"Иван Грозный", Сергей Эйзенштейн (1945)
Последний фильм великого режиссера по сценарию, утвержденному лично Сталиным, попал в список запрещенных практически сразу после начала проката. Предполагалось, что всего будет выпущено три серии, и за первый эпизод режиссер и съемочная команда даже получили Сталинскую премию I степени, однако продолжение фильма глава СССР не одобрил. Сейчас эксперты говорят, мол, Сталин увидел в сюжете параллели с собственной персоной, а потому запретил "Ивана Грозного" к показу и снял с проката первую серию. Центральный комитет ВКП(б) позже объяснит это тем, что Сергей Эйзенштейн "обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов наподобие американского ку-клукс-клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером, - слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета". Работу над проектом, конечно, пришлось прекратить, поэтому от третьей части фильма, например, остались только фрагменты, а вторая вышла на экраны лишь в 1958-м, уже после смерти Сталина.
"История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж", Андрей Кончаловский (1966)
Свой второй полный метр Андрей Кончаловский снимал в селе Кадницы Горьковской области, и в большинстве ролей задействовал непрофессиональных актеров - жителей села. Это была попытка по-новому переосмыслить тему русской деревни, вернувшейся в советский кинематограф в 60-е, - в итоге получилась история любви кроткой и гордой Аси-хромоножки и непутевого шофера Степана на фоне судеб фронтовиков и бывших узников лагерей. Их жизнь не была приукрашена идеологией, и оказалось, что советский человек тоже может быть несчастным. А этого в рядах руководства СССР допустить, конечно, не могли, поэтому "Асю Клячину" пришлось убрать на полку вплоть до 1987-го. Позже, кстати, Андрей Кончаловский снял своеобразное продолжение фильма - картину "Курочка Ряба" (1994), события которой разворачивались через 25 лет.
"Проверка на дорогах", Алексей Герман (1971)
Тема Великой Отечественной войны всегда была особенной для советской, а позже и российской культуры, и уровень цензуры в отношении всего связанного с ней был соответствующим. А "Проверка на дорогах" - дебютный фильм Алексея Германа по мотивам повести его отца Юрия Германа - в рамки допустимого не вписалась. Это история о коллаборационисте Лазареве, который добровольно сражался на стороне Германии, но теперь хочет искупить свое предательство в партизанском отряде, - Алексей Герман буквально показал бывшего предателя, который вполне может обернуться настоящим героем. Транслировать такую мысль в массы ему не дали - более того, руководство "Госкино" обвинило режиссера в "дегероизации" советской армии, искажении подвига народа. В итоге картина вышла в прокат через 15 лет, в 1986-м, и в годы перестройки была признана одним из шедевров советского кино.
"Долгие проводы", Кира Муратова (1971)
Фильм "Долгие проводы" должен был завершить дилогию о советской провинции и ее жителях, начатую дебютом Киры Муратовой "Короткие встречи", но так и не увидел свет. Причина, как и в случае с "Асей Клячиной" Андрея Кончаловского, в пустоте и местами бессмысленности жизни обычного советского человека - персонажи "Долгих проводов" не оказываются на моральных перепутьях, далеки от мыслей о высоком, они просто существуют как герои отдельной истории о взрослом сыне, созревшем покинуть родной дом, и матери, не желающей его отпускать. Выпустить картину удалось только в 1987-м.
"Одинокий голос человека", Александр Сокуров (1977)
Дебют Александра Сокурова, который он поставил на учебной студии ВГИКа, чуть не уничтожили полностью - настолько он не понравился руководству института. Спасибо оператору Сергею Юриздицкому, что фильм удалось сохранить - ради этого он подменил пленки и тайно вынес оригинал из фильмохранилища. "Одинокий голос человека" сняли по мотивам произведений Андрея Платонова, сохраняя при этом уникальный художественный мир писателя, - картина рассказывает о красноармейце Никите, который вернулся в глубокую провинцию после окончания Гражданской войны и теперь мучительно пытается снова построить жизнь заново. Руководство СССР, правда, эту историю не оценило, обвинило режиссера в подражании Андрею Тарковскому (сам он назвал Сокурова гением) и запретило фильм - на экраны он в итоге вышел только в 1987-м.
Читайте также
"Интервенция", Геннадий Полока (1968)
После нашумевшей "Республики ШКИД" Геннадий Полока должен был снять фильм по пьесе Льва Славина "Интервенция", и еще до проката ему пророчили успех - литературный оригинал к тому моменту уже год как ставили на сцене Московского театра сатиры, и спектакль каждый раз проходил с аншлагом. Тем более что к работе над картиной привлекли звезд своего времени: Владимира Высоцкого, Валерия Золотухина, Ольгу Аросеву, Ефима Копеляна, Валентина Гафта и Сергея Юрского. Увидеть результат их работы, правда, зрителям удалось только практически через 20 лет - "Интервенцию" так и не допустили до проката из-за того, что она "показывала большевиков в смешном и комичном виде", а саму революцию - балаганом. В конце концов фильм выпустили в 1987-м, уже в годы перестройки.