Вспомните, как год назад все оживились, когда смотрели "Достать ножи". Фильм не то чтобы выдающийся, но для любителей классического детектива это был глоток воды в аду.
А все потому, что если вы хотите посмотреть настоящий детектив, то приходится копаться в киноархивах.
Что такое настоящий детектив? На мой взгляд, признаками настоящего детектива являются, безусловно, детективная интрига, а также атмосфера и психологизм персонажей, гарантирующий достоверную подоплеку их действий.
Ведь в настоящем детективе важно не только понять, кто убийца (садовник или дворецкий, ха-ха), но и почему произошло преступление. Для хорошего автора детективная интрига - это лишь костяк, а "мясом" являются мотивация, характеры, судьбы, если угодно.
В качестве иллюстрации приведу список (пусть и не полный) киношных детективов, которые стали лично для меня незабываемым опытом.
Китайский квартал
Режиссер - Роман Полански
1974 год
США
Частный детектив из Лос-Анджелеса принимает предложение загадочной богатой дамы расследовать тайный роман ее мужа.
Распутывая вроде бы тривиальное дело, герой оказывается в центре нескольких скандалов и в финале выясняет жуткую правду о своей клиентке.
Великий фильм великого режиссера. Неспешный, очень нуарный. С нарастающим напряжением. И попросту неимоверными актерскими работами. Собственно, у Джека Николсона других ролей и не было. А вот актриса Фэй Данауэй тут создала просто недосягаемый образ.
Головокружение
Режиссер - Альфред Хичкок
1958 год
США
Разумеется, фильмы Хичкока могут показаться пыткой для современного зрителя, который привык, чтобы кадр сменялся каждые две секунды, а все смыслы разжевывались устами героев по несколько раз за фильм.
Однако, если вы не прочь потратить два часа своей жизни на неторопливый, но бесконечно атмосферный фильм, то Головокружение обязательно к просмотру.
Главный герой - отставной полицейский, одинокий стареющий мужчина, вдобавок, страдающий боязнью высоты.
Однажды бывший коллега подкидывает ему непыльную работенку. Нужно последить за его женой, грустной красавицей, которая просто одержима идеей о суициде.
Третий человек
Режиссер - Кэрол Рид
1949 год
США
Ну и раз я ударился в раритеты, не могу пройти мимо этого классического голливудского детектива о писателе, который приезжает в послевоенную Вену для того, чтобы встретиться со своим старым другом.
Но того накануне убили, и теперь писатель решает найти убийцу.
Одну из ролей в фильме исполняет великий режиссер Орсон Уэллс.
Французский связной
Режиссер - Уильям Фридкин
1971 год
США
Один из моих любимейших фильмов. Заслуженные пять "Оскаров" и актерский прорыв талантливого Джина Хэкмена.
Двое полицейских из Нью-Йорка пытаются раскрыть сеть французского наркоторговца. И постепенно погоня становится столь отчаянной, что герои готовы пойти на любые меры, чтобы раскрыть, каким способом в город попадают наркотики из Европы.
Очень сильный фильм с неожиданным финалом.
У него, кстати, есть продолжение. И, мягко говоря, ненамного слабее.
Воспоминания об убийстве
Режиссер - Джун-Хо Бон
2003 год
Южная Корея
У кого-то из критиков я встретил удивительно меткую характеристику этого фильма. Она звучит примерно так: смотришь и поражаешься количеству отсылок к другим фильмам жанра, но в какой-то момент вдруг понимаешь, что это не отсылки, а оригинал.
Проще говоря, этот корейский детектив о серии изнасилований и убийств в 1980-х стал классикой буквально в момент своего появления. Его включил в список своих любимых фильмов Квентин Тарантино. И его с тех пор последовательно цитируют режиссеры всего мира, снимая свои детективы и триллеры.
А вот простые зрители о фильме зачастую просто не знают. От слова вообще.
Настоятельно рекомендую к просмотру. Это - истинный шедевр.
Дополнительным стимулом к просмотру может стать тот момент, что режиссер Джун-Хо Бон в прошлом году прославился нашумевшими Паразитами.
Зодиак
Режиссер - Дэвид Финчер
2007 год
США
Один из самых недооцененных фильмов талантливого Дэвида Финчера. История о том, как велось следствие по делу маньяка, державшего в страхе Сан-Франциско в 1970-х и нагло общавшегося с полицией через репортеров.
Фильм - для настоящих ценителей жанра. Тут минимум надуманности и театральности. Очень аутентичная и цепляющая история.
Мальтийский сокол
Режиссер - Джон Хьюстон
1941 год
США
И снова прыгнем на полвека назад. Эстетика и шарм Мальтийского сокола остаются непревзойденными и сегодня. Каждый кадр выстроен так, что поневоле ищешь в нем потаенный смысл.
Харизматичные актеры не играют, а буквально живут в кадре. А Хамфри Богарт создает образ, который позже цитировали десятки актеров следующих поколений.
Беглец
Режиссер - Эндрю Дэвис
1993 год
США
В далеких 1990-х этот фильм был дико популярен. Еще на видеокассетах. Да, да, я достаточно стар, чтобы помнить точку проката видеокассет в подземном переходе на Майдане.
Читайте также
Это - определенно одна из лучших ролей Харрисона Форда. И уж точно - лучшая из его поздних работ.
Он играет известного врача, которого несправедливо обвиняют в убийстве жены. Благодаря случайности ему удается бежать, но вместо того чтобы попытаться скрыться в какой-то глуши, он возвращается домой, чтобы найти настоящего убийцу.
По его следам идет следователь службы судебных приставов, который использует потрясающие методы отслеживания беглецов.
И это, кстати, лучшая роль Томми Ли Джонса за всю его карьеру.
Фильм Беглец - просто настоящая классика и идеальный образец жанра.
Напряжение не спадает с первой и до последней минуты. Нет провисающих фрагментов сюжета, ненужных сцен и лишнего пафоса.
Как бы смешно это не звучало, сейчас так не снимают.
Если вы любите хорошие детективы и почему-то до сих пор не видели Беглеца… я вам даже завидую.
Исцеление
Режиссер - Киеси Куросава
Япония
1997 год
История о японском детективе, который расследует цепь загадочных убийств. У каждой жертвы на шее вырезана буква Х, при этом убийцы пойманы и никак не связаны друг с другом.
Все убийцы - законопослушные граждане, которые впервые совершают убийство.
Пока детектив пытается распутать это странное дело, зрителю показывают странного юношу, который страдает от амнезии.
Ему пытаются помочь случайные добрые люди, но каждый, с кем он говорит, через какое-то время совершает то самое ритуальное убийство…
Потрясающий фильм, который совершенно невозможно забыть. Он заставляет задуматься о том, насколько иллюзорно наше восприятие свободы воли.
Нам только кажется, что мы вольны в своем выборе тех или иных действий, но на самом деле наша независимость - лишь иллюзия, мы поневоле становимся частью каких-то более масштабных и важных процессов, которые происходят вокруг.
Не говори никому
Режиссер - Гийом Кане
Франция
2006 год
Экранизация романа американского писателя Харлана Кобена. Действие перенесено во Францию.
Главный герой теряет жену при загадочных обстоятельствах. И спустя семь лет получает по электронной почте линк на уличную веб-камеру. В указанное время на улице появляется женщина, очень похожая на его пропавшую жену.
Талантливый актер Гийом Кане оказался еще и прекрасным режиссером. Фильм получился красивым, местами чарующим, а его темп и наростающее напряжение можно назвать просто эталонными для жанра киношного детектива.
Отдельного упоминания заслуживает великолепная актерская работа Франсуа Клозе. Вы наверняка помните этого актера по чрезвычайно популярному у нас фильму 1+1.
Кстати, книгу Кобена я прочитал после первого просмотра фильма Гийома Кане. И этот тот редкий случай, когда литературный первоисточник ощутимо слабее фильма, который по нему поставлен.
NV.ua (Украина)