Горят-кричат фанфары августа. Кажется, мир готов расплавиться. Стихли - дай Бог, чтобы не вернулись! - сирены, взрывы, навзрыд звучащие сводки. В объявленной концертной программе симфонического оркестра Ришон ле-Циона Третья симфония Бетховена ("Eroica") и Второй фортепьянный концерт Шопена фа-минор. Дирижер Дан Эттингер. Солист Александр Корсантия.
Музыка, которую слушаем в зале, отличается от музыки из раковины мобильника или из необъяснимых мистических недр компьютера. Живая музыка - уникальна. Ведь это исполнение никогда не повторится, оно уйдет, канет. Отзвучит последний аккорд, замрут руки дирижера, через которые шел ток оркестру и залу, - и призрак неведомого, таинственного мира улетит. И только те, кому выпало присутствовать в зале, быть свидетелями, останутся сопричастными навсегда. Они будут соотносить единственный музыкальный вечер с фактами своей судьбы, с настроением, переживаниями, тревогой, которые случились именно тогда; будут говорить: "…я как раз слушал…", - и делиться витражными кусочками памяти. Музыкальный вечер живой, как живая вода. Как тот луч света, который вырывает нас из ночной тьмы или порабощающего осеннего тумана.
Читайте также
Симфоническая программа, которую счастливцам предстоит услышать в Тель-Авиве и Ришон ле-Ционе, хороша во всех отношениях. Она включает симфонию, которая открыла в музыке новую эру. Сам композитор ее любил и ценил выше всех других своих симфоний. "Героическая" грандиозна, пленяет красотой мелодий, изысканными оркестровыми красками. Она неисчерпаема. Способна врачевать и дарить равновесие посреди ревущего океана бед.
В данном случае бетховенский жар, размах, космичность мышления сливаются с талантом большого, зарекомендовавшего себя тонким и оригинальным интерпретатором, дирижера Дана Эттингера. Истинные любители музыки, поклонники серьезного музыкального искусства, - не такого, как зомбирующая безликая попса или малозначительные поделки, - смогут оценить и масштаб дирижера, и масштаб оркестра, который по исполнительскому уровню не уступает лучшим европейским и американским коллективам.
Я - это к слову, немного из личного опыта, - послушала этими беспокойными днями несколько разных записей "Героической". После одного из прослушиваний (давнее исполнение, всемирно известный дирижер) заглянула в комментарии. И стало страшно. Разные люди сообщали о том, что "никогда бы не слушали эту муть, если бы не учебное задание". И что "…стошнило на 12-й минуте…". И еще много всего, отчего у меня стало тяжко на душе. Разумеется, свобода мысли и различия в восприятии имеют право на существование.
Но грубая, изобилующая ошибками, душевно фальшивая и снабженная вульгарными, оскорбительными выражениями лавина пошлости стала для меня личным тяжелым переживанием… Бетховен, надеюсь, преодолеет это. Хотя - никто не знает точно…
Шопен - эта польско-французская стихия воды и пламени, жемчуга и грома, - возникнет в прочтении прекрасного музыканта Александра Корсантии. Его у нас в Израиле любят и ждут. Второй шопеновский концерт, написанный в фа-миноре, на самом деле был первым для композитора по времени создания. Он впервые прозвучал в домашнем салоне, поразил слушателей драматизмом и трепетным изяществом. (Шопен всегда так: горе и нежная улыбка, убийственный сквозняк и уютный шорох бальных туфелек - в его музыке рядом…). Так или иначе, это произведение - драгоценный подарок меломанам, всплеск острых воспоминаний, награда нежным сердцам. Концерт прекрасен и сильно волнует.
Итак, впереди концерт-откровение. Щедрый на открытия вечер, - я в этом убеждена. Шопен и Бетховен. Эттингер и Корсантия.
14 августа - Тель-Авив, зал Израильской оперы. 20.00.
15 августа - Ришон ле-Цион, Центр сценических искусств. 20.00.
Музыка - всегда езда в незнаемое. Для тех, разумеется, кто хочет искать и открывать в себе духовные горизонты, кто старается становиться лучше. Музыка - плавучий остров, который расположен вдали от мещан, невеж и невежд, подальше от тупых обывателей. Не забудем об этом. Счастливой музыки!