Zahav.СалатZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+38+26
Иерусалим
+35+26

Салат

А
А

"Будучи подростком, я дала себе обещание узнать правду о своих корнях"

Лера рассказывает о своем приходе к иудаизму, гиюре, а также делится советами по поиску информации в архивах.

23.08.2022
Источник:Цимес
Фото: ShutterStock / Roman Yanushevsky

В этом письме читательница "Цимес" Лера-Авива Розенберг рассказывает о своем приходе к иудаизму, жизни еврейской общины Томска, гиюре, а также делится советами по поиску информации в архивах.

- Я родилась в Казани, в Поволжье. История поиска корней началась для меня лет в 11-13. Это случилось летом, в лагере, когда ничего не предвещало такого колоссального открытия. Одна девочка, услышав мою фамилию, вдруг спросила, еврейка ли я. Ответа я не знала, но ее вопрос меня зацепил. Вернувшись домой, я начала интересоваться историей семьи, но получала от родственников один ответ: "Мы русские".

Так, будучи подростком, я дала себе обещание узнать правду о своих корнях, когда достигну совершеннолетия. А пока начала изучать базовую информацию об иудаизме. Я читала о том, что такое Шаббат, какие еврейские праздники существуют и что такое разрушение Храма. Так длился мой путь до 18 лет: расспросы близких и их однозначный ответ, непонимание - и одновременно погружение в иудаизм.

В 18 лет я узнала про еврейский клуб для молодежи, стала туда ходить, ездить в поездки. Помогала создавать еврейский региональный лагерь для молодежи. Соблюдала заповеди, посещала общину "Хабад Любавич" в Казани. Путь в общину был достаточно простой: я решилась прийти на Шаббат. Было лето, людей особо не было, и охранник посоветовал позвонить тогдашнему руководителю общины. Я стеснялась, долго решалась на этот шаг. Первым событием был праздник Рош а-Шана. Огромный зал, много людей от мала до велика. Впервые я почувствовала себя на своем месте. В первый год нахождения в общине я самостоятельно организовала и провела Песах. Это было моей настоящей гордостью. Это было незабываемо.

Параллельно я делала запросы в архивы, пытаясь найти информацию о своих корнях.

Начинала я с расспросов родственников: имена, фамилии, года и места рождения, род деятельности. Ведь для того, чтобы делать запросы в архивы, нужна была хотя бы эта информация. Придумывала различные хитрости и уловки: мои бабушка и дедушка неохотно шли на контакт, но бабушку удалось уговорить. Дело в том, что мои родные тщательно скрывают свое происхождение - видимо, сказался Холокост. В такой ситуации можно начать с просьбы показать архивные фотографии. Далее идут расспросы - что, зачем и почему: имена, фамилии могли быть изменены, а также национальности, нужно это учитывать! Далее нужно отправляться в городской архив и загс. К сожалению, не все так просто: пока человек жив, без его согласия запросить информацию невозможно.

Узнав, что какое-то время родные жили в Иванове, Москве и Санкт-Петербурге, я стала делать запросы в эти архивы. Сотрудники неохотно идут на запросы из других городов, требуют личного присутствия. Но при большом желании и упорстве добиться ответа реально.

Для более детального исследования можно дальше обратиться в Международный Красный Крест: там помогают искать информацию за пределами страны. Я знаю, что есть раввины в разных городах России (например, воронежский ребе Авигдор), которые при минимальной информации могут помочь в этом деле. Но об этом я, конечно, узнала уже позже.

В результате поисков выяснилось, что мои предки - ашкеназские евреи родом из Польши. Из-за Холокоста они сменили документы и имена и во время войны бежали в Поволжье - на территории, не затронутые немцами.

Читайте также

Я безумно счастлива, что смогла найти свои корни. Но даже если не удается найти документы и результаты поиска близки к нулю, есть другие пути прихода к иудаизму. В синагоге всегда отнесутся с пониманием к вашей ситуации.

В 23 года я переехала в Сибирь, в Томск. Я пришла в общину, где меня тепло приняли.

Томск - маленький, уютный город. Синагога здесь хоральная, благодаря раввину Леви Каминецкому ее отреставрировали и привели в рабочий вид. Приход в общину начался с печального события: у мужа умер дедушка, и нам нужно было разрешение похоронить его на еврейской аллее кладбища. К нам отнеслись с пониманием и после пригласили на Шаббат. Здесь в общине более молодое поколение, очень активное. Есть занятия по программе STARS, на которую меня приняли, несмотря на то, что я еще не являюсь галахической еврейкой и только начала этот путь, есть подростковый клуб, клуб для людей постарше - они изучают Тору. Праздники в общине очень красочные, недавно было внесение пятого свитка Торы - масштабное событие, на которое съехались все раввины Сибири.

Сейчас мой путь идет в сторону гиюра, и я знаю, что все получится. Гиюр в России - достаточно сложный и долгий процесс. Он должен обязательно быть ортодоксальным, со всеми вытекающими правилами. В один день я набралась смелости и скромно подошла к нашему раввину Леви (он просит называть себя по имени), чтобы рассказать о своем долгом пути и о желании пройти гиюр. Он без вопросов ответил: "Не проблема, вот тебе книга, для начала нужно ее изучить, а дальше мы будем следовать по плану". Если честно, меня поразило такое семейное и доброе отношение. Я горжусь своими еврейскими корнями и хочу еще больше погрузиться в этот мир.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке