Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+26+16
Иерусалим
+25+13

Салат

А
А

Так говорит Малер, или Сенсация

Его не принимали. Его подвергали дикому прессингу. Он пережил самоубийство брата Отто, смерть сестры. Потерял любимую дочь.

13.09.2022
Фото: Мири Шамир

Мир сбрасывает старую кожу, земля-змея меняется, все более грозно и неотвратимо эта змея самоубийственно балансирует между тьмой и тьмой. В слепом космосе. В дебрях безумств и лозунгов всех мастей. Лидеры стран, партий, банд мудрят и ворожат. Маленькие граждане стран, члены племен и сект, ничего не могут. Да и не хотят. Ядовитый ветер летит над символами ханжества и имперских притязаний, над обелисками и памятниками. Лучше бы отдали еду и деньги беднякам, чем возводить пантеоны, растягивать рекламные лицемерные щиты от земли до неба…

И в таких условиях две сотни людей, избравших своей судьбой музыкальное искусство, собираются вместе. Чтобы сыграть настолько великую музыку, что у каждого жителя Земли она могла бы вызвать восторг и ужас перед бессмысленностью и банальностью бытия. Вдохновенный порыв к свету и разуму. Если бы ее пропагандировали так же страстно и убежденно, как автомобили, гаджеты, партийные платформы или лицемерные и эгоистичные проекты, цель которых обогатить очень немногих за счет тысяч и тысяч, - картина была бы иной.

Симфонический оркестр Ришон ле-Циона, симфонический оркестр немецкого города Мюнстера, хор католического университета имени Иоанна Павла II, хор музыкального театра Люблина совместно исполнили Симфонию №2 Густава Малера. Концертов было всего три, и мы можем с грустью отметить, что это великое и величественное создание, счастливое международное и межнациональное объединение музыкантов оказалось очень недолгим.

Первым был концерт в Мюнстере. В городе, очарованном долгой непростой дорогой к нему; в городе, в котором был подписан Вестфальский мирный договор после изматывающих войн. Сразу двух войн - Тридцатилетней и Восьмидесятилетней. Кто там был прав, кто зачинщик, и почему этот договор нельзя было подписать раньше - не столь важно. Война - самая страшная тупость человечества, непоправимый грех. Жаль, что землян ничему не научил военный опыт, и они снова кричат безумные слова над окопами и площадями…

А что касается Мюнстера, то для меня он связан с романом Эриха Марии Ремарка "Ночь в Лиссабоне", с одиноким гонимым человеком, живущим в страхе, лишенным всех человеческих прав, блуждающим по темному городу, по темному миру…

Симфонию в Мюнстере сыграли и спели в грандиозном соборе. Произведение великого еврея Малера исполнили в католическом храме. Где стены несут ауру, спрессованную энергию тысяч молившихся, уповающих на надежду и прощение. Потоки слез и горячий шепот человеческий навсегда остались под соборными сводами.

А потом были два концерта в Израиле. Запланированный концерт в Люблине пришлось отменить. Причина такая простая и такая чудовищная - война. Война - как и всегда. Как и прежде. Теперь в Украине…

Густав Малер называл свои произведения "летней музыкой". Потому что творить музыку он мог только в период летних каникул, когда немного отступала невероятная дирижерская нагрузка горячих оперных и симфонических сезонов. Малер - человек, который стоял один против всех. В творчестве, в личной жизни. Он писал: "…Если бы вы видели все эти отказы, разочарования, даже унижения, непрерывно повторяющиеся во уже десять лет". Его не принимали. Его подвергали дикому прессингу. Он пережил самоубийство брата Отто, смерть сестры. Потерял любимую дочь. Нет никакой человеческой логики, которая бы убедительно объяснила его униженное положение. Нет никакой скрытой правды, которая смогла бы извинить или оправдать гонения, которым подвергался этот гений только за то, что родился евреем…

Обряд крещения, который он совершил под давлением, вынужденно, несмываемым позором покрыл его душителей. Тех, кто травил и уничтожал этого уникального человека. Кто построил для него ад на земле…

Читайте также

У Второй симфонии есть программа. "Симфония должна походить на Вселенную", - полагал композитор. Демиург-Малер назвал свою музыку "Воскресение". Пять частей - как пять реплик. Пять воззваний. Я бы не стала полагаться на трактовки и комментарии исследователей, музыковедов. Не хочется искать зерно истины и опору для понимания в некой официальной истории создания и объяснения симфонии.

Можно ли пройти через страдания, подняться выше собственной боли, смерти - и жить вечно? Но сам Малер настойчиво употребляет в связи со своими творениями слово "ощущение". Просит опираться только на это - на личное восприятие. То есть - он предлагает слушателю самостоятельно пережить услышанное, и независимо от всех правил и толкований построить свою Вселенную. Собственно, музыка на то и дана нам. Она - свобода и созидание…

Мне лично - если говорить об ощущениях - исполнители передали чувство сопричастности и всю возможную яркость мира. Масштаб существования. Бесстрашие. Оркестр - этот грандиозный, вдохновенный, единый Артист, строитель, сверкающий золотыми слитками валторн и труб, победными и благородными смычками струнных, серебром флейт, - летел в этом концерте (я слушала Симфонию №2 в Тель-Авиве, в зале Израильской оперы) высоко и безоглядно. Текст партитуры, в котором голоса инструментов, такие красивые и гармоничные, живут трепетной жизнью, был преподан вдохновенно, культурно.

За дирижерским пультом стоял немецкий маэстро Голо Берг. И его воля, дружелюбие, деликатная манера, и в то же время точное знание цели и горячее желание открыть смыслы конкретной музыки, наделяли всех радостью. Голо Берг сочетает черты алхимика и исповедника. И огромный оркестр принимает, разделяет его принципы и символы веры. Традиционно прекрасны деревянные, наполнены силой и красочны альты, виолончели, скрипки. Медь транслирует волю и диктат своей невероятной красоты. Мистерия симфонии гипнотизирует. Увлекает. Трагедия и отголосок земных горестей композитора отдаются эхом в сердцах слушателей. Свет проливается от взмахов мудрого дирижера.

Отдельно надо сказать о хоре. Его голос - голос фантастического существа, обладающий дивным тембром. Браво руководителю, профессору Гжегожу Печке. Слитное, интеллигентное звучание хора венчает здание симфонии, как хрустальный купол. Я могла бы говорить об этом событии - пришествии Малера к нам - долго, восторженно. Но мне важно сказать читателям простую вещь: любите музыку, она без слов, или вне слов, или со словами скажет вам, что жизнь и смерть неразделимы. Что тайны бытия велики. А таланты в искусстве надо ценить, и они достойны лучшей славы, нежели политические деятели… "Оставь же трепет, приготовься жить!".

P.S Новый сезон симфонического оркестра Ришон ле-Циона открыт. НЕ лишайте себя его сокровищ и открытий.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке