Читайте также
Человеческая способность делиться с ближним, возможно, имеет более древние эволюционные корни, чем считалось ранее, полагают американские ученые.
Об этом свидетельствуют результаты исследования поведения шимпанзе в ходе тестов под названием "ультимативная игра".
Такой же тест часто применяют в области экономики. Суть "ультимативной игры" проста: два человека должны решить, как им разделить определенную сумму денег.
Авторы исследования, результаты которого были опубликованы в журнале "Труды Национальной академии наук", пытались проследить эволюционные пути, благодаря которым мы способны делиться с другими, даже если это не приносит нам экономических выгод.
Ученые полагают, что врожденное чувство справедливости - важная составляющая человеческого общества, основанного на взаимодействии.
Дерби Проктор, ведущий научный сотрудник Национального центра исследования приматов при Университете Эмори, объясняет, почему она вместе с коллегами решила использовать именно метод "ультимативной игры".
По ее словам, во время игры одному из участников дают определенную сумму денег и просят предложить часть из них другому игроку. Если он примет предложение первого участника, каждый из них получит причитающуюся ему часть от общей суммы.
Но если второй игрок откажется, сочтя, к примеру, названную цифру слишком маленькой, то оба участника останутся ни с чем.
"Все по-честному"
Суть "ультимативной игры" в том, что если один из участников окажется жадиной и сделает своему напарнику неравноценное предложение, обиженный второй игрок, вероятно, откажется от денег.
Именно такой механизм справедливости заложен в людях. Хотя, следуя экономической целесообразности, они должны были бы предлагать минимальную сумму и соглашаться на любое предложение, участники эксперимента, как правило, делились с партнером примерно поровну, избегая "несправедливых" вариантов.
Проктор и ее коллеги научили обезьян азам этой игры, внеся одну поправку: деньги они заменили на разноцветные жетоны.
"Мы попытались сделать их более абстрактными, более похожими на деньги", - объясняет она. В ходе эксперимента использовались два вида жетонов - белые и синие.
"Если они выбирали белый жетон, то могли поделить еду поровну с партнером, если синий, то первый шимпанзе получал больше еды, чем другой участник игры", - рассказывает о ходе эксперимента женщина-ученый.
Оба жетона затем выдавались первому шимпанзе, который выбирал один из них и предлагал своему партнеру.
Как и в человеческой версии игры, если второй шимпанзе принимал предложение партнера, то оба животных получали награду.
Обезьяны как дети
Всего в эксперименте приняли участие три пары человекообразных обезьян, которые в большинстве случаев предлагали своим партнерам справедливые условия.
В другом исследовании команда ученых проверила "ультимативную игру" на 20 детях в возрасте от двух до семи лет.
В результате выяснилось, что реакция шимпанзе и детей совпадает с реакцией взрослых человеческих особей, в частности, и те и другие чаще предлагали напарникам разделить приз по справедливости.
"Мы пытаемся обнаружить эволюционные корни человеческой способности делиться", - говорит доктор Проктор.
"Шимпанзе, как и люди, очень склонны к сотрудничеству; они участвуют в совместной охоте, делятся едой, заботятся о потомстве своих сородичей", - поясняет она.
При этом, по мнению доктора Сюзанна Шульц из Манчестерского университета, пока не ясно, действительно ли обезьяны понимают суть игры.
Как считает Шульц, необходимо продолжать исследование с большим числом участников-приматов, чтобы с большей точностью подтвердить, что действия обезьян основаны на чувстве справедливости.