Выставка "Наивность в моде", организованная галереей GINA (Gallery of International Naïve Art) - экстраординарная коллаборация работ представителей международного наивного искусства и израильских дизайнеров.
Наивное искусство пережило немало споров о праве называться искусством. От искусства непрофессионалов, каким наивное искусство рассматривалось в XX веке, в XXI веке это направление признано во всем мире и представлено в музеях и художественных галереях. Оно внесло значительный вклад в художественную культуру многих стран. Интерес к наивному искусству проявляли как люди, далекие от творчества, так и известные художники: Анри Руссо, Шагал, Малевич, Пиросмани.
Как бы кто ни относился к наивному искусству, оно привлекает яркой палитрой, непосредственностью, бесхитростностью, сказочным миром, ассоциируется с беззаботным детством. Вероятно, именно на такие аспекты ориентировался Дан Шил, хозяин галереи GINA, влюбившийся в это направление искусства, еще когда был практикующим адвокатом.
Выйдя на пенсию, он всецело посвятил себя искусству, и сейчас нередко отправляется в разные страны мира, чтобы побывать на выставках, познакомиться с представителями искусства, в том числе наивного, и их работами.
Галерея сотрудничает с художниками и дизайнерами разных направлений. Идя в ногу со временем, галерея устраивает выставки-коллаборации. Главная цель ставших особо популярными в последнее время коллабораций - взаимовыгодное сотрудничество, независимое от сфер деятельности, направлений.
Например, не так давно в галерее была представлена выставка, где наряду с художественными полотнами демонстрировались изделия из керамики.
На сей раз совместно с известным модельером Яроном Минковски галерея обратились в сторону моды, чтобы показать взаимосвязь мира искусства и моды.
Дан Шил связался с "наивными" художникам разных стран с просьбой предоставить работы, которые так или иначе отображают моду, играющую роль в их жизни.
Вот некоторые имена художников, участников выставки: Lyerka Tropesk, Lorenzo Cruz, Maria Laura Bratoz, Rocking Chair, Marilengeles Puente Duran, Navar Porat (Израиль, Россия, Украина, Колумбия, Аргентина, Бразилия).
Модельер Ярон Минковски связался с дизайнерами, которых могло заинтересовать сотрудничество с галереей и наивным искусством. Он предложил дизайнерам и модельерам создать оригинальные работы по мотивам художественных полотен - на выбор, которые они пожелали бы проиллюстрировать. Все приглашенные с удовольствием присоединились к проекту.
Каждый из нас сам решает, что для него значит мода.
Является ли мода искусством? - это совершенно иной вопрос. И по этому поводу велись и ведутся споры. На мой скромный взгляд, есть мода-искусство, а есть и мода-индустрия.
Участники выставки: модельеры Михаль Негрин, Гила Маоз, Дори Ченгари, Коби Леви, Маоз Забар, Галь Ульман и Татьяна Погребняк, дизайнер обуви Коби Леви, ювелир Дори Ченгари - это известные израильские имена в мире дизайна, потому что они творят моду-искусство. Разумеется, в выставке принимает участие и ее устроитель Ярон Минковски.
Платье от Михаль Негрин и Гили Маоз органично сочетается с природой Бразилии (художник Lyerka Tropsek).
Легкое, воздушное платье иллюстрирует работу российской художницы Natasha Villone. Наташа Виллон родом из Орла. Училась театральному дизайну в Орловском художественном училище, работала на Жостовской фабрике. В 2001 году эмигрировала в США, но до сих пор увлекается русскими сюжетами. Эту работу она навала под влиянием дочери: "Мама, почему я не могу выйти замуж сейчас?"
Шляпки и береты от Маоза Забар иллюстрируют жизнь Аргентины в разных проявлениях (художники Maria Laura Bratoz и Rocking Chair).
На Ярона Минковски повлияли интенсивные цвета Южной и Центральной Америки, в частности, полотно Lorenzo Cruz "Четыре цветочницы".
Работы Татьяны Погребняк участвовали в показах престижных модельных международных агентств, она сотрудничает с известными в мире дизайна брендами и компаниями, в том числе - израильскими.
Полгода - таков стаж пребывания в Израиле репатриантки из Киева Светланы Рудиковой. Ее полотна выставлялись в Украине, побывали в разных странах. Специально для данной выставки она приготовила триптих Creating of a new life ("Становление новой жизни").
Светлана Рудикова:
- В Израиле к моему творчеству проявилось теплое отношение со стороны известных художников, мои работы выставляют многие галереи. Могу отметить, что за столь короткий промежуток времени в стране я участвую в выставках гораздо чаще, чем за последние два года в целом.
На выбор самого молодого (23) модельера Галь Ульман в качестве источника стилистического и дизайнерского вдохновения повлияли полотна израильской художницы Зое Север, которая в основном пишет городские пейзажи Тель-Авива.
Зое Север:
- Мои работы не относятся к наивному искусству, но по колористике они совпадают, и поэтому выбор организаторов выставки пал на мои полотна с урбанистическими пейзажами. Для дизайнера моды Галь Ульмана они стали источником вдохновения для создания уникальных "городских" фасонов. Мне, как художнику, это очень интересно: один вид искусства перерождается в другой, какую трактовку можно придумать картинам, словно дополняя их модными аксессуарами.
- Как вы считаете: мода - это искусство? Коллаборации живописи и моды - это сочетаемо?
- Мода - это искусство, однозначно. Я не имею в виду ширпотреб. Я полагаю, коллаборации можно делать с любыми видами искусства.
На открытие выставки пришли как любители искусства, так и коллеги художников и дизайнеров.
Один из гостей, Филипп Блау, - и дизайнер, и художник. Вместе с ним мы на ходу составили коллаборацию, основанную на совпадении и сочетания цвета его одежды и "урбанистического, многоэтажного" платья от Галь Ульман с большими прозрачными "окнами" вместо боковых швов.
- Насколько возможна коллаборация наивного искусства и моды?
- Абсолютно возможна! И таковое происходило всегда. Широко известны значимые коллекции элитных дизайнеров, вдохновленных каноническими художниками. К примеру, Жан-Шарль де Кастельбажак - известный французский дизайнер, кутюрье, создатель яркой и эпатажной одежды, всегда использует образы наивного искусства. Ритмические направления моды зачастую являются отражением наивного искусства и национальных мотивов. Такие, например, используются в итальянский доме моды Dolce & Gabbana.
- Что нового вы почерпнули для себя на выставке?
- При том, что я неплохо разбираюсь в наивном искусстве, понимаю его, но не могу сказать, что целиком воспринимаю. Однако на такой выставке я наполняюсь колоритом - как вкусной едой, как ароматами. Мне здесь все по вкусу!
Читайте также
Это первая совместная работа галереи и дизайнеров, но далеко не первый случай, когда на моду влияет мир искусства.
Выставка в галерее GINA (Тель-Авив, улица Дизенгоф, 255) - еще один, яркий и важный пример взаимосвязи мира искусства и моды.
Часы работы: с понедельника по четверг с 12:00 до 19:00, в пятницу и в канун праздников с 10:00 до 14:00
Телефон: 03-544-4150