Издательство "АСТ" объявило, что в конце октября выпускает 352-страничные воспоминания мамы Константина Хабенского Татьяны Геннадьевны с занятными комментариями народного артиста. Книга "Мой адмирал" станет первой и единственной авторизованной биографией скрытного затворника. Ему в будущем году исполнится 50, а родительнице - 75 лет. "Экспресс газета" выяснила подоплеку написания мемуаров.
Родители Хабенского - люди рабочих профессий. Отец Юрий Аронович, скончавшийся от рака в 2004-м, трудился инженером-гидрологом, потом - аудитором. Мама - гидрологом, затем учителем математики.
Познакомились они в Политехническом институте в Ленинграде, куда из родной Йошкар-Олы Татьяна (в девичестве Никулина) приехала учиться после школы. Неудивительно, что Костя и его старшая сестра Наталья в детстве какое-то время жили у бабушки в столице Марий Эл.
С тех все изменилось. Наталья с мужем и двумя детьми давно обосновались в Австрии. А Константин из города на Неве, где выучился на актера и сделал первые твердые шаги на сцене и в кино, перебрался в Москву.
После того как Татьяна Геннадьевна овдовела, а ее сын потерял первую жену Анастасию Федосееву (скончавшуюся от рака мозга через год после рождения сына Вани), Константин перевез маму из Питера в Златоглавую. И даже некоторое время жил с ней под одной крышей. Несмотря на то, что у него появлялась очередная возлюбленная.
А вот когда в жизнь Хабенского окончательно и бесповоротно вошла нынешняя жена - актриса Ольга Литвинова, он отселил родительницу в скромную однушку недалеко от "Мосфильма". А себе приобрел 170-метровые шикарные апартаменты в элитном доме неподалеку от центра столицы. Там и живет до сих пор с Литвиновой и их двумя дочками.
- Костя бывает у меня сейчас редко, - в начале осени 2016-го жаловалась "Экспресс газете" Татьяна Геннадьевна. - Семья, работы много. Сказал, что до конца года вряд ли появится.
Люди из окружения народного артиста констатировали, что при Литвиновой прежде суперзаботливый Константин вдруг стал отдаляться от мамы: к ним в гости ее не приглашал и внучек для общения почти не привозил. Увы, общение с невесткой у пенсионерки сразу не задалось. Единственной отрадой для пожилой женщины была старенькая собака Фрося, которая появилась у Хабенских еще при первой жене актера. Но четвероногий друг вскоре заболел и умер.
- Татьяна Геннадьевна зачастую стала видеть сына только на экране телевизора и со страниц газет и журналов, - говорили ее знакомые. - С любовью и трепетом делала вырезки и сохраняла все, что касается ее Кости. Он, как и дочка Наташа из Вены, конечно, часто звонил маме. Но личного общения та была практически лишена. Она никогда не жаловалась, но, конечно, недоумевала, почему ее сынок так изменился. Костя рос абсолютным еврейским ребенком - заботливым и внимательным, хотя евреем был только по папе. И тут вдруг под влиянием второй жены сильно изменился.
Говорят, когда во время пандемии мама попросила у Константина разрешения написать о нем книгу, он вдруг задумался, как виноват перед ней. Да, он купил ей загородный коттедж, где она могла проводить время на воздухе, но понял, что написание мемуаров поможет им пережить важные моменты заново и что-то переосмыслить в отношениях.
Читайте также
Бытовой героизм
В книге собраны воспоминания Татьяны Хабенской о собственной жизни, а также она подробно рассказывает о детстве и юности знаменитого сына, его учебе в театральном институте, работе актером и о многом другом.
Константин Юрьевич попросил людей из своего окружения помочь маме в работе. Первым откликнулся его театральный педагог Вениамин Фильштинский. Следом -режиссеры Дмитрий Месхиев и Анна Меликян, институтские друзья Михаил Пореченков и Михаил Трухин, музыкант Юрий Башмет и писатель Александр Цыпкин. С двумя последними Хабенский часто гастролирует с совместными концертными программами.
Литературным редактором "Моего адмирала" стала арт-терапевт, поэт и канд. филол. наук Надежда Черных, известная под псевдонимом Надя Делаланд. Соавторы рассказали о своей работе "Учительской газете". Из публикации выяснилось, что у Татьяны Геннадьевны уже выходила книга о Санкт-Петербурге, отмеченная премиями.
- Так сложились обстоятельства, что я сначала работала учителем математики в лицее, а позже больше десяти лет проработала в школе при Санкт-Петербургской педиатрической академии, - пояснила мама Хабенского. - Работа над книгой "Говорящие цифры, или Загадки Санкт-Петербурга" заняла много лет. Чтобы заинтересовать ребят, я предложила им самим сочинять задачи по математике, предварительно показав составленные мной задачи как образец.
А обращаясь к теме нынешних мемуаров, Татьяна Геннадьевна дала понять, что комментарии Константина к ее воспоминаниями позволили ей многое узнать о собственном взрослом ребенке:
- Дело в том, что некоторые эпизоды мы вспоминали по-разному, иногда даже с точностью до наоборот. Так, я описала поступление сына в труппу Ленсовета, перепутав последовательность событий. А вот случай из детства. Сколько помню Костю, он всегда готов был прийти на помощь. Однажды два брата из соседнего подъезда забыли ключи. Костя сразу сообразил, что к чему, поднялся на четвертый этаж к соседям мальчишек, с их балкона перебрался на балкон к этим без пяти минут снеговикам, все открыл и впустил их в теплую квартиру. Делов-то! Но дома, конечно, Костя не стал хвастаться своим бытовым героизмом…. На самом деле, как Костя написал в комментарии, он перебрался не с балкона на балкон на четвертом этаже, а забирался вертикально по балконам с первого этажа на четвертый…
Гонорар за книгу "Мой адмирал" Татьяна Хабенская полностью перечислит в благотворительный фонд сына.
- Так что, купив книгу, вы поможете выздоровлению детей, - резюмировала она.