"Цимес" поговорил с разными людьми, выросшими в смешанных семьях (где один из родителей еврей, а другой нет), и сегодня рассказывает историю Яны, которую воспитывали русские мама и бабушка в городе Биробиджане.
- Я из Еврейской автономной области, из города Биробиджана, в Москве живу четыре года. В моей семье намешано много национальностей - мама наполовину русская, наполовину украинка, а папа еврей. Из-за этого, конечно, возникали сложности. Когда я была маленькая, моя русская бабушка водила меня в церковь.
Однажды она сказала кому-то из священников на входе, что мой папа - еврей. И они не пустили меня в церковь! Сказали бабушке, что не могут пустить в православный храм дочь еврея, и все тут.
А в папиной семье до моей мамы вообще никого не было нееврейского происхождения. Но никто никогда меня ни к чему не принуждал, я знала, что есть разные культуры и разные религии.
Моя еврейская бабушка учила меня, что такое форшмак и гефилте фиш, а русская - водила в церковь. И для меня было совершенно нормально, что мама носит крестик, а папина семья живет в Израиле.
Я никогда не пыталась выбрать, кто я. Для меня период идентификации прошел очень незаметно, я как будто всегда знала, что я еврейка. Разницы в воспитании со стороны родителей тоже не было. Папа много работал, и меня по большей части воспитывали русские мама и бабушка - потому что все еврейские родственники живут в Израиле и не могли это делать.
Но несмотря на вполне русское воспитание, и я, и моя младшая сестра относим себя к еврейской национальности. Мы обе носим звезды Давида.
В детстве я никогда не чувствовала себя "какой-то не такой", я не думала: "Почему у всех есть крестик, а у меня нет?"
Я просто всегда говорила, что я еврейка, а евреи не носят крестики. Для меня это было само собой разумеющимся.
Какие-то вещи не замечаешь, если привык к ним с детства. Я только недавно осознала, что мой папа, конечно, еврей, но они отмечают с мамой православную Пасху и как ни в чем не бывало бьются яйцами.
Читайте также
Еврейские праздники мы дома не отмечали, но я все про них знала - как они проходят, что должно происходить. Мы созванивались со всеми родственниками в Израиле, и они мне все рассказывали в подробностях. Сейчас я стараюсь соблюдать некоторые традиции, например, захожу на праздники в синагогу при нашем еврейском клубе в Высшей школе экономики.
У нас вся семья спокойно относится к тому, как я себя идентифицирую, никогда не было ни вопросов, ни предрассудков по этому поводу. Я не религиозный человек и сейчас с религией никак не связана, ни с какой. Но если бы нужно было обязательно выбрать какую-то религию, то я без вопросов выбрала бы иудаизм.