Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Салат

А
А

"Делириум тременс" Великого Октября

Главные герои переживают угар революции несколько отуплено, как мы с вами переживали страшные года нашей биографии, когда страна рушилась вместе с нашими жизнями...

05.02.2022
Фото: Wikipedia

Больше всего, конечно, я удивлен, что Анатолия Мариенгофа судьба относительно аккуратно довела до спокойного 1962 года и позволила ему в 64 года тихо умереть в Ленинграде. Рановато, конечно, но мог бы впечатать мозги в кирпич году в 1937. Глушили и не за такое. А тут "Циники" - потрясающий документ эпохи первых годов пролетарской революции, вышедший в свет в 1928. Правда, в Берлине в издательстве "Петрополис".

Роман-коротышка, который я прочитал лет 20 назад, а совсем недавно, с тем же недоумением, перечел.

Забудьте откровения Булгакова в "Собачьем сердце". Забудьте Блока с его наивной "Двенадцать". Отложите в сторону Шолохова и Алексея Толстого с их "… Доном" и "Хождением…". Это все беззубая беллетристика, написанная в угоду времени.

Ибо - "В Коллегии Продовольственного Отдела Московского Совета заслушан доклад доктора Воскресенского о результатах опытов по выпечке хлеба из гнилого картофеля".

Ибо - "В Словенке Пугачевского уезда крестьянка Голодкина pазделила тpуп умеpшей дочеpи поpовну между живыми детьми. Кисти pук умеpшей похитили сиpоты Селивановы".

Ибо - "- Вы что-нибудь умеете делать?
- Конечно, нет.
- Н-да… В таком случае вас придется устроить на ответственную должность".

Ибо - "- Ольга, я пpошу вашей pуки.
- Это очень кстати, Владимиp. Hынче утpом я узнала, что в нашем доме не будет всю зиму действовать центpальное отопление. Если бы не ваше пpедложение, я бы непpеменно в декабpе пpевpатилась в ледяную сосульку. Вы пpедставляете себе, спать одной в кpоватище, на котоpой можно игpать в хоккей?
- Итак…
- Я согласна".

Ибо - "Людоедство и трупоедство принимает массовые размеры" ("Правда").

Ибо - "В Казани раскрыли контрреволюционный офицерский заговор. Начались обыски и аресты. Замешанные офицеры бежали в Райвскую пустынь. Казанская ЦК направила туда следственную комиссию под охраной четырех красногвардейцев. А монахи взяли да и сожгли на кострах всю комиссию вместе с охраной. Причем жгли, говорят, по древним русским обычаям: сначала перевязывали поперек бечевкой и бросали в реку, когда поверхность воды переставала пузыриться, тащили наружу и принимались "сушить на кострах".

Ибо - "Из Куpска сообщают, что заготовка конины для Москвы идет довольно успешно".

Ибо - "Кpестьяне стали есть сусликов. Желуди уже считаются пpедметом pоскоши. Из липовых листьев пекут пиpоги. В Пpикамье употpебляют в пищу особый соpт глины. В Цаpицынской губеpнии питаются тpавой, котоpую pаньше ели только веpблюды".

Ибо - "В селе Липовки (Цаpицынского уезда) один кpестьянин, не будучи в силах выдеpжать мук голода, pешил заpубить топоpом своего семилетнего сына. Завел в саpай и удаpил. Hо после убийства сам тут же повесился над тpупом убитого pебенка. Когда пpишли, видят: висит с высунутым языком, а pядом на чуpбане, где обычно колют дpова, тpуп заpубленного мальчика".

Ибо - "В Большой Гущице Пугачевского уезда в правление Потребительского общества доставлено 10 фунтов вареного человеческого мяса, добытого на кладбище. Мясом этим питалось десять семей. В селе Любимовке Бузулукского уезда обнаpужено человеческое тело, выpытое из земли и частью употpебленное в пищу. По Hансеновскому подсчету голодает тpидцать тpи миллиона человек".

Ибо… Но, довольно! "Циники" совсем не об этом. Или почти не об этом. В нем его главные герои Ольга и Владимир переживают угар революции с циничной эпатажностью и бесстыдством (она) и страдающим непониманием и бессилием (он). Переживают несколько отуплено, как мы с вами переживали страшные года нашей биографии, когда страна рушилась вместе с нашими жизнями, а жизнь почему-то продолжалась и проживалась.

Читайте также

Циники в "Циниках" совсем, по-моему, и не циники, а обреченные на правду очевидцы, которым иногда, среди трупов и голода, перепадает удача в виде устриц и чашки кофе.

А как Мариенгоф пишет! Как вяжет прилагательные к остальным частям речи, как по-имежинизтически (уф…!) выписывает метафоры, как холод и голод у него становится сонным видением и теплой мечтой! Как мало у него Революции, а там, где она есть - это офис, бюрократия и просто рванный рубль. Чтоб прожить.

Лучшая книга о тех годах, по-моему. И даже, когда Ольга… Впрочем, обойдусь без спойлеров - в году этак 1920, меня бы за него шлепнули из "Маузера".

Обязательно прочтите. Он маленький и короткий - этот роман. Намного мельче, чем мировая революция, которая началась в 1917 с трупоедения.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке