Что такое "залететь в реки", сколько стоит жизнь в тикток-хаусе, правда ли, что приложение собирает данные пользователей и информацию об их смартфонах? А как вообще работает алгоритм тиктока?
Откуда взялся тикток
В начале 2013 года двое американцев и выходец из Таджикистана запустили приложение Vine для записи коротких шестисекундных видео - вайнов. Еще до официального запуска сервис приобрела компания Twitter. К апрелю приложение стало самым скачиваемым в AppStore, а подборки вайнов собирали на YouTube и Facebook миллионы просмотров. Так мир узнал, что короткие смешные видео - это хорошо.
В середине 2014 года в Китае появилось приложение musical.ly, которое было похоже на тот тикток, который мы знаем: видео длиной 15-60 секунд, фильтры, маски, музыка и бесконечная лента популярных роликов. Жанр "открываю рот под музыку" появился именно здесь. musical.ly прославилось агрессивной рекламной кампанией, благодаря которой к 2017 году в сервисе было зарегистрировано более 200 млн пользователей. Так мир узнал, что музыка делает короткие смешные видео еще лучше.
В 2017 году Vine не выдерживает конкуренции и закрывается. Тогда же компания ByteDance покупает musical.ly за $1 млрд и запускает на его базе две версии тиктока: цензурированную для Китая и глобальную для всего остального мира. В октябре 2020-го количество скачиваний приложения превышает 2 млрд. Так тикток начал покорять мир.
Как это работает
Бесконечная лента - не изобретение тиктока. Похоже выглядят и Facebook, и "ВК", и даже YouTube. Другое дело - алгоритм, который решает, что в эту ленту попадет. Принцип его работы разработчики держат в секрете, но после 2-3 часов, проведенных в приложении, все становится понятно: сервис просто показывает то, что действительно интересно пользователю.
Отсюда и типичная ситуация "Зашел на 10 минут, вышел через сутки".
"Залететь в реки" (то есть попасть в ленту рекомендаций) может кто угодно. Для этого не обязательно иметь миллионы подписчиков. Помимо популярных видео, время от времени тикток разбавляет ленту роликами без лайков и просмотров. В зависимости от реакции алгоритм решает, показывать ли ролик другим пользователям. Пользователи призывают своих зрителей - #рек, #хочурек, #врек, #можноврек, #пжврек и так далее.
Вообще, тикток довольно быстро и точно понимает, что вы любите. Так что, если в вашей ленте сплошные "дурацкие танцы", дело не в том, что в соцсети нет другого контента. Просто алгоритму вы кажетесь человеком, которому это понравится.
Сила звука
Звуки (не только музыка) играют огромную роль в вирусном распространении роликов. Дело в том, что, загружая видео, пользователь может оставить оригинальную звуковую дорожку либо добавить к ней музыку из библиотеки тиктока. Если аудиодорожка понравится другим пользователям, они могут использовать ее для своих роликов. И да, они могут просто делать то же самое.
Белла Порч
@bellapoarch To the ? ? ? #fyp
♬ M to the B - Millie B
Контекст: Тиктокерша, стримерша и косплеерша филиппинского происхождения выложила видео, где она мило кривляется под 10-секундный отрывок из песни.
Результат: Видео стало самым популярным за всю историю тиктока и набрало больше полумиллиарда просмотров. Песня, под которую записан ролик, - это дисс (от англ. disrespect - "неуважение") одной британской школьницы на другую. С августа под этот трек пользователи записали более 6,9 млн роликов.
Постскриптум: Автор песни Милли, у которой даже не было аккаунта в приложении, неожиданно стала невероятно популярной, завела тикток и за пару месяцев набрала полтора миллиона подписчиков.
3600 и 5600 (Осторожно, в видео присутствует мат!)
@julidorofeeva С КАКОЙ СТАТИ ????
♬ оригинальный звук - Juli Dorofeeva
Контекст: Женщина позвонила в call-центр пожаловаться на то, что заявленная стоимость услуги не соответствовала реальности. Ну и дала волю эмоциям.
Результат: Звук стал вирусным благодаря многочисленным актерским этюдам, в которых тиктокеры обыгрывали диалог сотрудницы call-центра и недовольной клиентки. Вариаций этого звука столько, что отследить общее количество роликов не представляется возможным.
Постскриптум: Малоизвестные музыканты Ksenon и XBRO записали динамичный трек с отрывками разговора. Он появился на музыкальных стримингах, а в самом тиктоке под него сняли больше 1 млн видео.
"Мы открываем бизнес, мы будем делать бабки"
Чем больше пользователей, тем больше рекламы. Чем больше рекламы, тем больше интереса со стороны бизнес-сообщества. Взрывной рост популярности тиктока неизбежно привел к появлению в нем коммерческих интеграций. Примечательно, что в сервисе она бывает двух видов.
Рекламные вставки - бюджетный и проверенный временем вариант. В ленте время от времени появляются короткие рекламные ролики. Многие из них - просто статичное изображение с анимированным текстом. Выглядят такие вставки довольно скучно, но и рекламируют они в основном малый бизнес. Для крупных рекламодателей тикток придумал кое-что особенное.
Спецпроекты - дорогой вариант сомнительной эффективности. Задумка интересная: рекламодатель не просто покупает баннеры или ролики, а запускает собственный челлендж - конкурс с призами, для участия в котором надо выложить ролик и добавить нужный хэштег. О таких спецпроектах пользователь узнает каждый раз, когда заходит в приложение: там его встречает 5-10-секундный рекламный ролик. Но есть один нюанс. Сервис берет на себя продвижение роликов с хэштегами рекламодателя, чтобы сделать их более популярными. Но хитрые пользователи выкладывают видео, не имеющие отношения к челленджу, и ставят нужный хэштег просто для того, чтобы их творчество увидело больше людей. Тикток борется с этим, но рекламодатели часто остаются недовольны.
Что такое тикток-хаусы
"Дом-2" закрылся, но реалити-шоу никуда не делись. Они просто стали другими. Яркий тому пример - тикток-хаусы, или дома тиктокеров. Продюсеры собирают под одной крышей 10-15 популярных блогеров, каждый из которых сам набрал больше миллиона подписчиков. Обитатели дома вместе снимают ролики, пишут музыку, занимаются рекламой.
Содержание такого дома вместе с командой монтажеров и операторов может обходиться продюсерам в $5-7 млн.
Но инвестиции окупаются - порой довольно неожиданными способами. "Мы подозреваем, что за появление некоторых строчек в одном из треков популярного тиктокера заплатили структуры, связанные с государством. Все это было на волне принятия поправок к Конституции и стоило явно несколько миллионов рублей, не один и не два", - рассказал продюсер Евгений Гуцал в интервью проекту Rusbase.
Светлая сторона тиктока
Несмотря на то что тикток любят незаслуженно обвинять во всех смертных грехах, в нем есть немало приятных отличий от других социальных сетей.
1. Терпимость
"Правила сообщества" сервиса, за нарушение которых пользователей сразу блокируют, включают любую дискриминацию. Плюс из-за возраста основной аудитории здесь нет шовинизма, сексизма и расизма, которыми славятся, к примеру, "Одноклассники".
В тиктоке спокойно себя чувствуют представители секс-меньшинств, обладатели неординарной внешности и люди с ограниченными возможностями здоровья. Примечательно, что многие тиктокеры с ампутированными конечностями начинали вести свои аккаунты с жизнеутверждающих роликов в духе "я принимаю себя таким, какой я есть". А благодаря поддержке сообщества перешли на ироничные скетчи и мрачноватый юмор.
2. Без жести
Видео с видеорегистраторов, подборки эффектных аварий и нарезки лучших моментов боев без правил не пользуются популярностью в тиктоке. Жесткие ролики встречаются, но крайне редко. Чаще всего сервис рекомендует видео с животными, добрые розыгрыши, красивые кадры с дронов, нарезки из путешествий. А скетчи и танцы всегда вне конкуренции.
3. Сообщество
В тикток изначально встроено множество ограничений. К примеру, говоря о сексе, наркотиках и других темах "18+", авторы роликов используют различные эвфемизмы, чтобы не огорчать алгоритм. Благодаря этому руководству сервиса не приходится заниматься репрессиями в отношении пользователей и закручивать гайки.
Вместо этого российское представительство тиктока регулярно проводит совместные акции с некоммерческими организациями и устраивает просветительские проекты.
Темная сторона тиктока
Наивно полагать, что у настолько глобального сервиса не найдется недостатков. А глупые ролики и назойливые песни по сравнению с ними вообще не проблема.
1. Приватность
Обвинения в слежке за пользователями стали основанием для запрета сервиса в Индии и Пакистане. Основная причина - скандал, наделавший много шума летом 2020-го. Хакер под ником bangorlol взломал приложение и обнаружил, что оно собирает подозрительно много данных о пользователях. Неприлично много данных:
• Технические характеристики устройства: тип процессора, серийные номера, аппаратные идентификаторы, размеры экрана, dpi, использование памяти, дисковое пространство
• Список установленных приложений, в том числе и ранее удаленных
• Сетевая информация: IP, локальный IP, MAC-адрес, имя точки доступа Wi-Fi и другое
• Геопозиция, обновляющаяся каждые 30 секунд
• Буфер обмена устройства
Владелец тиктока, компания ByteDance, от комментариев воздержалась.
2. Травля
Очень часто популярными становятся совершенно незатейливые ролики. "А я ведь тоже так могу", - думают многие пользователи. И начинают снимать собственные видео. Но вместо популярности и места в тикток-хаусе получают только комментарии троллей и хейтеров.
3. Опасность для жизни
Это не фигура речи, но и не новость. В поисках легкой славы некоторые тиктокеры заходят слишком далеко. В сети можно найти ролики (которые не попали в тикток) с неудачными попытками повторить хитрый акробатический трюк или даже простой танец в тесном помещении.
Пока тикток не запретили в Индии, произошло ужасное: пользователь Faizal Siddqui выложил видео, в котором он обливает девушке лицо кислотой. Видео стало вирусным, а самого пользователя вскоре наказали пожизненной блокировкой. Большую роль в скором наказании сыграло как раз сообщество, которое завалило сервис жалобами на ролик.
Бонус: просто чудесные тиктоки
@curlykidlife If birds had arms... #illusion #fyp #foryou #vfx
♬ Mr. Blue Sky - Electric Light Orchestra
Читайте также
@wintourov Вот такая вот ответная открыточка на поздравления от бабушек в вацапе и не только! Сохраняем!
♬ оригинальный звук - Игнатий Винтуров