Мы любим наших детей. Говорим об этом, пишем, дарим им всякую всячину. Всерьез же забота очень минимальная, выражается в пустяках - чтобы были сыты, чтобы не было нареканий в школе. Качество образования и материя духовной жизни малоинтересны. Да и кому оно сегодня нужно, образование… Престижа и денег не дает. Уважения сограждан никакого. Горько немножко - да ладно… В самом сердце этого мира- корабля без руля и ветрил растет дерево обмана. А именно странно-притягательная, фальшиво- врачующая история, она называется сектантство. Разного рода секты предлагают невинным, неискушенным душам рай в скромной упаковке. Тысячи людей вовлечены в "таинства", "поиски истины", движения "презрения общественных оков" и прочие фокусы. За ними нет ничего, кроме формализма, жестокости и эгоцентризма "лидеров", "гуру", "вождей". А еще за ними стоят искалеченные судьбы, антисоциальные поступки, горе и слезы. Доводилось и мне видеть этих "хиппи", поборников "естественной жизни", в которой нет места шампуню, косметике, уважению к родителям, телевизорам, политическим убеждениям, серьезным знаниям и мировой культуре…
Эта тема большая, трудная. Грозная.
Театр "Гошен" давно готовил спектакль на основе реальных событий. Помехи в виде всемирной пандемии задержали его выход. Но работа завершилась. И вот мы смотрим новую, острую, лаконичную театральную историю- прокламацию, получившую название "Тысяча шипов". Режиссер Натан Датнер. Авторы пьесы Гай Гирш и Яэль Хайне - Гали. Четыре актера. Сценограф Батия Сегаль-Пик выполнила декорацию так скромно, функционально, что ее можно перенести во многие залы.
Вначале все выглядит, как немного бунт, немного каприз юной талантливой Ярден, мечтающей стать певицей, Милая девочка приезжает с подругой в Тель-Авив из мошава, из пасторальной тишины попадает в водоворот большого города - и под влияние, под обаяние некоего Эммануэля. "Духовного вождя", который якобы помогает понять себя, обрести свободу, стать вне оков цивилизации, клишированного сознания и устаревших традиций. Девочка пропадает из дому, отказывается от связи с родителями, друзьями, принимает мучения голодом, побои, а в конце - концов становится послушным орудием в руках мошенника. Вора и подонка. Совершает кражу денег из отцовского офиса. Оказывается в пустоте.
София Трутуш-Аргаман предложила очень простые костюмы. Только курточка Ярден блестит детским-грошовым блеском, как масса слетевших во время салюта огоньков фейерверка. Подчеркивая ее желание "быть не как все", выделиться из толпы, из массы. И она, эта умница и королева школы становится жертвой, добычей недоброго, нечестного человека.
Мир семьи рушится. Рушится жизнь Ярден… Смотреть на это страшно и больно. Зал во время спектакля находится в оцепенении. Это даже не спектакль, это практикум театральными средствами.
Читайте также
В спектакле "Тысяча шипов" нас ожидает хеппи-энд. Он не совсем логичен, не слишком оправдан. Это чудо, в которое не очень верится. Уж очень легко, триумфально и безоговорочно побеждает добро.
Героиней, отважной победительницей выступает подруга Ярден, Либи, которая в одиночку вступает в бой с врагом.
Жизнь - не театр, не сказка. В жизни в подобных ситуациях есть жертвы. После спектакля был разговор, в котором принимали участие создатели спектакля, общественные деятели, депутат кнессета. Все говорили о том, что статистика пугает, она показывает рост вовлеченности молодежи в различные секты. Цифры настораживают. Тысячи оболваненных, изувеченных душ на пути следования этих "духовных отцов". Лекарства от сектантской радиации нет. И этот спектакль, поставленный по иллюстративной, сугубо назидательной пьесе, которая никак не тянет на художественное откровение, очень важен. Информативен и актуален. Полемичен. Он - предупреждение и памятка. Берегите детей, берегите себя. Осторожно, поле заминировано уродами, манипуляторами, милыми на вид. Не всегда рядом окажется преданная подруга или умный педагог - беда притаилась за поворотом. Счастья и сил вам, сограждане!