Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+30+25
Иерусалим
+30+19

Салат

А
А

Юрий Рост: "Жизнь сильнее смерти"

Юрия Роста называют фотографом, журналистом, писателем. Все это так, но на самом деле, он - отдельный вид искусства.

30.05.2022
Источник:salat.zahav.ru
Юрий Рост. Фото: личный архив

Люди, знакомые с Ростом, говорят, что таких сейчас не делают. Умный, талантливый, порядочный. Уже совсем скоро Юрий Михайлович встретится с израильскими зрителями в рамках фестиваля Jaffa Fest, который много лет проводит театр "Гешер".

О людях, о книгах, о дружеском круге - в интервью с Юрием Ростом в преддверии фестиваля и творческого вечера "Групповой портрет на фоне жизни".

- Фестиваль Jaffa Fest не проводился два года из-за пандемии, в нынешнем году его все очень ждали. В сложившихся обстоятельствах программу фестиваля пришлось переверстать, но неизменным осталось выступление гвоздя программы, хедлайнера. В этом году хедлайнер Jaffa Fest - вы, Юрий Михайлович. Как вы себя чувствуете в этой роли?

- В такой роли я впервые. Я никогда не был никаким хедлайнером, был отдельно стоящей фигурой. Не любил встраиваться в строй, потому что считаю, что строй - вещь опасная и ненужная, он выравнивает людей. Я предпочитаю круг. Человек сам очерчивает свой круг. Там не нужно становиться по ранжиру, быть главным, в кругу все равны. То, что я предложу в Израиле, - мое самое большое богатство. Это люди, которые практически создали меня. Я расскажу о своих разных друзьях, среди них знаменитые, выдающиеся, гениальные и совсем простые. Разных профессий, специальностей, национальностей. За два часа нашей встречи я успею немного, но кое-что смогу рассказать.

- О ком вы будете рассказывать?

- Мы обдумываем это с Леной Крейндлиной [директором театра Гешер], с которой я знаком очень давно, дружил с ее дядей Юликом, замечательным хирургом и прекрасным писателем…

Андрей Сахаров. Фото: Юрий Рост

- Юлий Крейндлин - дядя Лены Крейндлиной? Прекрасный писатель, один из очень уважаемых. Спасибо, Юрий Михайлович, не знала!

- Видите, я уже начал просветительскую деятельность. Юлик был совершенно уникальной фигурой. И о нем могу рассказать, он был моим другом. В израильской земле похоронены несколько моих замечательных друзей.

Мы с Леной отберем тех, кто будет интересен зрителям, и тех, кто интересен мне. Это могут быть Уланова, Плисецкая, обязательно Сахаров, с которым у нас были хорошие отношения, Капица. Могут быть замечательные актеры: Кирилл Лавров, Неелова, Раневская. Это люди, которые составляют мою страну, я ее сам выстроил и в ней живу. Люди круга. О них я могу рассказывать сколько угодно.

Такой вечер мы уже проводили в порядке эксперимента в театре "Современник", зал был полон.

Договаривались на час сорок, а все это длилось три с половиной часа. Я уже просто падал, пришлось разуться…потому что очень жали ботинки. Правда, носки у меня были красивые - один красный, один синий. Я приеду в этих носках, возьму с собой две пары и расскажу, почему так получилось.

- В фестивале Jaffa Fest, который вы будете открывать, в этом году участвуют новые репатрианты творческих профессий. Вы знаете кого-либо из них?

- Меня трудно назвать молодым человеком. Можно, но трудно. Я знаю некоторых режиссеров, которые сейчас в Израиле. Например, Дима Крымов, мой хороший товарищ, замечательный режиссер. Не говорю уже о его родителях, маме - театральном критике Наталье Крымовой, и отце - выдающемся режиссере Анатолии Эфросе. К вам приехал Илюша Хржановский [создатель нашумевшего проекта "Дау"] и его отец -мультипликатор Андрей Хржановский. Еще из моих друзей - Юлик Ким… достаточно знакомых у меня в Израиле.

- Какая лично у вас связь с нашей страной?

- С Израилем у меня интересная связь. Мы с [известным художником и писателем] Борей Жутовским и рядом других достойных людей сделали книгу, когда у нас еще не было с Израилем дипломатических отношений, еще не было посла. Книжка называлась "Гостевая виза". Мы с Борей ездили по Израилю целый месяц. С нами еще были Гарик и Саша. Один - выдающийся художник Александр Окунь, другой - выдающийся Губерман. Потом я приезжал в Израиль несколько раз, у меня там жили близкие друзья. Иногда я останавливался в пригороде Тель-Авива, забыл название, но оно напоминало призыв "пора выпить!".

- Даже боюсь предположить…

- Там неподалеку живут наши беглые олигархи. У меня была комната с балконом, можно никуда не ходить. Однажды с большого похмелья мы с Жутовским слушали, как Миша Козаков читал нам монолог Тригорина на иврите. Получили большое удовольствие, потому что не нужно было вникать.

Вообще чудесное было время. Я люблю книгу "Гостевая виза", потому что она позволила мне объездить весь Израиль. У меня есть фантастической красоты слайды, в свое время я отпечатал по ним выставку. Негативы все у меня. Я мечтал сделать такую выставку в Израиле, но сейчас все сложно. Думаю, что в какой-то степени удастся это сделать на моем вечере в Гешере. Предполагается, что я буду показывать фотографии и рассказывать истории, связанные с людьми, которые на них запечатлены. То есть это будет не скучный рассказ, а некое аудиовизуальное действие.

- Кем вы себя считаете - фотографом, журналистом или писателем?

- Проще всего сказать, что я журналист. Но я и пишу, и снимаю, и у меня телевизионная программа, называется "Рэгтайм". На канале "Культура" показали уже 76 выпусков. Это программа тоже о людях, самых разных. Обо мне, иногда о моих приключениях, о разных странах. Они вплывают друг в друга, например, рассказ об Израиле был связан с выпуском о Мише Козакове. Я рассказываю о тех, кто мне интересен, для себя я их определяю термином "достоверные". Им не нужно притворяться, они существуют вне системы, вне государства, живут своей жизнью. Для этих людей важны две составляющих: честный профессиональный долг и дружеские отношения. Поскольку дружба не контролируется системой и властью, она есть самое свободное проявление. Любовь может быть односторонней, а дружба нет.

Фото: Юрий Рост

Читайте также

- Что еще будет на вашем вечере, который называется "Групповой портрет на фоне жизни"?

- Я привезу свои книжки. К сожалению, не могу привезти много, они тяжелые. Вышел трехтомник "Групповой портрета", по три килограмма каждый том. Первый, черно-белый "Групповой портрет на фоне века" - это люди бывшего Союза. Второй том, уже цветной "Групповой портрет на фоне мира", где я пишу о людях разных стран, о путешествиях и приключениях. Третья книга, которая вышла в прошлом году, "Групповой портрет на фоне жизни". Не столько о моей жизни, сколько о тех, кто был рядом со мной.

- Есть у вас еще одно дело, о котором знают меньше. Уже 21 год вы член попечительского совета благотворительного фонда "Созидание". Как вы там оказались и что заставило вас задержаться в этом фонде на такой долгий срок?

- Я буду в этом фонде столько, сколько его будет возглавлять Лена Смирнова. Совершенно уникальная женщина, честнейшая, необыкновенной душевной красоты. И вообще красивая, рыжая. Много лет назад этот фонд создали мои друзья, очень приличные люди. В течение многих лет мы проводим разные мероприятия, доходы от которых полностью идут фонду "Созидание".

- Юрий Михайлович, когда не знаешь, что с нами будет завтра, нужны ли такие фестивали, как Jaffa Fest?

- Они необходимы. Любое проявление человеческой радости, объединения, солидарности и отсутствие внутреннего угнетения - это есть большой акт сопротивления. Трава все равно прорывается через асфальт, поэтому мне кажется, что такой фестиваль очень нужен. Он демонстрирует, что жизнь сильнее смерти.

Творческий вечер Юрия Роста "Групповой портрет на фоне жизни": 15.06 в 20:00 в театре Гешер

Заказать билеты здесь

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке