Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Салат

А
А

Таинственная смерть Моцарта

Новейшую версию гибели величайшего композитора в марте в Израиле представит признанный мастер слова, писатель и телеведущий Эдвард Радзинский.

17.01.2013
Источник:salat.zahav.ru
Zahav.ru пресс-служба

Читайте также

5 версий и новейшее расследование Радзинского

Одна из самых таинственных загадок последних трех веков до сих пор не разгадана и является поводом для споров и предположений. На сегодняшний день специалисты рассматривают, как минимум, 140 причин скоропостижной смерти Моцарта. Среди их авторов есть историки, литераторы, медики, криминалисты и даже микробиологи. Автор наиболее свежей и сенсационной версии смерти великого композитора, известный российский писатель, драматург, исследователь и телеведущий Эдвард Радзинский в марте приезжает в Израиль, чтобы познакомить израильскую публику со своим видением "Загадки Моцарта" - жизни и смерти музыкального гения, национальной гордости Австрии, императорского и королевского капельмейстера и камер-композитора Вольфганга Амадея Моцарта

Отравление ядом на обеде у Сальери

"Отравление" - самая ранняя гипотеза, возникшая в том же 1791 году, когда композитор скончался. Особое внимание исследователей обращено на ужин у Сальери, который произошел за три недели до смерти Моцарта. Вот как он представлен в рассказе Констанции, жены Моцарта: "Сальери приготовил ужин сам, но почти ни к одному блюду не прикоснулся, а только уговаривал Моцарта всего отведать. По возвращению через два часа Вольфгангу стало плохо".

Именно эту гипотезу Пушкин положил в основу своей "маленькой трагедии" "Моцарт и Сальери", гениальные иллюстрации к которой написал Врубель, а композитор Римский-Корсаков в 1897 превратил пьесу в оперу.

Сальери: "Вот яд, последний дар моей Изоры

Осьмнадцать лет ношу его с собою  –

И часто жизнь казалась мне с  тех пор

Несносной раной…

Все же медлил я…

… Теперь – пора! заветный дар любви,

Переходи сегодня в чашу дружбы.

Об отравлении, как о вероятной причине смерти Моцарта, 12 декабря 1791 года сообщил берлинский "Музыкальный еженедельник". Об этом же говорят записи в "разговорных тетрадях" Бетховена, где друзья записывали диалоги с глухим композитором. В записях 1823 года на вопрос одного из друзей о причинах смерти Моцарта, Бетховен ответил, что существует письменное признание-исповедь Сальери, где тот признается в отравлении Моцарта, после чего, мучимый угрызениями совести, перерезает бритвой горло, пытаясь покончить с собой. Однако текст исповеди Сальери, на которой он якобы признался в преступлении, найден не был. Опровергал эту версию и сын Моцарта Карл Томас, и специально расследовавший обстоятельства смерти композитора доктор права Карпани. 

Отравление лекарством: "ликер Ван Швитена"

Изучив переписку композитора и фармакологический контекст эпохи, в которой он жил, французские музыковед Мишель Лопито и патологоанатом доктор Франсуа Серутти предположили, что причиной смерти могло стать распространенное в то время лекарство, так называемый "ликер Ван Швитена" – универсальное средство от всего сразу, тем более, что производил его один из близких друзей Моцарта.

В 1863 году это средство было охарактеризовано Франсуа Распаем как яд, а в 1880 году оно было изъято из французских  аптек. "Ликер Ван Швитена" вызывал точно такие же симптомы, описание которых французские исследователи Лопито и Серрути обнаружили в переписке самого Моцарта и его близких.

Болезнь почек, установленная по деформации уха

Американский хирург-ортопед, профессор  Норсвестернского университета Уильям Доусон провел анализ литературы, посвященной последним дням Моцарта, и склонен считать почечную недостаточность наиболее вероятной причиной смерти композитора. Известно, что у композитора была врожденная деформация уха. Некоторые медики также связывают этот дефект с заболеванием почек.

Возможно, болезнь почек Моцарта обострил напряженный период работы композитора. Ведь именно тогда были созданы "Волшебная флейта", "Милосердие Тита", концерт для кларнета с оркестром, "Маленькая масонская кантата" и части "Реквиема".

Теория заговора и масонская ложа

Широкое распространение имеет гипотеза, согласно которой руку к смерти гения приложило некое масонское общество, к которому Моцарт примкнул еще в юности по рекомендации отца – Леопольда Моцарта. Идеи масонства очевидны во многих произведениях Моцарта-младшего, в особенности – в опере "Волшебная флейта", либреттист которой Эмануэль Шиканедер тоже был "вольным каменщиком". Наделенные тайными знаниями авторы написали произведение, буквально сотканное из мистической символики и масонских ритуалов.

Существует предположение, что Моцарт вступил в конфликт с масонским обществом, к которому принадлежал, так как желал совсем иного устройства общества, отличного от того, что предлагало масонство. Более того, Моцарт будто бы даже хотел покинуть масонскую ложу, о чем сообщил кларнетисту и бывшему масону Стадлеру, но тот якобы предал композитора, выдав его планы обществу. В подтверждение гипотезы о причастности масонов к заговору против Моцарта служит и тот факт, что они не только не оказали финансовой помощи для погребения композитора, но и не противились тому, чтобы Моцарт был похоронен на кладбище для городских нищих.

Зависть и многоходовые интриги

Новейшую версию гибели величайшего композитора уже в марте в Израиле представит признанный мастер слова, писатель и телеведущий Эдвард Радзинский. В ее основу положен тайный дневник венского царедворца барона Готфрида Бернхарда ван Свитена, который спустя два столетия после трагических событий самым неожиданным образом всплыл в Ленинграде…

По версии Радзинского, Моцарта убил не Сальери, а именно ван Свитен - друг великого композитора и "соратник" по масонской ложе. Если не тело, то душа Моцарта была отравлена в результате сложной, многоходовой интриги барона. Именно он, покровитель Моцарта, всю жизнь ненавидел композитора, именно он надоумил некоего графа заказать Моцарту "Реквием", именно он дал деньги на похороны гения в общей могиле и именно его дневники были найдены в Ленинграде.

Непревзойденная харизма и талант рассказчика превращают каждое выступление  Эдварда Радзинского в увлекательное литературное действо. На этот раз оно будет еще и музыкальным – в программе примет участие Иерусалимский фестивальный оркестр (дирижер – Владимир Баршевич).

Вечные темы - художник и Бог, ограниченность фанатика и вечный поиск творца, музыка и молитва, беспощадная тупость толпы и обреченность гения – в авторском проекте Эдварда Радзинского в сопровождении Иерусалимского фестивального оркестра под управлением Владимира Баршевича. "Загадка Моцарта" будет разгадана:

2 марта, в субботу, в 20.00 - в Ашдоде (Матнас "Дюна-Юд");  

3 марта, в  воскресенье, в 20.00 – в Хайфе (зал "Раппопорт");  

5 марта, во вторник, в 20.00 – в Иерусалиме (театр "Павильон");  

8 марта, в пятницу,  в 20.00 – в Беэр-Шеве ("Гехал ха-Тарбут" Гистадрута);  

9 марта, в субботу, в 20.00 – в Рамат-Гане (театр "Яалом").

Билеты можно заказать здесь или по телефону: 03-522-18-03

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке