое время подрастающему поколению ученых и предпринимателей.
Израильские ароматы
В современном Израиле парфюмерная индустрия процветала еще до того, как было сформировано само государство. В 1880 годы, когда евреи из Европы и Оттоманской империи начали возвращаться в Израиль, многим помог барон Эдмонд Ротшильд, который занимался инвестициями. Он вдохновлял израильских поселенцев заниматься цветами, чтобы снабжать развивающуюся французскую парфюмерную индустрию.
Традиционно, духи изготавливались из натуральных ингредиентов, таких, как цветы и экзотические деревья. Небольшой размер Израиля означал ограниченную способность в выращивании широкого спектра необходимых растений. В последние годы, однако, ученые научились использовать синтетические ингредиенты, инновационный Израиль занял передовую позицию в мировом рынке ингредиентов для парфюмов.
Израильские парфюмеры заняты созданием новых ароматов и оттенков, они изучают такие ингредиенты, как этрог и древний ладан, с целью уловить нотки и чувства Средних веков. Для тех, кто любит что-то совсем необычное, Тель-Авив хвастает серией магазинов, где покупатели могут экспериментировать с разными ингредиентами для создания персонального, особого запаха.
Духи как совершенство
Возможно, самый красивый образ духов идет от пророка Осии, который писал о времени Мошиаха. Израиль зацветет и запахнет, "его краса будет, как у оливкового дерева, его запах будет похож на Ливан", известный своими лесами ароматных кедров (Осия 14:17).
Это красивое описание. Для еврейского мышления запах занимает центральное место в нашем постижении мира. Приятный аромат может перенести нас на новые уровни мышления и бытия. Запах - это то, что стоит благословлять и праздновать.
Источник: aish.com
Перевод: Анастасии Яценюк