В преддверии приезда одного из лучших акустических гитаристов мира Эл Ди Меолы и его тура по Израилю мы поговорили с легендарным музыкантом о забытой записи, которая наконец-то увидит свет, о его решимости выступить в любимом Израиле, несмотря на критику, и о дружбе с израильскими артистами.
Вечером в пятницу, 5 декабря 1980 года, на одной сцене вместе выступили три лучших акустических гитариста мира: Эл Ди Меола, Джон Маклафлин и Пако де Лусия. Знаменитое выступление в театре Уорфилд в Сан-Франциско было записано и выпущено альбомом под названием "Friday Night in San Francisco". С тех пор было продано более 7 миллионов копий альбома, который считается самым значимым гитарным альбомом в мире.
"В течение 40 лет я хранил запись шоу, состоявшегося на следующий день, после выступления в театре Уорфилд, шоу о котором никто не знал, кроме зрителей, находившихся в зале", - рассказывает Ди Меола в интервью порталу Walla! в преддверии его гастролей в Израиле с 16 по 20 июня в составе трио с двумя перкуссионистами Ричи Моралесом и Амитом Кавтекаром.
По словам Ди Меолы, только в начале 2020 года его партнер по шоу Джон Маклафлин, (Де Люсия скончался в 2014 году), нашел время прослушать отреставрированную и подготовленную к публикации запись. "Джон тоже не запомнил этот концерт, в котором мы играли разные пьесы", - рассказывает Ди Меола. После того, как все шероховатости записи были удалены, в начале июля вышел альбом, по понятным причинам названный "Субботним вечером в Сан-Франциско".
- Вы много раз выступали в Израиле, чем вас привлекает наша страна? Как вы относитесь к критике о том, что вы приезжаете в Израиль?
- Я люблю Израиль, я всегда чувствовал связь с израильской публикой, и когда я выступаю здесь, я чувствую, что это взаимно. Я довольно часто слышу критику с палестинской стороны, но это не мешает мне приезжать сюда. Музыка не должна замолкать даже в зонах конфликтов или политических разногласий. Израильская публика связана с разными мирами и мировой музыкой и эмоциями, которые ее сопровождают, и это, как раз те элементы, которые присутствуют в моих композициях.
Ди Меола вырос в Нью-Джерси (США) в итальянской семье и начал играть в девять лет. "Я начал учиться играть на гитаре с большим энтузиазмом", - вспоминает гитарист. Его первый учитель был джазовым музыкантом и привил своему ученику любовь к этой музыке. Кроме джаза на него повлияла британская поп-музыка, в основном группы, исполнявшие инструментальную музыку. Ди Меола поступил в музыкальный колледж "Беркли" в Бостоне. Еще до того, как он окончил ее, благодаря счастливому случаю, он присоединился к знаменитому фьюжн-ансамблю под руководством Чика Кориа Return To Forever.
- Как вы познакомились с Чиком Кориа?
- Я точно не помню, как это произошло, но до слуха Чика дошла запись с живого концерта по случаю празднования Нового года, где я играл с квартетом Барри Миллса. Это был первый и последний раз, когда я был под воздействием наркотиков. И для меня поразительно то, что именно эта запись, в которой отражена моя сущность, как музыканта, и повлияла на решение Чика предложить мне стать ведущим гитаристом в его группе вместе со Стэнли Кларком (бас) и Ленни Уиттом (ударные) на концерте в Карнеги-холле, когда мне было всего 19 лет.
С тех пор и по сегодняшний день Ди Меола не перестает творить и выступать. Среди прочих, он сотрудничал с Полом Саймоном, Лучано Паваротти, Стиви Уандером, Карлосом Сантаной, Филом Коллинзом, Джимми Пейджем, Фрэнком Заппой, Херби Хэнкоком и многими другими. Музыкант выпустил более 20 сольных альбомов и еще много альбомов в составе самых разных групп. Четыре раза подряд он был признан "гитаристом года" по мнению журнала Guitar Player. Музыкальный колледж Беркли, где он учился, присвоил ему почетную докторскую степень. В плане музыкальных стилей он часто колеблется между джаз-роком с фламенко, танго, элементами средиземноморской музыки, латинскими ритмами и индийской музыкой.
Он отказывается определять свой музыкальный стиль.
"Мой стиль и места, в которых я побывал, являются результатом множества замечательных живых выступлений, на которых я присутствовал их влияния на меня", - говорит Ди Меола.
- Кто из музыкантов повлиял на ваше творчество?
- Я могу назвать несколько имен, но это длинный, почти бесконечный список: The Beatles, Чик Кориа, Астор Пьяццолла, Ральф Таунер, Эгберто Жизмонти и Ларри Корьелл.
Связь гитариста с Израилем возникла благодаря израильским музыкантам, с которыми он сотрудничал на протяжении многих лет, выступая с ними не только на сценах Израиля, но в основном по всему миру.
Любовь Ди Меолы к Израилю - это не клише. К 1991 году он уже считался одной из самых больших звезд в мире. Когда Израиль подвергся ракетному обстрелу из Ирака, Ди Меола прибыл сюда на совместные гастроли с его израильским другом Дэвидом Брозой и на мастер-классы в школу музыки "Римон", которая в то время переживала один из самых трудных периодов ее истории. "Это было драматическое время, - вспоминает музыкант Йеуда Адар, основатель школы "Римон", - Во время войны в Персидском заливе в школе обучалось около 300 студентов. Из-за напряженности в сфере безопасности студенты прекращали учебу и отказывались приходить. Об этом узнал Дэвид Броза и тут же пригласил Эла Ди Меолу в Израиль. Это было потрясающе. Все вернулись, не было ни одного ученика, который бы не хотел участвовать в мастер-классах с ним, это нас и спасло".
По словам Давида Брозы, Ди Меола - чувствительный человек, питающий теплые чувства к Израилю. Броза встретил Ди Меолу в Нью-Йорке в 1987 году. У обоих музыкантов были контракты в одной и той же звукозаписывающей компании, и из-за схожего музыкального стиля лейбл предложил им сотрудничество. "Когда началась война в Персидском заливе, мы вместе были в студии и смотрели новости из Израиля: ракетные атаки "Скад" и использование противогазов из-за боязни применения химических боеголовок", - вспоминает Броза. - Я сказал Элу, что должен вернуться в Израиль, чтобы быть с семьей и друзьями. Ди Меола тоже был взволнован, и когда я предложил ему присоединиться, он сразу же согласился". И теперь круг замкнется, когда Ди Меола вернется во время своего визита в Израиль, чтобы еще раз посетить школу "Римон".
Еще один израильтянин, игравший с Ди Меолой, - гитарист Гили Дор, который также является одним из основателей школы "Римон". Их музыкальное сотрудничество началось почти случайно, когда Ди Меола гастролировал по Израилю в конце 1980-х, это общение продлилось несколько лет и определило музыкальную карьеру Дора. Легендарный продюсер Ашер Битански (который организовывал израильские гастроли Чика Кориа, Джо Кокера, Джека Брюса и Сюзанн Веги) привез Ди Меолу в Израиль на три сольных выступления: в Тель-Авивском Гейхаль а-Тарбут, в Центре Конгрессов в Иерусалиме и в Кейсарии. В то время залы обязывали музыкантов разделить шоу на две части, чтобы был перерыв, во время которого зрители могли купить еду и напитки. Битански решил воспользоваться ситуацией и познакомить американскую звезду с местным героем - Гили Дором, вернувшимся после учебы в "Беркли" и уже сыгравшим в альбоме Шалома Ханоха "Белая свадьба" и в "40:06" Гиди Гова.
"Я не знал музыку Ди Меолы, и у меня на тот момент даже не было акустической гитары, потому что я играл только на электрогитаре, поэтому я не согласился на предложение Битански", - вспоминает Дор. Но импресарио не сдавался, и все-таки уговорил Дора на совместное выступление. В тот день, когда Ди Меола должен был выступить с Дором в Иерусалиме, у Дора все еще не было подходящей гитары. "Ашер сказал мне, что Дэвид Броза оставил свою акустическую гитару в квартире Йеуды Адара в Тель-Авиве", - рассказывает Дор. Гитара действительно была там, и Дор прибыл с ней в номер Ди Меолы в отеле "Хилтон" в Тель-Авиве, когда такси до Иерусалима уже ждало их у входа в гостиницу. Дор: "Он был очень мил, начал играть мне всякие свои пьесы и спрашивал, знаю ли я их? Я не был знаком с его музыкой. Я тогда много играл джаз. В джазе есть центральная музыкальная тема, а затем импровизация на нее и это то, что мы сделали".
- Как прошло шоу?
- Мы играли вместе во второй части шоу. Я чувствовал, что был не в лучшей своей форме. После аплодисментов и комплиментов Эла я понял, что, может быть, это было немного лучше, чем я думал. В конце концов, я впервые играл на акустической гитаре. Потом мы снова играли вместе в Гейхаль а-Тарбут, а на концерте в Кейсарии Эл играл уже с Йегудой Поликером.
Через два месяца после шоу, Дору позвонила незнакомая женщина и сказала, что у нее есть для него подарок от Эла Ди Меолы. На следующий день она приехала к Дору с подарком - новой акустической гитарой фирмы Ovation. "С ней я передал Элу письмо, в котором от души благодарил его", - добавляет Дор. Вскоре после этого ему позвонил промоутер Эла Ди Меолы и сообщил, что он приглашен присоединиться к турне гитариста по Европе. Дор: "Через год мы снова выступили в Европе. У нас сложилась теплая связь. Выступления с ним сильно изменили мою карьеру. Вместе с ним я приобрел большой опыт международных выступлений, а также укрепил уверенность в себе как музыканта". В 1994 году Ди Меола выпустил альбом, в который также вошла песня, сочиненная и спетая Ахиноам Нини.
Израильский музыкант, больше всех выступавший с Ди Мелой - это израильский перкуссионист с международным именем Гилад Добрецкий, который до сих пор считается одним из лучших в мире в своей области. Добрецкий вернулся в Израиль после длительного пребывания за границей немногим более десяти лет назад, но до сих пор не может забыть свою первую встречу с Ди Меолой.
"В 1999 году, когда я жил в Нью-Йорке, мы организовали мероприятие по сбору средств для жертв землетрясения в Турции. Эл Ди Меола был одним из самых знаменитых звезд в мире, и его выступление завершало концерт. Я тогда выступал с большим музыкальным ансамблем из Турции. "Оказалось, что он слышал некоторые мои записи, и после нашего шоу он послал кого-то от своего имени и попросил меня прийти, чтобы встретиться с ним". Ди Меола сказал Гиладу, что ему очень понравилась его исполнение, и попросил присоединиться к нему на его концерте в тот вечер. "Я сказал ему, что могу играть только на деревянном стуле", - вспоминает Добрецкий, и, к моему удивлению, Ди Меола согласился.
"Я сидел рядом с ним, на авансцене, на стуле, а передо мной стоял другой стул, и я барабанил на нем". Ди Меола выступал в то время с довольно многими великими артистами, игра с ним утвердила мой статус в этом кругу, и я очень ценю наши совместные выступления", говорит Добрецкий. После того выступления, когда Гилад играл на стуле, они выступали десятки раз, включая гастроли по США, Южной Америке и Азии. "На следующий день он позвонил мне и сказал, что мы отправляемся в совместный тур по США. С тех пор я десятки раз выступал с разными составами: от больших оркестров до дуэтов и трио. Когда Эл приехал в Израиль, он пригласил меня поучаствовать в некоторых своих концертах".
- Каково было выступать с ним?
- Он прекрасный музыкант. Он постоянно творит, изменяет и вносит разнообразие. Мы долго работали вместе, и не было ни одного случая, чтобы он не вносил изменений в сыгранные им произведения. У него отличный слух, он пунктуален и играть с ним непросто. Репетиции очень короткие - час-два не более. Он теплый и щедрый человек, после одного из наших совместных выступлений он подарил мне набор тарелок.
- В чем причина его любви к Израилю и израильтянам?
- Я думаю, что израильтяне напоминают ему итальянскую семью, в которой он вырос: прямота, теплота, крикливость и т. д. Прямо как мы.
Walla!
Читайте также
- Леонид Пташка рассказал о друзьях Израиля и какую слушать музыку в наше время
- Новогодний концерт в Герцлии
- Ричард Клайдерман в Израиле - всего один концерт!
- Бельгийский певец Оливье Лоран: песни Жака Бреля можно исполнять только с полной отдачей!
- Трио и три трио... «Трио Ситковецкого» и три трио в Хайфе
Концерты легендарного короля гитары Эла Ди Меолы пройдут:
16.6 - Иерусалим, Центр конгрессов, зал Усишкин, в 21:00
17.6 - Хайфа, Аудиториум, в 21:00
18.6 - Тель-Авив, High End Music Experience, парк Ариэль Шарон, в 21:00
20.6 - Беэр-Шева, Центр исполнительских искусств, в 21:00
Заказ билетов в кассе: https://best.kassa.co.il/announce/71465
А также в кассах: www.tickets.bimot.co.il и www.tmisrael.co.il/
Официальный сайт
Канал на YouTube