Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+27+20
Иерусалим
+26+15

Салат

А
А

"21 век" 21 мая. Дан Юхас и Реувен Серусси - 2 премьеры в заключительном концерте сезона "Ансамбля 21 века"

Сколько "двоек" в заголовке! И, наверное, это не случайно - в музыке есть что-то мистическое, а современная музыка связна с дигитальным миром.

15.05.2022
Источник:IsraelCulture.info

Новые сочинения - "Un/tangling" Дана Юхаса, чем-то напоминающее абстрактные полотна Джексона Поллока, и "Diferencias III" Реувена Серусси, написанное для "Ансамбля 21 века" и посвященное израильскому композитору Леону Шидловскому в честь его 90-летия (Differences - различия - так называли испанские композиторы эпохи Возрождения вариации, сочиняемые ими на основе известных народных песен или гимнов), прозвучат в субботу, 21 мая в зале "Реканати" Тель-Авивского музея искусств в рамках 6-го концерта серии "Открытия" Ансамбля 21 века этого сезона. Дирижер - Франк Оллу. Клавесин - Имри Тальгам. В программу включены также произведения Яниса Ксенакиса и Дьёрдя Лигети. О Ксенакисе и Лигети можно найти море информации, а вот о новых произведениях Юхаса и Серусси - никакой, поскольку они еще не исполнялись. Чем не повод расспросить самих композиторов, согласившихся немного рассказать о своих премьерных сочинениях.

Дан Юхас. Un/tangling (2022)

Дан Юхас. Фото: Дуду Бахар

Дан Юхас - один из лучших композиторов Израиля. Его произведения исполняются в Израиле и во всем мире известными оркестрами и ансамблями, в том числе Израильским Филармоническим оркестром, Иерусалимским Симфоническим оркестром, квартетом Ардити, New Vocal Soloists из Штутгарта, Modern Ensemble и другими. Юхас - выпускник Тель-Авивской музыкальной академии, ученик Партоша, Сетера и Босковича, учился в Лондоне и Париже и сегодня преподает композицию и контрапункт в Высшей музыкальной школе Бухмана-Мета Тель-Авивского университета. Среди множества присужденных ему премий: премия Кусевицкого и Библиотеки Конгресса США- одна из важнейших международных премий в области композиции, премии ACUM, Премия премьер-министра для композиторов, Премия Либерсона, премия Мифаль ха-Пайс и Премия Энгеля. Дан Юхас - председатель объединения композиторов Азии (той Азии - что Корея, Гонконг, Япония, Филиппины, Новая Зеландия, Австралия. Израиль каким-то образом оказался вдруг именно в этой Азии - с точки зрения современной академической музыки). Еще в 1991 году Дан Юхас основал "Ансамбль 21 века" и с тех пор является его художественным руководителем. Каждое его сочинение (их можно послушать на сайте Дана Юхаса) - узнаваемо, сразу выделяется своими стилистическими характеристиками. И все же в каждом произведении эти качества раскрываются по-разному.

В пьесе Un/tangling, посвященной супруге Дана Юхаса - Яэль, это "разность" - текстуры, расширяющиеся и сжимающиеся в соло для кларнета. Это линия фортепиано - напряженные аккорды, сходящие на нет к финалу. Название произведения намекает на повествование. Но это абстрактная драма, которая "описывает" мелодией некую многоступенчатую историю.

Вот как рассказывает о Un/tangling сам Дан Юхас: "Это новое произведение, премьера которого пройдет на заключительном концерте этого сезона "Ансамбля 21 века", отличается от тех произведений, которые я сочинял раньше. Как и писатели, которые начиная новую книгу, не знают, куда повествование заведет их героев, так и мы - композиторы - начиная сочинять новые произведения, не всегда представляем, к чему это приведет. Потому премьера - это всегда волнительно, всегда неожиданно и зачастую совсем не так, как мы это себе представляли, обдумывая тот или иной музыкальный строй. Un/tangling - пьеса, написанная для большого состава, где есть ударные инструменты, для 14 музыкантов.

Эта музыка только родилась и потому рассказывать мне о ней сложно. Но я точно могу сказать, что это - израильская музыка, как и все мои сочинения, в которых есть и влияние западной классики. Это сочинение - абстрактно. Я отношусь к музыкальному "сырью" именно как к материалу, а не как к некой программе действий, поэтому в Un/tangling нет рассказа, нет сюжета. Это повествование из звуков, из их взаимодействий, взаимовлияний. Музыка Un/tangling развивается вне контекста - это не драматическая пьеса, а выраженные в мелодии абстрактные понятия: напряжение, сжатие, расслабление, пятна звуков. Может именно потому, что я использую термин "Пятна звуков", говорят, что Un/tangling походит на работы Джексона Поллока, на его абстрактные полотна, состоящие из пятен красок.

- Современную музыку не всегда просто понять, хотя она - поток свежего воздуха.

- Необходимо стараться ее понять. Ведь это музыка наших дней. Кто-то описывает нашу жизнь словами, мы - музыкой. Я не знаю, что останется в будущем из сегодняшних сочинений. Время возьмет свое. Начиная с Бетховена, было написано огромное количество музыки, 90 процентов которой отсеялось сквозь сито времени. Поэтому, слушая сегодня Брамса или Шопена, мы действительно слушаем лучшие образцы, но слушаем их по-другому - не так, как в их времена. Современная же музыка слушается не только для удовольствия, а для того, чтобы лучше понять самих себя и окружающую нас жизнь. Слушая классическую музыку, мы можем быть уверены, что это лучшее, вся эта музыка прошла фильтрацию веков, осталось только самая хорошая. А современная музыка ещё не прошла этой проверки, мы слушаем всё подряд, но это необходимо. Хотя и про Ксенакиса и про Легети можно уже с уверенностью сказать, что их имена и их музыка останутся - они из лучших композиторов 20-го века.

- Получается, что нынешние посетители концертов участвуют в этом эксперименте по "фильтрации", решая в какой-то степени, что хорошо, а что плохо? И это возможность принять участие в эксперименте - ещё один повод пойти на концерт современной музыки, почувствовать себя частью процесса создания современной музыки.

- Именно так. Так что приходите на концерт!

Реувен Серусси. Diferencias III

Реувен Серусси. Фото: Эва Гентнер

Читайте также

Реувен Серусси, хорошо знакомый постоянным слушателям "Ансамбля 21 века" - один из самых выдающихся композиторов Израиля. Он также известен как гитарист-виртуоз и как педагог. Серусси родился в Монтевидео в Уругвае, где и начал свое музыкальное образование в области изучения музыки и музыкальной теории. В 1974 году иммигрировал в Израиль.

Серусси - выпускник музыкальной академии Тель-Авивского университета, где изучал композицию. Был студентом Леона Шидловского, Мордехая Сетера и других композиторов. В 1994 году начал преподавать в Музыкальной академии (сегодня школа Бухмана-Меты), а с 2003 года занимал должности профессора композиции и заведующего кафедрой.

Его произведения исполняются на концертах как в Израиле, так и в мире, за годы своей творческой жизни он почил множество наград: Academy of Music Awards, несколько премий ACUM, Премия премьер-министра для композиторов и т.д. Сочинения Серусси исполняются как в Израиле, так и во всем мире - симфоническими оркестрами и камерными составами, и, конечно же, "Ансамблем 21 века". Одновременно Серусси продолжает активную концертную деятельность, выступая как гитарист в Израиле и по всему миру, исполняя как традиционный репертуар, так и написанные специально для него произведения. Каждая композиторская работа Серусси - это новый опыт, приглашение в музыкальное приключение.

О пьесе, которая будет исполнена 21 мая, Серусси рассказывает следующее:

"Произведение Diferencias III было написано для "Ансамбля 21 века" и посвящено Леону Шидловскому в честь 90-летия со дня рождения. И еще - это музыкальная иллюстрация к стихам перуанского поэта-авангардиста Сесара Вальехо, стихи которого я очень люблю, жившего в 30-е годы прошлого века в Париже и изобретавшего слова и способы их написания. Он часто писал стихотворные строчки наоборот, в перевернутом написании. Diferencias - "Различия" - так назывались музыкальные вариации во времена Испанского Возрождения, написанные по мотивам народных песен или гимнов. 30 лет назад я написал две работы: "Diferencias I" и "Diferencias II" для квинтета медных духовых и квинтета струнных. Diferencias III - это сочинения для всего ансамбля и гитары. Я понял, сочиняя Diferencias III, что есть воего рода различия, не обязательно конкретно-материальные, связанные с тем, как мы воспринимаем и обрабатываем "шумные" внешние раздражители. О "визуальным шуме", сопровождающем инверсию букв, писал и Сесара Вальехо…

- Публика больше знает вас, как классического гитариста. Какова роль гитары в Diferencias III?

- Это сочинение для гитары и ансамбля. Меня давно занимал тот факт что многие композиторы, бывшие исполнители, перестают выступать и где-то там в тишине, пишут музыку. Мне это всегда мешало, но на счастье мне удавалось продолжать идти двумя параллельными путями: и как гитаристу, и как композитору. Как гитарист я исполняю музыку всех эпох и стилей, классику, начиная с Баха. Я считаю, что нельзя отделять музыку современную, которая пишется сегодня, от музыки прежней.

В музыкальной академии я изучал именно композицию, но на самом деле я делаю одновременно всё, варьируя эт "всё". Газвание моего нового произведения Diferencias III - это ведь тоже вариации. Те первые дифференции 16-го века были написаны для гитары, вернее для прародителя современной гитары. Первый сборник этих вариаций вышел еще в 1538 году вышел, но для меня это название - Diferencias - означает не только обозначение вариаций, но и свободы, возможность поменять гармонию, аккорды. "Diferencias I" и "Diferencias II" были именно вариациями, взглядом на музыкальный материал с другой точки зрения. То была музыка, которая возвращалась в новых обработках для разных музыкальных составов. А "Diferencias III" для гитары и ансамбля - это некий афтершок, землетрясение после затишья, после "ковидного" перерыва; реакция на всё, что произошло за период пандемии. Это сочинение о том, что можно относиться к происходящему двумя разными путями, о замедленных афтершок-реакциях нашего подсознания. В моей музыке есть перевертыши как у Вальехо, есть тишина и шум.

- Может, вы музыкант-романтик-поэт?

- Описывать современную академическую музыку словом "романтично" довольно странно, но если вы так чувствуете, то это прекрасно. Современная музыка - свободна и авангардна, и я через музыку пытаюсь связываться с другими искусствами - кино, поэзией, драмой. На мою музыку влияют все искусства, творчество многих людей становится источником моего вдохновения. Почти у всех моих пьес есть связь с другими видами искусств и, может поэтому, моя музыка помогает отвлечься от жизни….

****
"Ансамбль 21 века". 6-й концерт сезона в серии "Открытия".

Дирижер - Франк Оллу.

Солист - Имри Тальгам (клавесин)

В программе:

Реувен Сарусси. Diferencias III
Янис Ксенакис. A l'île de Gorée
Дьердь Лигети. Continuum, Hungarian Rock for amplified harpsichord
Дан Юхас. Un/tangling

Тель-Авивский музей искусств, 21 мая, суббота, 20:30.

Заказ билетов

Страница мероприятия

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке