Я-то уже посмотрел. Фильм документальный и хоть это определение жанра как-то традиционно стирает художественные краски, поверьте, красок там достаточно. Вернее, краски. Ибо фильм об Алле Демидовой.
Я понимаю, что сегодняшний зритель и не вспомнит это имя (несмотря на то, что Алла, несомненно, тотемное имя позднего Советского Союза, хотя, конечно, и принадлежащее другой Алле - той, которая поет), но "сегодняшний зритель", увы, в моих читателях не числится. Так что опасаться нечего.
Если откровенно, то Алла Демидова и для меня редкий гость моих воспоминаний. "Служили два товарища" в роли замороженно-контуженной комиссарши, Лора Лайонс в "Собаке Баскервилей", Мария Спиридонова в "Шестом июля", Павла Панова в "Любовь Яровая"… Все, пожалуй. Я не был в московском театре на Таганке и не видел ее на сцене. Я не знаю ее роли в постановках Виктюка, не знаком и с ее моноспектаклями. Говорят, что она потрясла Грецию своей Федрой - это как, если бы, вдруг, греческая актриса открыла русскому зрителю Салтычиху… Что ж, талант - он вненациональный фактор.
Кстати, в "Кто тебя победил никто" (так, к слову и пишется, без запятых, тире и восклицательного или вопросительного знаков - читай как хочешь) рассказывается, среди прочего, что Демидова, редко снимавшаяся в большом кино, дважды отказывалась от ролей, которые - тут меня просто осенила догадка - позже сыграла Людмила Гурченко. Причем Гурченко сыграла именно "Алл Демидовых" - сухопарых, "нецветных", сбитых в суровые холодноватые от одиночества шкурки героинь: директора ткацкой фабрики в "Старых стенах" Виктора Трегубовича и Нику в "Двадцать дней без войны" Юрия Германа…
Однозначно, согласитесь, демидовские роли. Но она отказалась. Первая ей была просто не интересна (подумаешь, советский директор"), вторая - в чем-то не сошлись с Германом.
Это ее характер и судьба - ни соглашаться, ни принимать, отказываться, видеть по-своему, быть в стороне, ни суетиться, ни мелькать.
Но уж когда, пусть редко, появляться - вот тогда оторваться от экрана было нельзя. Секрет ее магии не ясен мне и до сих пор - это секрет ускользающий лисы, исчезающей тонкогубой усмешки, что-то хитрое и одновременно необычайно жесткое, твердое.
У Демидовой лицо мага. Когда она в кадре - больше никого не видишь, словно слепнешь. Такое "оккупирующее" экран лицо я больше и не помню ни у кого. Даже Раневская позволяла замечать рядом с собой Плятта и Орлову… Даже Доронина и Чурикова. Даже Аркадий Райкин.
Великий дар, потерянный в осколках многообразного дерьма советского кино- и театрального искусства. К сожалению, потерянный. И даже хорошо, между прочим, что потерянного. Краснеть не пришлось.
Читайте также
"Кто тебя победил никто" снимался на протяжении пяти лет и вышел в свет как подарок Демидовой к ее 85-летию. Не знаю, приглашали ли актрису на телевизионные шоу, где мелькает многочисленный планктон бывшего советского кино - козявки, сыгравшие одну-две роли рядом с великими и сейчас суетливо монетезирующие память гигантов. Но, даже если и приглашали, знаю - не пошла бы. Талант вообще не возможно расшифровать, а признаться в собственном - стыд. Она вот такая - отдельная. Угловая. Не угловатая, а, именно, угловая.
Когда фильм закончится, вы, я уверен, признаетесь, что не Алла было тотемным именем конца 20 века в СССР, но АллЫ. И кто их победил? Никто.